Решение по делу № 2а-600/2022 от 31.05.2022

Дело а-600/2022

УИД 11RS0-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,

с участием прокурора Филипповой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

26 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Пажга» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности,

установил:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения «Пажга», с учетом последних уточнений, принятых судом к производству, просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязать в срок до <дата> построить искусственные пожарные водоемы в районе жилых домов д.Савапиян (1 пожарный искусственный водоем), м. Кируль <адрес> (1 пожарный искусственный водоем); м. Чибин <адрес> (1 пожарный искусственный водоем); м.Погост <адрес> (1 пожарный искусственный водоем); д. Парчим (1 пожарный искусственный водоем); д.Гаръя (1 пожарный искусственный водоем); а м. Рой д. Гаръя (1 пожарный искусственный водоем); в д. Жуэд (1 пожарный искусственный водоем); д. Разгорт (1 пожарный искусственный водоем); а также привести в исправное состояние пожарные водоемы ПВ-50 в районе <адрес>. Гаръя, ПВ-25 в районе <адрес>. Савапиян, ПВ-50 в м. Рой с Пажга и наполнить указанные пожарные водоемы водой.

Судом привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ОНДиПР <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес>, администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми.

В судебном заседании прокурор Филиппова М.О. поддержала административные требования, установление срока устранения выявленных нарушений оставила на усмотрение суда.

Административный ответчик администрация сельского поселения «Пажга», заинтересованные лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Ранее представитель административного ответчика с иском согласилась частично, указав, что построить пожарные водоемы необходимо, вместе с тем у сельского поселения недостаточно денежных средств на такие мероприятия. В адрес руководителя администрации района и председателя Совета муниципального района направлялись ходатайства о выделении денежных средств, в ответ было предложено собрать документы для включения в адресную инвестиционную программу Республики Коми и провести работу по включению вопросов строительства/ремонта пожарных водоемов в перечень проектов, реализуемых в рамках проекта «Народный бюджет». Полагала, что пожарные водоемы относятся к объектам капитального строительства, а строительство таких объектов относится к полномочиям муниципального района.

В ходе рассмотрения дела представитель администрации района указала, что в силу положений Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) вопросы противопожарной безопасности отнесены к полномочиям сельских поселений, а не администрации района. Вместе с тем, администрация района оказывает содействие сельским поселениям в данном вопросе, в том числе создаются рабочие группы, по возможности выделяются денежные средства. Также указала, что на территории района есть более пожароопасные поселения, нежели сельское поселение «Пажга», которым имеющиеся денежные средства выделяются в первую очередь. Полагала срок выполнения работ, указанный прокурором в уточненных требованиях, неразумным и неисполнимым, поскольку сельскому поселению необходимо будет провести коммерческие процедуры, а до <дата> их провести не представится возможным.

Допрошенная ранее в качестве свидетеля государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору Косьяненко Е.В. показала, что совместно с прокуратурой района была проведена проверка противопожарных водоемов, в том числе на территории сельского поселения «Пажга», выявленные нарушения оформлены в письменном виде и направлены в прокуратуру, противопожарных водоемов на территории сельского поселения «Пажга» недостаточно, а имеющиеся нуждаются в ремонте. В 2018 году администрации сельского поселения выдавали предписание по данному вопросу, которое так и не было исполнено.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданину, организации право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).

На основании п. 4 ст. 27 Федерального закона от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации», когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано также ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как это предусмотрено ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 2 Закона № 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения.

По Уставу администрация сельского поселения «Пажга» является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения «Пажга», наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (ст. 4, 38 Устава). Граница сельского поселения «Пажга» установлена в соответствии с картографическим описанием границ согласно закону Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ (ст. 2 Устава).

В силу ст. 97 Закона Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в <адрес>» в состав муниципального образования на территории поселения Пажга входят поселок сельского типа Гарьинский, <адрес>, Жуэд, Парчим, Разгорт, Савапиян.

В соответствии ч. 1 ст. 177 Закона Республики Коми от 06.03.2006 № 13-P3 «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми» в состав административной территории входят поселок сельского типа Гарьинский, <адрес>, Жуэд, Парчим, Разгорт, Савапиян и прилегающие к ним земли.

Из вышеизложенного следует, что обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования сельского поселения «Пажга», вопреки доводам стороны административного ответчика, возлагается на администрацию сельского поселения «Пажга» как на исполнительно-распорядительный орган.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абз. 4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абз. 5); меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (абз. 7).

В силу ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в числе прочего создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 ст. 3).

Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ст.34).

К обязанностям организаций в области пожарной безопасности относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров (ст. 37).

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления.

Как следует из положений ст. 52 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Статьей 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2).

В силу ч. 1 ст. 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Согласно ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары (ч. 2).

Пунктами 75 и 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила №1479) установлено, что органами местного самоуправления сельских поселений для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В соответствии с п. 10.3 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 количество искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.

Как видно из материалов дела, прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Коми проведена проверка деятельности органов местного самоуправления на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в части готовности населенных пунктов к пожароопасному сезону на 2022 год, в ходе которой в деятельности администрации сельского поселения «Пажга» выявлены нарушения.

Судом установлено, что проведенная в апреле 2022 года совместно со специалистом отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по <адрес> прокуратурой района проверка показала, что в деятельности администрации сельского поселения «Пажга» допускаются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

Так, в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 75 Правил не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения следующие территории: в районе жилых домов д. Савапиян; в районе жилых домов м. Кируль с Пажга; в районе жилых домов м. Чибин <адрес>; в районе жилых домов м.Погост <адрес>; в районе жилых домов д. Парчим; в районе жилых домов д. Гаръя; в районе жилых домов а, 65, 67, 80, 82а, 84, 84а, 86-92 м. Рой д. Гаръя; вся территория д.Жуэд, д. Разгорт.

Кроме того, в неисправном состоянии находятся источники наружного противопожарного водоснабжения в районе следующих пожарных водоемов: ПВ-50, расположенного в районе <адрес>. Гаръя; ПВ-25, расположенном в районе <адрес>. Савапиян; ПВ-50, расположенном в м. Рой <адрес>.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 названного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Принятые администрацией меры к устранению выявленных нарушений в виде направления ходатайств о выделении финансирования являются недостаточными и не свидетельствуют о необоснованности заявленных требований, поскольку относимых и допустимых доказательств устранения выявленных нарушений, принятия действенных мер для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, на дату разрешения настоящего спора ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес>.

При этом, с учетом обстоятельств дела и вышеприведенных правовых норм, а также позиции сторон и заинтересованных лиц, суд полагает необходимым установить срок устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности до <дата>, полагая данный срок достаточным и разумным для совершения административным ответчиком возложенной на него обязанности.

Руководствуясь ст. 227, 218, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Пажга» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Пажга» по непринятию мер к устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Возложить на администрацию сельского поселения «Пажга» обязанность в срок до <дата>:

- построить по одному искусственному пожарному водоему в районе жилых домов д.Савапиян, м. Кируль <адрес>, м. Чибин <адрес>, м. Погост <адрес>, д.Парчим, д. Гаръя, а м. Рой д. Гаръя, в д. Жуэд и д. Разгорт;

- привести в исправное состояние пожарные водоемы ПВ-50 в районе <адрес>.Гаръя, ПВ-25 в районе <адрес>. Савапиян, ПВ-50 в м. Рой с Пажга и наполнить указанные пожарные водоемы водой.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                  Т.А. Сурнина

Мотивированное решение составлено <дата>.

2а-600/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зам. прокурора Сыктывдинского района Нестеренко А.Г.
Ответчики
АСП "Пажга"
Другие
Администрация МР "Сыктывдинский" РК
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Сыктывдинского района
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сурнина Татьяна Александровна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
31.05.2022Регистрация административного искового заявления
31.05.2022Передача материалов судье
03.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2022Судебное заседание
08.08.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее