Решение по делу № 2-165/2022 (2-6808/2021;) от 16.07.2021

Дело № 2-165/2022г.                                    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск 07 апреля 2022 года

Центральный районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи    Л.Н.Главатских,

при секретаре         Г.Д.Дюсимбаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нагибиной ФИО10 к Губернатору Челябинской области, Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области о восстановлении нарушенных трудовых прав работника, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    

Нагибина Ю.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области, Губернатору Челябинской области о восстановлении нарушенных трудовых прав, в котором просила признать нарушением ее трудовых прав со стороны Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области в части непредложения ей занять в период с 21.10.2019г. по 14.05.2021г. вакантные должности из группы должностей государственной гражданской1 службы в Управлении делами уровня заместителей руководителя, а также иные должности государственной гражданской службы в Управлении делами, незаконного назначения на должности иных лиц без учета преимущественного права истца в части социальных гарантий, обязании Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области отменить приказы о назначении на вышеуказанные должности иных лиц с полной отменой результатов конкурсов, обязании Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области провести процедуру сокращения государственных гражданских служащих, чьи должности сокращены постановлением Губернатора Челябинской области № 466 от 14.10.2019г., признания факта дискриминации истца со стороны Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, взыскания с Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области моральный вред в размере 80000 рублей.

В обосновании иска указала, что с сентября 2006 года проходила государственную гражданскую службу в Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области, с января 2011 года проходила государственную службу в должности председателя Комитета правового обеспечения. Постановлением Губернатора Челябинской области № 466 от 14.10.2019г. «О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 07.12.2010г. № 395» внесены изменения, касающиеся структуры Управления делами, а именно исключением возглавляемого ею подразделения-Комитета правового обеспечения, а из штатной численности-ее должности-председателя Комитета правового обеспечения.

Полагает, что исключение из структуры Управления подразделения-Комитета правового обеспечения и ее должности-председателя Комитета нарушило гарантию, предусмотренную ст. 256 ТК РФ.

Истец Нагибина Ю.М. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области - Кондрашова Л.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель Губернатора Челябинской области Алешкина О.А. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по основаниям, указанным в отзыве.

Представитель третьего лица прокуратуры Челябинской Ермаков М.А. в судебном заседании полагал исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Нагибина Ю.М. с 04 сентября 2006 года проходила государственную гражданскую службу в Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области, с 19 января 2011 года проходила государственную службу в должности председателя Комитета организационного и правового обеспечения.

27 января 2015 года назначена на должность председателя Комитета правового обеспечения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области.

Приказом от 23 августа 2018 года № 279-гк Нагибиной Ю.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 24 августа 2018 года по 15 апреля 2021 года.

Постановлением Губернатора Челябинской области № 466 от 14 октября 2019 года «О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 07 декабря 2010 года № 395» исключено из структуры Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области подразделение - Комитет правового обеспечения, а из штатной численности исключена должность председатель Комитета (председатель Комитета правового обеспечения.) Было создано две новые должности: председатель Комитета планирования закупок и председатель Комитета государственных закупок.

Приказом № 303-гк от 17 октября 2019 года Нагибиной Ю.М. на основании ее заявления предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 28 октября 2019 года по 08 декабря 2019 года.

Приказом -гк от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Нагибиной Ю.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заявлению Нагибиной Ю.М. от ДД.ММ.ГГГГ, она просит прервать ее отпуск по уходу за ребенком и считать ее приступившей к работе с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании данного заявления ответчиком был издан приказ -гк от ДД.ММ.ГГГГ «О прерывании Нагибиной Ю.М. отпуска по уходу за ребенком».

ДД.ММ.ГГГГ истцу по электронной почте было направлено письмо с информацией об издании приказа -гк от ДД.ММ.ГГГГ «О прерывании Нагибиной Ю.М. отпуска по уходу за ребенком» с приложением его копии, на что истцом был дан ответ об ознакомлении с указанным приказом.

При этом, ДД.ММ.ГГГГ Нагибина Ю.М. к исполнению своих служебных обязанностей не приступила. Приказом Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области № 125-гк от 14.05.2021г. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по п.п. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей-прогул.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ содержится перечень оснований, по которым служебный контракт может быть расторгнут с гражданским служащим.

Так, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы, в том числе в случае: однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей: а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы (ч.1).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2).

В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (ч.3).

Таким образом, проведение внеочередной аттестации после принятия представителем нанимателя решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе является его правом, а не обязанностью.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ч.4).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.5).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (ч.6).

Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Исходя из вышеуказанных правовых норм, обязанность нанимателя по предложению всех имеющихся в том же государственном органе вакантных должностей гражданской службы возникает со дня уведомления гражданского служащего об увольнении. Поскольку уведомления о предстоящем увольнении Нагибина Ю.М. не получала, что не оспаривалось истицей в судебном заседании, соответственно, обязанность по предложению находящейся в отпуске по уходу за ребенком Нагибиной Ю.М. вакантных должностей гражданской службы, у работодателя отсутствовала в силу ч. 4 ст. 256 ТК РФ. Кроме того, материалы дела не содержат сведений о проведении работодателем процедуры сокращения должностей гражданской службы или государственного органа в отношении истицы.

Из материалов дела следует, что служебный контракт с Нагибиной Ю.М. был расторгнут на основании п.п. «а» п.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей: прогула.

Правомерность основания увольнения Нагибиной Ю.М. по п.п.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ подтверждается вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Челябинска от 29.09.2021г.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.п. 7 п. 18 Положения об Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 07.12.2010г. № 395 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области» Управляющий делами Губернатора и Правительства Челябинской области назначает на должности и освобождает от занимаемых должностей работников Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области. На основании данной нормы Управляющий делами Губернатора и Правительства Челябинской области по отношению к Нагибиной Ю.М. в период прохождения ею государственной гражданской службы являлся представителем нанимателя.

В соответствии с пунктами 1.2, 3 ч. 3 ст. 7 Закона Челябинской области от 28.10.2004г. № 295-ЗО «О Губернаторе Челябинской области» Губернатор Челябинской области в сфере формирования органов исполнительной власти Челябинской области и организации их деятельности осуществляет следующие полномочия: назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений Аппарата Губернатора и Правительства области и их заместителей, замещающих должности государственной гражданской службы Челябинской области высшей группы должностей; назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей Губернатора Челябинской области, заместителей Губернатора Челябинской области, заместителя Губернатора Челябинской области-руководителя Аппарата Губернатора и Правительства и Правительства Челябинской области; заместителя Губернатора Челябинской области-министра, руководителей органов исполнительной власти Челябинской области и их заместителей, определяет их функциональные обязанности.

Следовательно, Губернатор Челябинской области при прохождении Нагибиной Ю.М. государственной гражданской службы в Управлении делами Губернатора и Правительства Челябинской области не осуществлял по отношении к ней функций представителя нанимателя, а значит Губернатор Челябинской области является ненадлежащим ответчиком и требования к нему не могут быть предъявлены.

Учитывая изложенное, требования Нагибиной Ю.М. о признании нарушением ее трудовых прав в части непредложения занять в период с 21.10.2019г. по 14.05.2021г. вакантные должности, незаконного назначения на должности государственных гражданских служащих без учета преимущественных прав истца, обязании Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области отменить приказы о назначении на должность государственных гражданских служащих с обязанием провести процедуру сокращения на основании постановления Губернатора Челябинской области № 466 от 14.10.2019г. не подлежат удовлетворению.

Разрешая требования Нагибиной Ю.М. о признании факта дискриминации со стороны Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области на основании ее убеждений, принадлежности или непринадлежности к каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в части назначения на должности всех иных лиц, без предложения данных должностей истцу, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих прав. Никто не может быть ограничен в своих правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального или должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств не связанных с деловыми качествами работника.

Согласно статье 1 Конвенции Международной организации труда N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (Женева, 04 июня 1958 года), термин "дискриминация" включает всякое различие, исключение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения, имеющее результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; а также всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющее свои результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель имеет право, в том числе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, учитывая, что в отношении Нагибиной Ю.М. не проводилась процедура сокращения, суд не усматривает оснований для признания действий ответчика в отношении истца дискриминационными, поскольку ущемления прав истца по сравнению с другими работниками не установлено.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 80000 рублей, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку наличия нарушений трудовых прав истца со стороны ответчика судом не установлено, то требование о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Нагибиной ФИО11 к Губернатору Челябинской области, Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области о восстановлении нарушенных трудовых прав работника, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Челябинска.

Председательствующий:     Л.Н.Главатских

Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2022 года.    

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Л.Н. Главатских

Секретарь: Г.Д. Дюсимбаева    

2-165/2022

74RS0002-01-2021-006152-40

Центральный районный суд г. Челябинска

2-165/2022 (2-6808/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нагибина Юлия Михайловна
Ответчики
Губернатор Челябинской области
Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области
Другие
Прокуратура Челябинской области
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Главатских Лариса Николаевна
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
16.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.08.2021Предварительное судебное заседание
15.09.2021Предварительное судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
05.04.2022Производство по делу возобновлено
05.04.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
19.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022Дело оформлено
07.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее