*** *** |
Дело № 2а-420/2021 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2021 года |
город Кола |
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пелепца Е. Л.,
при секретаре Петровской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Потёмкиной Ю.О. к администрации МО г.п.Молочный Кольского района Мурманской области об оспаривании отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Потёмкина Ю.О. обратилась в суд с административным иском к администрации МО г.п.Молочный Кольского района Мурманской области (далее по тексту также администрация) об оспаривании отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях. В обоснование заявленных требований указала, что в *** года она подала в администрацию по месту жительства заявление о принятии её и членов её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма с целью участия в программе обеспечения жильем молодых семей. Одним из условий участия в данной программе является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении. Однако, на её заявление административным ответчиком письмом от *** № был дан ответ об отказе в признании её семьи нуждающейся в жилом помещении и включении в список граждан участников программы, со ссылкой на то, что она и её дочь обеспечены жильем площадью более учетной нормы.
Данный отказ она считает незаконным, так как в жилом помещении, в котором она и её дочь зарегистрированы по месту жительства, они проживают на основании договора найма, иных жилых помещений в собственности не имеют, при подаче заявления представила все необходимые документы, подтверждающие право на участие в указанной программе. При этом, на момент подачи заявления в администрацию ПАО «Сбербанк России» была ей одобрена заявка на получение ипотечного кредита на приобретение жилья, что и послужило основанием для подачи данного заявления для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей».
Ссылаясь на указанные обстоятельства и с учетом сделанных при рассмотрении дела письменных уточнений, просит суд признать незаконным отказ в признании её и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении, обязать администрацию рассмотреть заявление о признании её семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» на дату поступления данного заявления.
В судебном заседании истица Потёмкина Ю.О. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, указанным в административном иске.
Представитель администрации – Лапуть Ю.С. в судебном заседании и письменном отзыве возражала против удовлетворения иска. Указала, что Потёмкина Ю.О. и её несовершеннолетняя дочь имеют регистрацию по месту жительства в жилом помещении, общая площадь которого на одного человека превышает учетную норму, установленную в МО г.п.Молочный в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, при подаче заявления Потёмкиной Ю.С. были представлены сведения о доходах за 9 месяцев, тогда как данные сведения должны предоставляться за двенадцать месяцев, предшествующих подаче заявления. Полагала также, что Потёмкина Ю.О. не могла быть принята на учет, поскольку её семья не является малоимущей, при этом, после подачи заявления Потёмкина Ю.О. приобрела жилое помещение, находящееся в Калининградской области, тогда как по условиям участия в программе приобретаемое за счет социальной выплаты жилое помещение должно находиться на территории соответствующего субъекта РФ, то есть в данном случае Мурманской области.
Представитель заинтересованного лица – Министерства строительства Мурманской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050.
Согласно п.6 Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п.7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что Потёмкина Ю.О., *** года рождения, с *** зарегистрирована по месту жительства и проживает в жилом помещении, расположенным по адрес***. Также в указанном жилом помещении с *** зарегистрирована по месту жительства ***
Как следует из обстоятельств дела и пояснений сторон, данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери Потёмкиной Ю.О. – ФИО1, с которой Потёмкиной Ю.О. *** заключен договор найма этой квартиры.
*** Потёмкина Ю.О. обратилась в администрацию МО г.п.Молочный Кольского района Мурманской области с заявлением о принятии с составом семьи из одного человека - *** на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в целях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей».
Письмом от *** № главой администрации г.п.Молочный Кольского района Мурманской области в постановке на указанный учет было отказано со ссылкой на то, что занимаемое Потёмкиной Ю.О. и *** жилое помещение по адрес***, общей площадью *** то есть *** на каждого члена семьи, что превышает действующую в муниципальном образовании норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Суд находит указанные основания отказа постановки Потёмкиной Ю.О. на учет незаконными, поскольку при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (пункт 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат).
Аналогичные положения содержатся в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений и их использования, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 571-ПП, с последующими изменениями и дополнениями.
Из смысла приведенных норм права следует, что для определения степени обеспеченности молодой семьи жилой площадью необходимо исходить из принадлежащих каждому члену такой семьи на праве собственности или находящихся в его пользовании по договору социального найма, найма жилых помещений социального использования, не принимая в расчет имущество, принадлежащее на праве собственности или находящееся в пользовании лиц, не входящих в состав молодой семьи, претендующей на участие в программе.
Таким образом, порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья регулируется специальным нормативным актом, который, в отличие от ст.51 Жилищного кодекса РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением предусматривает необходимость учета только жилых помещений (части жилого помещения), занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Как указано выше, жилое помещение, расположенное по адрес*** не принадлежит на праве собственности Потёмкиной Ю.О. ***, в связи с чем площадь данного жилого помещения не должна была учитываться администрацией при рассмотрении заявления Потёмкиной Ю.О. о принятии на учет в целях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей».
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемый отказ в постановке Потемкиной Ю.О. на указанных учет нельзя признать правомерным, в связи с чем требование о признании данного отказа незаконным является обоснованными и подлежит удовлетворению.
Приведенные при рассмотрении спора представителем административного ответчика доводы о наличии иных оснований для отказа в постановке Потёмкиной Ю.О. на учет суд находит подлежащими отклонению, поскольку данные мотивы не были приведены администрацией в оспариваемом решении.
Согласно абзацу 2 п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27.09.2016 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
По настоящему делу администрация, обосновывая свой отказ в принятии Потёмкиной Ю.О. на учет, в обжалуемом решении сослалась только на превышение площади занимаемой Потёмкиной Ю.О. и её дочерью жилого помещения учетной норме жилья, в связи с чем приведенные административным ответчиком новые обстоятельства, изменяющие основания принятого оспариваемого решения, подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика надлежит возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Потёмкиной Ю.О. от ***. При этом, указание в уточненных требованиях и пояснениях Потёмкиной Ю.О. на необходимость рассмотрения её заявления исходя из фактических данных, имевших место на дату подачи заявления, суд считает необоснованными, поскольку при повторном рассмотрении поставленного вопроса администрация не лишена возможности установления и оценки обстоятельств, необходимых для принятия нового решения, в том числе связанных с приобретением Потёмкиной Ю.О. в *** года на праве собственности жилого помещения в ***.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным уведомление администрации МО г.п.Молочный Кольского района Мурманской области от *** № об отказе Потёмкиной Ю.О. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей».
Обязать администрацию МО г.п.Молочный Кольского района Мурманской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Потёмкиной Ю.О. от *** о принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей».
Взыскать с администрации МО г.п.Молочный Кольского района Мурманской области в пользу Потёмкиной Ю.О. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб. /триста руб./.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий -