Дело № 12-342/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
01 декабря 2023 года г. Серпухов, Московская область
Судья Серпуховского городского суда Московской области Аршикова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Хисамутдиновой О.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети» (ПАО «Россети») на постановление № 14-090/2023 от 22.09.2023, вынесенное начальником Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ПАО «Федеральная сетевая компания – Россети» (ПАО «Россети»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № 14-090/2023 от 22.09.2023г. ПАО «Россети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с постановлением ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
ПАО «Россети» обжалует данное постановление, просит изменить постановление о назначении административного наказания в части назначенного наказания и снизить административный штраф до ниже низшего предела, указывая на то, что допущенное ПАО «Россети» правонарушение не повлекло негативных последствиях для физических лиц, юридических лиц, а также для окружающей среды. ПАО «Россети» раскаивается в совершении данного правонарушения (что зафиксировано в постановлении), что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. В отношении ПАО «Россети» одновременно были вынесены постановления по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ от 20.09.2023 № 14-173/2023, от 22.09.2023 № № 14-106/2023,12-138/2023 о назначении административного наказания в виде штрафа, в размере 600 000 рублей. Общая сумма штрафов в пределах одного муниципального района составляет 2 400 000 рублей. ПАО «Россети» считает необоснованным назначение Обществу высокого административного штрафа (600 000 рублей), явно несоразмерного совершенному правонарушению. Мера административного взыскания не обеспечивает достижения целей административного наказания и тем самым носит по отношению Обществу карательный, а не превентивный характер. Поскольку основным видом деятельности ПАО «Россети» является передача электрической энергии, его приоритетной задачей, обозначенной органами государственной власти и управления в текущей политической ситуации, является сохранение существующего уровня энергоснабжения всех групп потребителей, недопущение его ухудшения. При этом административные штрафы в таком размере негативно отражаются на финансовой устойчивости общества, акции которого находятся в федеральной собственности, и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Значительные размеры административных штрафов ухудшают финансовое положение сетевой организации и еще больше ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения. Факт привлечения к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию и, как следствие, охраняемым законом государственным и общественным интересам обеспечивается соответствующая защита.
Представитель ПАО «Россети» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о рассмотрении жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, проверив предоставленные письменные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 8.32 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
На основании ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. «а» п. 23 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 17 вышеуказанных правил установлено, что юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Согласно п. п. 9, 10 вышеназванных Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии пунктами 26,27,29 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона. Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Постановлением Правительства Московской области 27.03.2023 № 156-ПП «О подготовке к пожароопасному сезону на территории Московской области в 2023 году», установлено начало пожароопасного периода с 10.04.2023.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Губернатора Московской области от 27.04.2023 № 92-ПГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории Московской области», особый противопожарный режим установлен на территории Московской области с 00 часов 00 минут 28 апреля 2023 года.
Из материалов дела следует, что 23.05.2023 в 12 часов 00 минут должностными лицами Ступинского филиала ГКУ МО «Мособллес» при патрулировании лесов в рамках осуществления лесной охраны в соответствии со статьей 98.2 Лесного кодекса РФ по маршруту 17/16 на лесном участке в квартале 75 выделах 36,37 Городищенского участкового лесничества Ступинского лесничества вблизи д.Батайки городского округа Ступино Московской области выявлен факт нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, а именно, установлено, что ПАО «Россети» после проведения вырубки древесно-кустарниковой растительности в охранной зоне ЛЭП ВЛ 220 кВ «Каширская ГРЭС-Ступино», оставлены горючие материалы в виде вырубленных деревьев, кустарников и порубочных остатков, которые собраны в вал шириной 3,0-5,0 метров, высотой 0,6 – 1,0 метр. Вал с горючими материалами расположен в охранной зоне ЛЭП на протяжении 500 метров в 10,0 – 15,0 метрах от стены леса выдела 11, 12, 13, 42, 43 квартала 75 Городищенского участкового лесничества. Противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метра, отделяющая место рубки от прилегающих лесных массивов выдела 11, 12, 13, 42, 43 квартала 75 Городищенского участкового лесничества на протяжении 500 метров отсутствует. Вышеуказанные обстоятельства возникли в период действия на территории Московской области особого противопожарного режима.
Факт совершения ПАО «Россети» указанного правонарушения в полном объеме подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении № 14-090/2023 от 16.06.2023г., составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; актом патрулирования лесов № 2/564 от 23.05.2023г. с фототаблицей к указанному акту, в которых установлены и зафиксированы нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, допущенные ПАО «Россети»; схемой движения по маршруту патрулирования № 17/16; таксационными описаниями и чертеж-схемами Песоченксого участкового лесничества; свидетельством о государственной регистрации права, техническим паспортом.
Все имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о виновности ПАО «Россети» в совершении административного правонарушения, являются относимыми и допустимыми, и не противоречат действующему законодательству, они оценены должностным лицом и судом при рассмотрении жалобы в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Установлено, что ПАО «Россети» в соответствии со свидетельством о государственной регистрации является лицом, ответственным за вышеуказанную линию электропередач.
Судья считает, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с полученными доказательствами при рассмотрении административного дела, после всестороннего исследования доказательств, которые подтверждали факт совершения ПАО «Россети» административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья считает, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с полученными доказательствами при рассмотрении дела об административном правонарушении, после всестороннего исследования доказательств, которые подтверждали факт совершения ПАО «Россети» административного правонарушения.
Постановление должностного лица основано на материалах дела и законе, соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивировано, вынесено в пределах установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока. Оснований для прекращения производства по делу нет.
Нарушений, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления, не имеется.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст.1.5, 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении административного дела не допущено.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, с учетом имеющихся смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, размер назначенного наказания соответствует принципам разумности и справедливости, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, объектом которого является охрана окружающей среды и природопользования.
При таких обстоятельствах, жалоба ПАО «Россети» о снижении размера административного штрафа удовлетворению не подлежит.
Оснований для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено. Данные о наличии исключительных обстоятельств, связанных, с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, поведением привлекаемого к ответственности юридического лица, а также с его имущественным и финансовым положением, в деле отсутствуют. Сам по себе факт неоднократного привлечения юридического лица к административной ответственности, с назначением наказания в виде административного штрафа к таким основаниям не относится.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № 14-090/2023 от 22.09.2023г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ПАО «Федеральная сетевая компания – Россети (ПАО «Россети») - оставить без изменения, жалобу ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети» (ПАО «Россети» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья: Е.В. Аршикова