Решение по делу № 16-2033/2024 от 24.07.2024

№ 16-2033/2024

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владивосток                                                                          7 августа 2024 года

              Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Исакова В.В. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска Хабаровского края» от 5 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника жилищно-коммунальной службы № 1 (г. Хабаровск) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны Российской федерации по Восточному военному округу Исакова Владилена Валерьевича,

у с т а н о в и л а:

постановлением мирового судьи судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска Хабаровского края» от 5 марта 2024 года начальник жилищно-коммунальной службы № 1 (г. Хабаровск) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны Российской федерации по Восточному военному округу (далее – ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО) Исаков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Определением судьи Кировского районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 16 мая 2024 года ходатайство Исакова В.В. о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления мирового судьи судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска Хабаровского края» от 5 марта 2024 года отклонено.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Исаков В.В. просит постановление мирового судьи отменить как незаконное, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Изучив, доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.

    Частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.

    В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ, нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела).

    Часть 1 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ) определяет, что под документарной проверкой понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ в ходе документарной проверки может совершаться контрольное (надзорное) действие - истребование документов.

Согласно части 4 статьи 72 означенного Федерального закона в течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.

В силу положений части 4 статьи 80 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов.

    Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом (часть 12 статьи 65 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ).

    Согласно оспариваемому постановлению мирового судьи судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска Хабаровского края» от 5 марта 2024 года в ходе рассмотрения возбужденного в отношении начальника ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО Исакова В.В. на основании протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, № 02.1-12-111/2024 от 5 февраля 2024 года установлено, что в связи с обращениями граждан, поступивших 19, 26 октября, 7-9 ноября 2023 года об отсутствии или поступлении с низким давлением холодной воды в многоквартирных домах № 6, 19, 22 по ул. Интернациональной в г. Хабаровске заместителем начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Саласиным А.П. 14 ноября 2023 года принято решение № 1044-ржн о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России). Указанное решение было размещено в федеральной государственной информационной системе «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» 14 ноября 2023 года. В пункте 13 указанного решения обозначены документы, которые необходимо представить контролируемому лицу в целях проведения проверки: - список поступивших заявок от граждан, проживающих в МКД по вопросам ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению с начала 2023 года; - акты выполненных работ, а так же иные документы, содержащие сведения о принятых мерах по восстановлению предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в МКД в бесперебойном режиме; - письменные объяснения по факту непринятия мер в течение длительного времени в части предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в МКД ненадлежащего качества; - копию распорядительного документа определяющего должностные полномочия директора, копию распорядительного документа о назначении на должность директора, в случае нахождения директора в отпуске, на больничном, командировке и т.д. на период проверки, копии подтверждающих данный факт документов, а так же документов, возлагающих исполнения обязанностей директора на иное лицо; - в случае, если запрашиваемые документы ранее предоставлялись в адрес главного управления, то надлежит предоставить сведения об их реквизитах.

    17 ноября 2023 года принятое решение и требование о предоставлении в течение 10 рабочих дней указанных в пункте 13 решения документов направлены на адрес электронной почты info@mil.ru ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а также по почте почтовым отправлением (<данные изъяты> по адресу:105066, <адрес>, которое было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54, 55-56).

Поскольку запрашиваемые документы к указанному в решении времени не поступили, в 17 часов 59 минут 6 декабря 2023 года консультантом территориального отдела контроля содержания общего имущества многоквартирных домов и надзора в сфере капитального ремонта управления государственного жилищного надзора главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Чернышовым Р.А. составлен акт № П2023-02.1-0167 о невозможности проведения внеплановой документарной проверки ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (л.д.59).

Признавая наличие в действиях начальника ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО Исакова В.В. состава вмененного административного правонарушения, мировой судья исходил из доказанности следующих обстоятельств дела: - получение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России решения №1044-ржн и требования о предоставлении в течение 10 рабочих дней необходимых для проведения проверки документов по электронной почте не подтверждено; - подтвержден факт получения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России означенных выше документов почтой 23 ноября 2023 года; - документы до конца рабочего дня 6 декабря 2023 года представлены не были. Установив данные обстоятельства, мировой судья отклонил возражения защитника Исакова В.В. о своевременном исполнении требований органа контроля со ссылкой на предоставление запрошенных документов электронной почтой 7 декабря 2023 года и почтовой корреспонденцией 11 декабря 2023 года, указав, что в обоих случаях 10-дневный срок истек.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 КоАП РФ.

В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

К событию административного правонарушения относятся время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

Определяя время совершения административного правонарушения 6 декабря 2023 года 17 часов 59 минут, мировой судья не учел следующее.

В соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ и исходя из срока, установленного в требовании от 16 ноября 2023 года (л.д.54), контролируемым лицом запрошенные документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования.

Следовательно, получив направленные почтой решение №1044-ржн и требование 23 ноября 2023 года (получение адресатом указанных документов иным способом и в иную дату признано мировым судьей не доказанным), ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было обязано направить документы не позднее 7 декабря 2023 года, когда истекал 10-й рабочий день, а не 6 декабря 2023 года, как установлено судебным постановлением.

При указанных обстоятельствах ответ, направленный на адрес электронной почты на имя заместителя начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Саласина А.П. начальником ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО Исаковым В.В. 7 декабря 2023 года № 370/у/4/1/7/3848 (л.д.63), подлежал оценке при рассмотрении данного дела на предмет достаточности и полноты применительно к запрошенным органом государственного контроля (надзора) документам.

Между тем мировой судья от оценки данного ответа уклонился, ошибочно посчитав, что он направлен по истечении установленного срока.

Кроме того, в оспариваемом постановлении не указано место совершения Исаковым В.В. административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Анализ объективной стороны вмененного Исакову В.В. административного правонарушения свидетельствует о том, что оно характеризуется бездействием.

В связи с этим при определении территориальной подсудности рассмотрения дел данной категории необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в подпункте «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5), в соответствии с которыми дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Протоколом об административном правонарушении № 02.1-12-111/2024 от 5 февраля 2024 года, составленном в отношении начальника ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО Исакова В.В. по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, место совершения административного правонарушения указано: 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д.2 «б» (л.д.3, оборот).

По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц по данному адресу находится ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Данных о том, что местом исполнения начальником ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО Исаковым В.В. своих обязанностей является именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, материалы дела не содержат, следовательно, место совершения вмененного в вину Исакову В.В. административного правонарушения в указанном процессуальном документе указано неверно.

Вместе с тем при рассмотрении дела судебные инстанции не лишены возможности установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в числе прочего уточнить дату и место совершения административного правонарушения, что согласуется с позицией, изложенной в пункте 4 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 о возможности восполнить несущественные недостатки протокола об административном правонарушении при рассмотрении дела по существу.

Подсудность данного дела мировому судье судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска Хабаровского края» определена исходя из места нахождения филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО: 680038, г. Хабаровск, ул. Запарина, д.124 (л.д.2).

Отклоняя доводы защитника о том, что место работы начальника ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО Исакова В.В. не находится в филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по означенному выше адресу, в связи с чем настоящее дело не относится к подсудности мирового судьи судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска Хабаровского края», мировой судья в постановлении сослался на приказ начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО от 24 марта 2019 года № 1262 «О переводе на другую работу Исакова В.В.», согласно которому местом работы означенного в приказе должностного лица является г. Хабаровск, ул. Запарина, д.124.

Между тем из материалов дела и общедоступных сведений, размещенных в сети «Интернет» следует, что местом нахождения обособленного подразделения - ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО является адрес: 680032, Хабаровский край, г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 42. Данное обстоятельство подтверждено и уведомлением о постановке на налоговый учет в ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска, представленным с настоящей жалобой.

Все подписанные Исаковым В.В. и принятые к учету по настоящему делу ответы, сообщения, доверенность оформлены на бланке ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО с указанием адреса: 680032, Хабаровский край, г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 42 (л.д.77, 78,82). Этот адрес был принят во внимание и при направлении Исакову В.В. уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д.8).

При указанных обстоятельствах следует вывод, что настоящее дело принято мировым судьей судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска Хабаровского края» с нарушением правил территориальной подсудности.

В соответствии с положениями, закрепленными в статье 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют среди прочих вопрос, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела (пункт 1); правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела (пункт 3).

Из содержания статьи 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (пункт 4 части 1), а если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, то разрешается вопрос о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (пункт 5 части 1).

Получив дело об административном правонарушении, переданное заместителем начальника управления государственного жилищного надзора – начальником Хабаровского отдела государственного жилищного надзора Бакаевским С.А. для рассмотрения, мировой судья при подготовке дела к рассмотрению его подсудность себе не проверил, не принял во внимание, что в составленном в отношении начальника ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО Исакова В.В. протоколе об административном правонарушении №02.1-12-111/2024 указано место совершения вмененного должностному лицу административного правонарушения, исходя из места нахождения юридического лица - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д.2б), а актуальных данных, свидетельствующих о том, что Исаков В.В. исполняет свои должностные обязанности по месту нахождения филиала указанного юридического лица - г. Хабаровск, Запарина, д.124, в дело не представлено.

Допущенные на стадии подготовки дела об административном правонарушении нарушения процессуальных требований повлекли рассмотрение дела мировым судьей судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска Хабаровского края» с нарушением правил территориальной подсудности.

Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П сформулирована правовая позиция о том, что решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Таким образом, допущенные мировым судьей процессуальные нарушения свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении порядок привлечения Исакова В.В. к административной ответственности соблюден не был.

С учетом вышеизложенного, следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, в отношении начальника ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО Исакова В.В. постановление мирового судьи судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска Хабаровского края» 5 марта 2024 года подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Девятом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения Исакова В.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

    жалобу Исакова В.В. удовлетворить.

               Постановление мирового судьи судебного участка № 19 судебного района «Кировский район г. Хабаровска Хабаровского края» от 5 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника жилищно-коммунальной службы № 1 (г. Хабаровск) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны Российской федерации по Восточному военному округу Исакова Владилена Валерьевича отменить.

               Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

    Судья

    Девятого кассационного суда

    общей юрисдикции                                                            Е.В. Королева

16-2033/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Исаков Владилен Валерьевич
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

19.4.01

Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
07.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее