ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06 июня 2022 года г. ПермьСудья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,
при ведении протокола секретарем ФИО1
с участием привлекаемого лица ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
в отношении ФИО3, Дата года рождения, уроженца Адрес, паспорт гражданина РФ №, выдан Дата ..., зарегистрированного по адресу: Адрес проживающего по адресу: Адрес, не трудоустроенного,
УСТАНОВИЛ:
Протоколом от 11.05.2022, составленным старшим инспектором ОиАЗ отдела полиции ... ФИО4., установлено, что 08.03.2022 в период времени с 12:56 по 13:10 по адресу: Адрес, выявлено, что ФИО5, Дата года рождения, посредством сети «Интернет» разместил на странице «ВКонтакте», используя страницу пользователя «ФИО6» http://vk.com/... запись «#Нет войне#Свободу Навальному#РоссияБудетСчастливой», кроме этого с 24.02.2022 по 07.03.2022 на стене для публикаций страницы «ВКонтакте», используемой ФИО7., 08.03.2022 выявлено размещение различных публикаций с подписями (хэштегами) «#НетВойне», «#ЯпротивВойны», «#No War», содержащими сведения, дискредитирующими использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
В судебном заседании ФИО8 с правонарушением не согласился, пояснил, что 08.03.2022, скорее всего, находился дома, поскольку нигде не работает и не учится, имеет страницу «В Контакте», для поддержания обвинения необходимо вызвать в судебное заседание прокурора, а также допросить в качестве свидетелей оперуполномоченного УФСБ ... ФИО9 и старшего инспектора ОиАЗ отдела полиции ... ФИО10 Поддержал письменные объяснения по делу, указав, что размещение подавляющего большинства публикаций произведено до вступления в силу закона, устанавливающего для этого ответственность, термин «дискредитация» в целях привлечения к административной ответственности законодательством не разъяснен, Европейский суд признал важность «Интернета» в осуществлении права на свободу выражения мнения, протокол исследования предметов и документов, имеющийся в материалах дела, составлен по оперативно-розыскному мероприятию, в связи с чем подлежит исключению из материалов дела.
Старший инспектор ОИАЗ отдела полиции ... ФИО11., составившая протокол, о дате судебного заседания извещена, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав участвующее лицо, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Статья 29 Конституции РФ устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статьей 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ в ред. от 25.02.2022 «О статусе военнослужащих» на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных.
Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом (статья 71 Конституции РФ).
Указом Президента РФ от 07.05.1992 № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации и в соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности», объявлено о создании Вооруженных Сил Российской Федерации.
Создавая собственные Вооруженные Силы, Российская Федерация сохраняет и подтверждает: преемственность лучших боевых и героических традиций российской армии, использование Вооруженных Сил для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета; взятые обязательства по выполнению достигнутых международных договоров и договоренностей в области сокращения вооружений. Строительство Вооруженных Сил Российской Федерации будет осуществляться на основе принципов: подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти; соответствия организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) Концепции безопасности России; многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту; единоначалия; постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций, норм международного права, мирового опыта военного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
На основании ч. 4 ст. 1 указанного Закона, в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности адрес, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 10.1 указанного закона, решение об оперативном использовании за пределами адрес в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В силу ч. 2.1 ст. 10 указанного Федерального закона, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами адрес в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами адрес; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.
Под дискредитацией принято понимать подрыв доверия к кому-то, умаление авторитета и т.п.
Из материалов дела следует, что 08.03.2022 в период времени с 12:56 по 13:10 по адресу: Адрес, выявлено, что ФИО12, Дата года рождения, посредством сети «Интернет» разместил на странице «ВКонтакте», находясь по адресу: Адрес, используя страницу пользователя «ФИО13» http://vk.com... запись «#Нет войне#Свободу Навальному#РоссияБудетСчастливой», кроме этого с 24.02.2022 по 07.03.2022 на стене для публикаций страницы «ВКонтакте», используемой ФИО14., 08.03.2022 выявлено размещение различных публикаций с подписями (хэштегами) «#НетВойне», «#ЯпротивВойны», «#No War», содержащие сведения дискредитирующие использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22.02.2022 № 35-ФС «Об использовании Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», тем самым искажал и дискредитировал задачи по использованию Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и сами Вооруженные силы Российской Федерации, которые используются за пределами территории на основе общепризнанных принципов и норм международного права, при этом указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.
До составления протокола проведена проверка в рамках оперативно-розыскной деятельности.
В ходе осуществления оперативно - служебной деятельности Управляем Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) Управление по Пермскому краю в соответствии со статьями 6, 7, 15 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности» установлен и задокументирован факт размещения пользователем социальной сети «ФИО15» http://vk.com/... запись «#Нет войне#Свободу Навальному#РоссияБудетСчастливой», различных публикаций с подписями (хэштегами) «#НетВойне», «#ЯпротивВойны», «#No War».
По результатам проверки составлен материал КУСП 12544 от 15.04.2022.
Оснований для вывода о нарушении права на свободу выражения мнений не усматриваю. Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29, части 1 и 2). Это соответствует и международно-правовым стандартам, которые, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, в то же время устанавливают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом (статьи 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Вопреки ходатайству о допросе в суде в качестве свидетеля старшего оперуполномоченного УФСБ России по Пермскому краю ФИО16., основания для этого отсутствуют, поскольку наличие публикаций, содержащих сведения, дискредитирующие использование Вооруженных сил Российской Федерации, произведено с участием специалиста: ФИО17., при информировании прокурора. Для удовлетворения заявленного ходатайства оснований не усматриваю.
Данное доказательство требованиям допустимости отвечает в полной мере, факт составления документов в рамках оперативно-деятельности основанием для невозможности их использования в качестве доказательства не является в силу положений ст. 26.2 КоАП РФ, устанавливающих, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, права и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделены в соответствии с Законом № 149-ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельностью.
Таким образом, сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, рапорта оперативных сотрудников являются допустимыми доказательствами, поскольку получены уполномоченными лицами в соответствии действующим законодательством.
При отказе в удовлетворении ходатайства о вызове в суд прокурора, отмечается следующее.
Согласно ст. 24.6 КоАП РФ генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
При этом участие прокурора в производстве рассматриваемого дела не предусмотрено действующим законом.
Рассматривая ходатайство о вызове в суд свидетеля - старшего инспектора ОИАЗ отдела полиции ... ФИО18, оснований для его удовлетворения также не нахожу.
Установлено, что данное должностное лицо является лицом, составившим протокол по делу об административном правонарушении.
Учитывая отсутствие в КоАП РФ понятия «сторона административного преследования» (должностное лицо, составившее протокол, вынесшее решение по делу, представитель юрисдикционного органа), при рассмотрении настоящего дела, в отсутствие вопросов у привлекаемого лица данному лицу, наличие в материалах дела протокола, замечания при составлении которого у привлекаемого лица отсутствовали, необходимости допроса в качестве свидетеля, как заявлено в ходатайстве, должностного лица, не усматриваю.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 № 1311-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО20 на нарушение его конституционных прав рядом положений гл. 25, 29 и 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд не выполняет обвинительную функцию, процессуальные действия, направленные на сбор доказательств, осуществляются должностными лицами (ст. 26.3, 26.5, 26.9, гл. 27 КоАП и др.). Собранные же и представленные этими лицами доказательства - наряду с доказательствами, представленными участниками производства по делу, имеющими на это право, - исследуются судом, который тем самым осуществляет функцию правосудия.
Вина ФИО19 в совершении правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 11.05.2022 № 5903 116373/1054;
- объяснением ФИО21 от 11.05.2022;
- рапортом ст.инспектора ОИАЗ ОП ... ФИО22;
- рапортом оперуполномоченного по ОВД ГУ МВД России по Пермскому краю ... ФИО23.;
- протоколом исследования предметов и документов от 08.03.2022 с приложением скриншотов страниц;
- объяснением ФИО24 от 06.04.2022;
- иными материалами дела.
В п. 8.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 (ред. от 28.10.2021) обращено внимание судов на то, что фактические обстоятельства, послужившие основанием для привлечения лица к административной ответственности по статье 20.3.1 либо по части 1 или 2 статьи 20.3.2 КоАП РФ, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления, предусмотренного статьей 280.1 или частью 1 статьи 282 УК РФ, поскольку такая виновность устанавливается судом в предусмотренных уголовно-процессуальным законом процедурах на основе всей совокупности доказательств, включая не исследованные при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 названного Кодекса).
При таких обстоятельствах возбуждение настоящего дела об административном правонарушении является обоснованным.
Указанные доказательства признаются достоверными, допустимыми, свидетельствующими о наличии вины в совершенном правонарушении.
Событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Оснований для вывода об истечении срока давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения не имеется. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Согласно протоколу от 11.05.2022, датой выявления правонарушения является 08.03.2022.
Статьей 1 Федерального закона от 04.03.2022 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» кодекс дополнен статьями 20.3.3 и 20.3.4 следующего содержания:
«Статья 20.3.3. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности
1. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».
Пункты 7, 11, абзац третий подпункта "а" и абзац третий подпункта "б" пункта 12, подпункт "а" пункта 15 и пункт 16 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.03.2022, размещен в Собрании законодательства РФ 07.03.2022, № 10, ст. 1388.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень которых является исчерпывающим (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. В связи с этим судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, подлежащей применению.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Наказание назначается с учетом необходимости эффективного достижения цели восстановления прав неограниченного круга лиц, пресечения правонарушений в рассматриваемой области, предотвращения совершения повторного правонарушения в данной сфере, с учетом индивидуальных особенностей лица, привлекаемого к административной ответственности, не имеющего дохода.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО25 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (Тридцати тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа Управление МВД России по г. Перми, КПП 590401001, ИНН 5904102830, р/с 03100643000000015600, банк получателя Отделение Пермь Банка России//УФК по Пермскому краю г. Пермь, БИК 015773997, ОКТМО 57701000, КБК 18811601201019000140, УИН 18880459229031163732 (штраф по постановлению 5-981/2022).
Разъяснить привлекаемому лицу положения статьи 32.2 КоАП РФ, согласно которой административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, а также ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Исполнение считается законченным с момента поступления в суд (г.Пермь, ул.Плеханова, 40, каб. 1) квитанции об уплате штрафа либо уведомления о его принудительном взыскании. Платежный документ или его копию незамедлительно после уплаты штрафа любым доступным способом представить в суд.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми в течение 10 суток со дня получения его копии.
Копия верна
Судья Е.В. Мухина
В мотивированном виде изготовлено 07.06.2022