Дело № 2а-478/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2019 года пос.Медведево
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ильина Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ерусланове Я.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл к Габузяну С.Р. о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл (далее - МИФНС России № 1 по РМЭ) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Габузяна С.Р. задолженности по транспортному, земельному налогам, пени за <...> года в сумме 4597,76 руб., заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи иска в суд. В обоснование заявленных требований указано, что Габузян С.Р. является плательщиком транспортного, земельного налогов, поскольку имел в собственности: автомобиль легковой марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № ..., VIN:№ ..., год выпуска <данные изъяты>; земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый № ..., площадью <данные изъяты> кв.м.
В установленные законом сроки административный ответчик не исполнил своей обязанности по уплате налога. В настоящее время за Габузяном С.Р. числится задолженность в виде неуплаченных сумм транспортного, земельного налогов, пени в общей сумме размере 4597,76 руб. Налоговым органом пропущен срок для подачи заявления в суд по причине недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме. Полагают указанную причину пропуска срока уважительной, просят восстановить срок для обращения в суд с административным иском.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) назначено предварительное судебное заседание в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по РМЭ не явился, о дате, времени и месте предварительного судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении заявления без участия представителя.
Административный ответчик Габузян С.Р. в предварительное судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом по месту регистрации.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 356 НКРФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 363 НК РФ, ст. 6 Закона Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл», налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу в течение налогового периода в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а сумму транспортного налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам истекшего налогового периода, - в срок не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ч. ч. 1, 2). Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Габузян С.Р. является плательщиком транспортного, земельного налогов, поскольку имел в собственности: автомобиль легковой марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № ..., VIN: № ..., год выпуска <данные изъяты> земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый № ..., площадью <данные изъяты> кв.м.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в адрес административного ответчика направлены требования № ... об уплате недоимки, пени по транспортному налогу по состоянию на <...> года в сумме 4494, 30 руб. со сроком уплаты до <...> года; № ... об уплате недоимки, пени по земельному налогу по состоянию на <...> года в сумме 103,46 руб. со сроком уплаты до <...> года;
Судом установлено, что административный ответчик Габузян С.Р. свою обязанность по уплате транспортного, земельного налогов и пени в добровольном порядке не исполнил.
По данным учета Габузян С.Р. имеет задолженность в виде недоимки по транспортному и земельному налогам за <...> года и пени в общем размере 4597,76 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма содержится в ст. 48 НК РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу приведенной нормы закона суд обязан проверить соблюдение установленного срока для обращения в суд и выяснить причины его пропуска.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Установив, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Из содержания требования № ... об уплате налога по транспортному налогу и пени по состоянию на <...> года следует, что за Габузяном С.Р. числится задолженность по транспортному налогу и пени.
Из содержания требования № ... об уплате налога по земельному налогу и пени по состоянию на <...> года следует, что за Габузяном С.Р. числится задолженность по недоимке земельного налога и пени.
Срок для исполнения требования налогового органа № ... установлен до <...> года. Срок для исполнения требования налогового органа № ... установлен до <...> года.
Учитывая, что общая сумма задолженности на дату выставления требования превысила 3000 руб., с административным исковым заявлением о взыскании с Габузяна С.Р. задолженности по транспортному, земельному налогу налоговый орган должен был обратиться в течение шести месяцев с указанной даты, то есть не позднее <...> года.
Административное исковое заявление в суд поступило лишь <...> года, т.е. с пропуском установленного законом срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, административный истец указывает, что установленный срок был пропущен по причине недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме.
Указанное административным истцом обстоятельство не может быть принято судом в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в суд, поскольку административный истец, являясь юридическим лицом, профессиональным участником налоговых правоотношений и, обладая достаточным административным ресурсом и штатом работников, объективных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, не представил. Каких-либо иных уважительных причин, исключающих возможность обращения в суд в установленный законом срок, не представлено. Обстоятельств, позволяющих восстановить пропущенный процессуальный срок, судом не установлено. Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не имеется.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
При таких обстоятельствах требования административного искового заявления МИФНС России № 1 по РМЭ о взыскании с Габузяна С.Р. задолженности по транспортному, земельному налогу в размере 4597,76 руб. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 138, 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Марий Эл к Габузяну С.Р. о взыскании задолженности в виде недоимки по транспортному и земельному налогам, пени в размере 4597,76 рублей отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения
Судья Е.В. Ильин
Мотивированное решение составлено:
29 марта 2019 года.