Решение по делу № 2-3233/2023 от 02.10.2023

Дело № 2-3233/2023 (48RS0003-01-2023-003270-03)

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

30 октября 2023 года Правобережный районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи Дорыдановой И.В.,

при секретаре Облове Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Севостьяновой Любови Петровны к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,

установил:

Севостьянова Л.П. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование доводов ссылалась на то, что является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена бессрочно в связи с имеющимся у нее жизнеугрожающим заболеванием <данные изъяты>. Врачебной комиссией ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер», а также решением онкологического консилиума врачей ФГАОУ «Первый Московский государственный медицинский университет имени ИМ. Сеченова» Министерства здравоохранения РФ «Сеченовский университет» Университетская клиническая больница № 4 по жизненным показаниям ей назначен лекарственный препарат «Трастузумаб деруксетан». 01.09.2023 г. ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» направило заявку на закупку препарата в Управление здравоохранения Липецкой области. Письмом от 25.09.2023 г. № 2739 Управлением здравоохранения Липецкой области было отказано в бесплатном лекарственном обеспечении со ссылкой на Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов на 2023 г., подлежащих закупке Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств бюджета для амбулаторного обеспечения льготных категорий граждан. Полагает отказ Управления здравоохранения Липецкой области незаконным и нарушающим ее права, как инвалида <данные изъяты> группы. Севостьянова Л.П. просила признать за ней право на регулярное бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Трастузумаб деруксетан» на основании решения врачебной комиссии по жизненным показаниям, обязать Управление здравоохранения Липецкой области регулярно пожизненно обеспечить ее лекарственным препаратом «Трастузумаб деруксетан», в дозировке, назначенной врачебной комиссией ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер». Просила обратить решение к немедленному исполнению.

Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 04.10.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер», Управление финансов Липецкой области.

Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 23.10.2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУЗ «Липецкая городская больница № 6» им. В.В. Макущенко.

Истец Севостьянова Л.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщила.

Представитель истца Севостьяновой Л.П. по доверенности Ступина Т.В. в судебном заседании исковые требьования поддержала, при этом ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Объяснила, что Севостьянова Л.П. является инвалидом <данные изъяты> группы, страдает жизнеугрожающим заболеванием: <данные изъяты>. Врачебной комиссией ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер», а также решением онкологического консилиума врачей ФГАОУ «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения РФ «Сеченовский университет» Университетская клиническая больница № 4» по жизненным показаниям ей назначен лекарственный препарат «Трастузумаб деруксетан». Данный препарат применялся для лечения Севостьяновой Л.П., при этом наблюдалась положительная динамика. Решением врачебной комиссии ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» Севостьяновой Л.П. показано лечение лекарственным препаратом «Трастузумаб деруксетан», однако Управлением здравоохранения Липецкой области отказано в обеспечении Севостьяновой Л.П. указанным лекарственным препаратом. Полагала, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 Севостьянова Л.П. должна быть обеспечена указанным лекарственным препаратом бесплатно.

Представители ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенностям Маргиев Р.Б. и Дейников Д.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Объяснили, что лекарственный препарат «Трастузумаб деруксетан» не входит в Перечень лекарственных препаратов, подлежащих закупкам управлением здравоохранения за счет средств бюджета для амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 г. № 2406-р. Также указали, Севостьянова Л.П. проходит стационарное лечение, в связи с чем должна обеспечиваться лекарственными препаратами за счет средств страховой компании по договору об обязательном медицинском страховании. Просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Представить ответчика ГУЗ «Липецкая городская больница № 6» им. В.В. Макущенко в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения РФ, представитель третьего лица ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщили.

Представитель третьего лица Управления финансов Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщил, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, также указал, что Управление финансов Липецкой области не может являться субъектом указанных правоотношений.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, так как они извещены о рассмотрении дела, поскольку невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституцией РФ определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституция РФ).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2005 г. № 494.

Согласно п. 3 названного Порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Исходя из положений ст. 47 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного Федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 г. № 2497.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп заселения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за предыдущие годы.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах страны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах страны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Положения комитет осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности, утверждаемый Правительством РФ.

Согласно п. 1.1 Положения об Управлении здравоохранения Липецкой области, утвержденного распоряжением Администрации Липецкой области от 04.09.2008 № 369-р, Управление здравоохранения Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области.

В соответствии с п. 2.17, п. 2.18 Положения об Управлении здравоохранения Липецкой области на Управление возложены функции:

- по организации оказания населению Липецкой области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.

- по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Судом установлено, что истец Севостьянова Л.П. является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой об инвалидности серии МСЭ-2019 № 1307402 от 22.11.2021 г. Инвалидность установлена бессрочно (л.д. 9-10).

Из материалов дела следует, что Севостьянова Л.П. проходит лечение в ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» по поводу лечения заболевания: <данные изъяты>.

Из материалов дела следует, что Севостьянова Л.П. была проконсультирована консилиумом врачей ФГАОУ «Первый Московский государственный медицинский университет имени ИМ. Сеченова» Министерства здравоохранения РФ «Сеченовский университет» Университетская клиническая больница № 4» 01.06.2023 г. (л.д. 18-21).

Целью проведения консилиума является выработка тактики лечения.

Из протокола № 1 консилиума врачей ФГАОУ «Первый Московский государственный медицинский университет имени ИМ. Сеченова» Министерства здравоохранения РФ «Сеченовский университет» Университетская клиническая больница № 4» от 01.06.2023 г. следует, что консилиумом принято решение: учитывая прогрессирование по <данные изъяты> от 21.04.2023 г., общее состояние <данные изъяты>), учитывая исчерпанность возможности таргетной терапии – рекомендуемая схема таргетной терапии – «Трастузумаб деруксетан» 5,4 мг/кг в/в капельно 1 раз в три недели. Контрольные обследования после 2-3 курсов лечения – <данные изъяты>.

Учитывая отрицательную динамику в виде повышения метаболической активности мтс в костях – возобновить лечение бисфосфонатами – «Деносумаб» 120 мг подкожно 1р/28 дней по поводу мтс в кости + продолжить прием препаратов кальция (кальций Д3 или Кальцемин Адванс).

В материалах дела имеется протокол заседания врачебной комиссии ГУЗ «Липецкий областной онкологичекий диспансер» № 162 от 29.08.2023 г., из которого следует, что в процессе лечения препаратом «Трастузумаб деруксетан» наблюдается положительная динамика. Принято решение обеспечить Севостьянову Л.П. указанным лекарственным препаратом, направить заявку в Управление здравоохранения Липецкой области (л.д. 11).

25.09.2023 г. ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» направило в адрес Севостьяновой Л.П. сообщение, в котором указано, что 01.09.2023 г. ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» направлена дополнительная заявка на закупку препарата «Трастузумаб деруксетан» для обеспечения за счет средств бюджета Севостьяновой Л.П.

21.09.2023 г. Управлением здравоохранения Липецкой области со ссылкой на Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов на 2023 год, подлежащих закупкам Управлением здравоохранения за счет средств бюджета для амбулаторного обеспечения льготных категорий граждан (утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 г. № 2406-р) заявка не принята (л.д. 17).

Действительно, лекарственный препарат «Трастузумаб деруксетан» не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный согласно приложению № 2 к распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 г. № 2406-р.

Истец Севолстьянова Л.П. является инвалидом <данные изъяты> группы, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Лекарственный препарат «Трастузумаб деруксетан» не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 г. № 2406-р. Однако применение указанного лекарственного препарата рекомендовано специалистами ФГАОУ «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения РФ «Сеченовский университет» Университетская клиническая больница № 4», а также решением врачебной комиссии по назначению лекарственных препаратов ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» 29.08.2023 г. в соответствии с п. 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2005 г. № 494. То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области. Отсутствие рецепта врача не может умалять право инвалида <данные изъяты> группы на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению неработающих инвалидов II группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области предусмотрено обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области лекарственными средствами бесплатно отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям) имеют инвалиды <данные изъяты> группы, а также онкологические больные.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 г. № 2497.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за предыдущие годы.

Разделом 5 названной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области осуществляется, в частности, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Кроме того, пунктом 5 раздела 8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено, что назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере страны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Липецкой области) инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применение. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организаций к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

На Управление здравоохранения Липецкой области возложена обязанность по обеспечению реализации мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимым заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами, осуществления функции уполномоченного органа в части переданных полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 2.20, 2.29 Положения).

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Липецкой области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Управление здравоохранения Липецкой области.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Липецкой области) лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение инвалидов, лекарственными препаратами, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким инвалидам лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.

В данном случае инвалиду первой группы Севосьяновой Л.П. назначено применение лекарственного препарата «Трастузумаб деруксетан» по жизненным показаниям, поскольку лечение указанным препаратом вызвало положительную динамику, что подтверждается протоколом заседания врачебной комиссии ГУЗ «Липецкий оластной онкологический диспансер» № 162 от 29.08.2023 г.

Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 г. № 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.

К числу функций врачебной комиссии согласно подп. 4.12 названного Порядка отнесено принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии) (п. 11 Порядка).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: дату проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании, перечень обсуждаемых вопросов; решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование (п. 16 Порядка).

Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал (п. 17 Порядка).

Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления (п. 18 Порядка).

Согласно приведенным нормативным положениям, регулирующим порядок и условия деятельности врачебных комиссий, решение, в том числе о назначении лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, принимается врачебной комиссией коллегиально. Такое решение оформляется в виде протокола, где указывается помимо даты проведения заседания, списка членов врачебной комиссии, присутствовавших на заседании, перечня обсуждаемых вопросов непосредственно само решение комиссии и его обоснование. При этом председатель врачебной комиссии несет ответственность за обоснованность и объективность принятых врачебной комиссией решений. Решение врачебной комиссии вносится в медицинскую документацию пациента и в соответствующий журнал. На основании письменного заявления пациента либо его законного представителя ему выдается выписка из протокола решения врачебной комиссии.

Таким образом, надлежащее оформление документов (в данном случае о назначении гражданину лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи) является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.

Непринятие Управлением здравоохранения Липецкой с учетом его компетенции мер по обеспечению лекарственным препаратом по жизненным показаниям в то время, когда Севостьянова Л.П. находится в тяжелом состоянии, нарушает ее право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию. Отсутствие обеспечения указанным лекарственным препаратом нарушает права инвалида на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и может повлечь развитие тяжелых жизнеугрожающих осложнений, создает реальную угрозу здоровью.

Довод представителей ответчика Управления здравоохранения Липецкой области о том, что имеется возможность лечения истца Севостьяновой Л.П. иными препаратами, входящими в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, суд считает несостоятельным. ФГАОУ «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения РФ «Сеченовский университет» Университетская клиническая больница № 4» выработана тактика лечения Севостьяновой Л.П. лекарственным препаратом «Трастузумаб деруксетан», на фоне лечения которым наблюдается положительная динамика.

Врачебной комиссией решение о назначении Севостьяновой Л.П. иного препарата для лечения основного заболевания (<данные изъяты>) до настоящего времени не принималось.

Суд также считает несостоятельными доводы представителей ответчика Управления здравоохранения Липецкой области о том, что Севостьянова Л.П. находится на стационарном лечении, в связи с чем должна быть обеспечена лекарственным препаратом за счет средств страховой организации.

Обеспечение Севостьяновой Л.П. лекарственным препаратом принято решением врачебной комиссии ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер», в котором оказывается как стационарная, так и амбулаторная помощь лицам, страдающим онкологическими заболеваниями.

То обстоятельство, что в настоящее время Севостьянова Л.П. находится на лечении в ГУЗ «Липецкая городская больница № 6» им. В.В. Макущенко в отделении паллиативной медицинской помощи № 1, не влияет на обязанность Управления здравоохранения Липецкой области обеспечить Севостьянову Л.П. лекарственным препаратом, назначенным к применению решением врачебной комиссии ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер».

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Севостьянову Л.П. лекарственным препаратом «Трастузумаб деруксетан» в дозировке, определенной решением врачебной комиссии ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» № 162 от 29.08.2023 г. (5,4 мг/кг 1 раз в 3 недели) до отмены препарата по медицинским показаниям.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, учитывая, что истец Севостьянова Л.П. находится в тяжелом состоянии, несвоевременное обеспечение жизненно необходимым лекарственным препаратом угрожает ее жизни и здоровью, в соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает необходимым обратить данное решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Севостьяновой Любови Петровны к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом удовлетворить.

Обязать Управление здравоохранения Липецкой области (ИНН 4825005085, ОГРН 1034800172791) обеспечить Севостьянову Любовь Петровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии , выдан <данные изъяты> () ДД.ММ.ГГГГ) по жизненным показаниям лекарственным препаратом Трастузумаб деруксетан в дозировке, определенной решением врачебной комиссии ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» № 162 от 29.08.2023 года (5,4 мг/кг 1 раз в 3 недели) до отмены препарата по медицинским показаниям.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий                     (подпись)                   И.В. Дорыданова

Решение в окончательной форме принято 07.11.2023 г.

2-3233/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Севостьянова Любовь Петровна
Ответчики
ГУЗ "Липецкая городская больница № 6 им. В.В. Макущенко"
Управление здравоохранения Липецкой области
Другие
Управление финансов Липецкой области
ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер»
Министерство здравоохранения РФ
Суд
Правобережный районный суд г. Липецк
Судья
Дорыданова И.В.
Дело на сайте суда
pravsud.lpk.sudrf.ru
02.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2023Передача материалов судье
04.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее