Дело № 2-242/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
20 января 2015 года Анапский городской суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего Грошковой В.В.,
при секретаре Стадниченко К.Е.,
с участием помощника Анапского межрайонного прокурора Агишевой Ю.П.,
представителя ответчика Орщенко А.С.,
представителя третьего лица Галбаевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город-курорт Анапа, к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, находящихся в муниципальной собственности,
у с т а н о в и л :
Анапский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город-курорт Анапа, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В обоснование заявленных требований указал, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа по исполнению земельного законодательства.
На основании постановления главы г.-к. Анапа №675/3 от 01.06.2004 «О предоставлении земельного участка в аренду ОАО «Роспечать» 10.06.2004 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.-к. Анапа и ОАО «Роспечать» заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № 3700001353 площадью 9 кв.м, расположенного по адресу: г. Анапа ул. Краснозеленых, для размещения киоска № 4. Срок Договора установлен до 01.06.2005. Размер арендной платы по указанному договору установлен 3359 рублей (из расчета 24,88x15 рублей/м.кв.).
В соответствии с п 5. Постановления главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 № 529 «О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности па территорий Краснодарского края» размер ежегодной арендной платы по договору аренды земельного участка рассчитывается по следующей формуле: SUM = S х Бс х Кц х Кт, где
SUM - сумма ежегодной арендной платы за земельный участок, руб.;
S - площадь арендуемого земельного участка, кв. метр:
Бс - базовая ставка арендной платы по категории земель, руб.;
Кц - поправочный коэффициент по категориям арендаторов и видам целевого использования земельного участка, определяемый по приложению №8 к настоящему постановлению;
Кт - коэффициент зональной дифференциации, применяемый по природно-экономическому или градостроительному зонированию.
Соглашениями о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № 3700001353 от 10.06.2004, заключенными в 2005-2009 г.г. внесены изменения в пункты договора, касающиеся срока и размера внесения арендной платы.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 № 50 «О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края» размер годовой арендной платы при аренде земельных участков определяется одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночной стоимости.
Данные правила применяются в случаях заключения договоров аренды земельных участков либо внесения изменений в указанные договоры аренды земельных участков в части расчетов арендной платы, в том числе переоформления в установленном порядке права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
Вместе с тем установлено, что указанный земельный участок не сформирован и на учете в Государственном кадастре недвижимости не стоит, соответственно его кадастровая стоимость не установлена.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования г.-к. Анапа, выразившееся в неприятии мер, направленных на формирование указанного земельного участка, постановки его на учет в Государственный кадастр недвижимости исключает возможность сдачи его в аренду, не позволяет в соответствии с действующим законодательством определить правильный размер арендной платы, поступающей в доход местного бюджета, средств от использования муниципального имущества, чем нарушаются права и законные интересы муниципального образования и граждан - неопределенного круга лип.
Кроме этого, не принятие мер по формированию и постановке на учет в ГКН данного земельного участка со стороны Администрации нарушает интересы собственника этого имущества - муниципального образования г.-к. Анапа, а также закрепленный статьей 4 Конституции Российской Федерации принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории государства и, тем самым ущемляются интересы Российской Федерации.
В связи с чем прокурор просит суд признать бездействие администрации г.Анапа в непринятии мер по формированию и постановке на ГКУ земельного участка площадью 9 кв.м., расположенного по адресу:. Анапа. ул. Краснозеленых, переданного на основании договора аренды №3700001353 от 10.06.2004 года ОАО «Роспечать» для размещения киоска №4 и обязать администрацию г.Анапа принять меры по приведению в соответствие действующему законодательству вышеуказанного договора аренды №3700001363.
В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Агишева Ю.П. подержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – Орищенко А.С., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на то, что на момент заключения договора аренды №3700001353 от 10.06.2004 года законодательство не обязывало ставить земельные участки на государственный кадастровый учет, также указал, что спорный земельный участок трудно формировать, потому как он относится к зеленой зоне и расположен вблизи тротуара, а печатные киоски имеет социальный характер, поэтому администрация г.Анапа не предъявляет к ним требований по формированию и постановке на ГКУ земельных участков.
Представитель третьего лица ОАО «Роспечать» - Галбаева С.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные прокурором требования и пояснила, то ОАО «Роспечать» за свой счет осуществило формирование земельного участка под киоском №4, изготовило межевое (землеустроительное) дело на земельный участок, однако администрация г.Анапа под различными предлогами уклоняется от согласования данного землеустроительного дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела на основании постановления главы г.-к. Анапа №675/3 от 01.06.2004 «О предоставлении земельного участка в аренду ОАО «Роспечать» 10.06.2004 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.-к. Анапа (в настоящее время Управление имущественных отношений) и ОАО «Роспечать» заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № 3700001353 в отношении земельного участка площадью 9 кв.м, расположенного по адресу: г. Анапа ул. Краснозеленых, для размещения киоска № 4. Срок Договора установлен до 01.06.2005. Размер арендной платы по указанному договору установлен 3359 рублей (из расчета 24,88x15 рублей/м.кв.).
В соответствии с п 5. Постановления главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 № 529 «О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности па территорий Краснодарского края» размер ежегодной арендной платы по договору аренды земельного участка рассчитывается по следующей формуле: SUM = S х Бс х Кц х Кт, где
SUM - сумма ежегодной арендной платы за земельный участок, руб.;
S - площадь арендуемого земельного участка, кв. метр:
Бс - базовая ставка арендной платы по категории земель, руб.;
Кц - поправочный коэффициент по категориям арендаторов и видам целевого использования земельного участка, определяемый по приложению №8 к настоящему постановлению;
Кт - коэффициент зональной дифференциации, применяемый по природно-экономическому или градостроительному зонированию.Соглашениями о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № 3700001353 от 10.06.2004, заключенными в 2005-2009 г.г. внесены изменения в пункты договора, касающиеся срока и размера внесения арендной платы.
В судебном заседании сторонами не отрицался тот факт, что договор аренды земельного участка №3700001353 от 10.06.2004 года до настоящего времени является действующим, участок используется на праве аренды ОАО «Роспечать» для указанных в нем целей.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 № 50 «О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края» размер годовой арендной платы при аренде земельных участков определяется одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночной стоимости.
Данные правила применяются в случаях заключения договоров аренды земельных участков либо внесения изменений в указанные договоры аренды земельных участков в части расчетов арендной платы, в том числе переоформления в установленном порядке права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными чаконами.
Согласно ст. 11.3 3К РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса. Для принятия решения об образовании земельных участков, необходимы следующие документы, в т.ч. кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим липам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления пли обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.
Вместе с тем в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что используемый ОАО «Роспечать» на праве аренды земельный участок площадью 9 кв.м. по ул. Краснозеленых г.Анапа под киоском №4 на кадастровый учет не поставлен, процедура его формирования не соблюдена, границы на местности не описаны и не удостоверены, в связи с чем в силу норм действующего земельного законодательства он не существует как предмет гражданско-правовых отношений.
Кроме того непринятие мер по постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет приводит к нарушению требований постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 № 50 «О Правилах определения размера арендной платы за земельные участки…» в части того, что кадастровая стоимость данного земельного участка не установлена, а рыночная стоимость не устанавливалась.
Доводы представителя ответчика о том. что на момент заключения договора аренды в 2004 году земельное законодательство не содержало требований об обязательной постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и об их формировании, а также то, что процедура формирования земельного участка затруднительна с технической точки зрения, судом не принимаются, потому как третьим лицом в материалы дела предоставлена копия Схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте, а также копия межевого плана данного земельного участка. Свидетельствующие о том, что ОАО Роспечать» предприняты меры к формированию и постановке на ГКУ спорного земельного участка, однако администрация г.Анапа уклоняется от согласования межевого плана и дальнейшей постановки на ГКУ земельного участка.
Более того с 2007 года действует Федеральный закон №221-ФЗ от 21.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», который содержит обязательные требования к формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, являющихся предметами сделок (в том числе договоров аренды), в связи с чем наличие ранее заключенных договоров аренды в отношении земельных участков (до введения в действие ФЗ №221 от 21.07.2007) не освобождает органы местного самоуправления от обязанности постановки на ГКУ объектов земельных правоотношений (земельных участков), участвующих в гражданском обороте.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящий иск, не является постоянной, постоянно меняется, поэтому требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц и органа местного самоуправления.
Изложенное дает суду основания полагать, что требования прокурора заявлены правомерно.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход государства.
Поскольку в силу ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации органы прокуратуры от уплаты государственной пошлины освобождены, принимая во внимание то, что исковые требования удовлетворены с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город-курорт Анапа, к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в непринятии мер по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка несельскохозяйственного назначения площадь 9 кв.м., расположенного по адресу: г.Анапа, ул. Краснозеленых, переданного на основании договора аренды №3700001353 от 10.06.2004 года ОАО «Роспечать».
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа принять меры по приведению в соответствие действующему законодательству договора аренды земельного участка №3700001353 от 10.06.2004, заключенного с ОАО «Роспечать», в отношении земельного участка площадью 9 кв.м. расположенного по адресу: г.Анапа, ул. Краснозеленых, для размещения киоска №4.
Взыскать с администрации муниципального образования город-курорт Анапа в пользу соответствующего бюджета бюджетной системы РФ государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий :