№2а-4627/2021
64RS0045-01-2021-009773-49
Решение
Именем Российской Федерации
06 октября 2021 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,
при ведении протокола секретарем Неясовой В.А.,
с участием административного истца Цупуненко О.А., представителя административного истца Родионовой А.А., представителя административных ответчиков Якомаскиной М.В., представителя Главного управления МВД России по Саратовской области Кутисовой О.Р., представителя ФКУ УИИ УФСИН России по Саратовской области Маширова А.А., представителя заинтересованного лица ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области Толкодубовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Цупуненко Олега Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, по административному иску Цупуненко Олега Александровича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина,
установил:
Цупуненко О.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации. Административные исковые требования мотивированы тем, что в Цупуненко О.А. является гражданином Украины, отбыл наказание в виде лишения свободы на основании приговора Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об условно-досрочном освобождении. ДД.ММ.ГГГГ ему вручено решение Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое решение возлагает на административного истца обязанность выехать за пределы Российской Федерации. Вместе с тем в связи с условно-досрочным освобождением на ФИО1 возложены обязанности состоять на учете в специализированном органе, не менять место жительства без уведомления органа, являться для регистрации, а также он имеет дополнительное уголовное наказание в виде лишения права на управление транспортным средством сроком на три года. Решение о неразрешение въезда принято без учета обстоятельств о проживании, гражданстве, наличии права собственности на жилое помещение близких родственников Цупуненко О.А. – матери ФИО7, родных сестер ФИО8, ФИО9 Оспариваемое решение несоизмеримо с тяжестью совершенного преступления, не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, Европейской конвенции о правах человека, нарушает право на жизнь, охрану здоровья, право на свободу передвижения, лишает возможности легализовать положение на территории России, подвергает опасности жизнь и здоровье при отправлении в <данные изъяты>, где ведутся боевые действия. Административный иск содержит требования признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении Цупуненко О.А.
Определением Кировского районного суда г. Саратова от 23.09.2021 рассмотрение административного иска объединено в одно производство с административным делом по административному иску Цупуненко О.А. о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина. Помимо указанных нарушений административный иск обоснован отсутствием опасности для общества, характеристиками из мест лишения свободы, постановлением об условно-досрочном освобождении.
Уточнив административного ответчика, Цупуненко О.А. обратился с административными исковыми требованиями к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина от ДД.ММ.ГГГГ №.
Административный истец Цупуненко О.А., представитель административного истца Родионова А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме. Указали на допущенные нарушения положений п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» об ограничении на выезд из России осужденных за совершение преступления на территории Российской Федерации до отбытия (исполнения) наказания. Дополнительно пояснили, что принятие оспариваемых решений приводит к невозможности исполнения Цупуненко О.А. обязанности по явке в специализированный орган, по исполнению уголовного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами. Кроме того, представленный опросный лист подписан не Цупуненко О.А. В целях получения гражданства России в <данные изъяты> г. Цупуненко О.А. подавал документы о предоставлении временного убежища и обращение в рамках программы переселения соотечественников. Проживание, наличие права собственности на жилое помещение, гражданство России членов семьи подтверждается представленными в материалы дела документами.
Представитель административных ответчиков Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области ЯкомаскинаМ.В. административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать. Оспариваемые решения приняты в предусмотренном законодательством порядке в связи с наличием неснятой, непогашенной судимости за совершение умышленного преступления. Пребывая на территории России, Цупуненко О.А. лояльности к правопорядку не проявил, законы не соблюдал.
Представитель заинтересованного лица Главного управления МВД России по Саратовской области Кутисова О.Р. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать. В связи с осуждением за совершение умышленного преступления административный истец создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица ФКУ УИИ УФСИН России по Саратовской области Маширов А.А. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области Толкодубова Ю.С. поддержала доводы письменных возражений, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом.
Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 утверждены Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения.
ФСИН России внесена в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, входит в компетенцию ФСИН России.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 и п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбурге, 16.09.1963) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.02.2016 № 5-П, определении от 02.03.2006 № 55-О, при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе неразрешения въезда в Российскую Федерацию, следует учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации.
Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества. Не ограничиваясь установлением лишь формальных оснований применения закона, необходимо исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными; в противном случае это может привести к избыточному ограничению прав и свобод иностранных граждан.
Статья 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.03.2003 № 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение. Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 23.12.2019 № 1180 утвержден Порядок представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, которым определен порядок процедуры подготовки и представления материалов учреждениями, исполняющими наказания, территориальными органами ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России для их рассмотрения и принятия ФСИН России решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.
В судебном заседании установлено, что административный истец Цупуненко Олег Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> <адрес>, гражданин <данные изъяты> имеет паспорт гражданина <данные изъяты>.
Приговором Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Цупуненко О.А. осужден по ст. 264.1 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на один год шесть месяцев с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на три года. По совокупности приговоров к наказанию полностью присоединена неотбытая часть дополнительного наказания по приговору Ленинского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев с лишением права заниматься деятельностью, связанной с ФИО3 транспортными средствами на 3 года с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Действия Цупуненко О.А. квалифицированы по ст. 264.1 УК РФ как управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ. Цупуненко О.А., будучи осужденным по ст. 264.1 УК РФ за управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, и подвергнутым наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, вновь находясь в состоянии опьянения, управлял автомобилем.
Начальником Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации сроком на 3 года после отбытия (исполнения) наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ в соответствии с ч. 3 ст. 25.10, пп. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» осужденному за совершение умышленного преступления Цупуненко О.А., гражданину <данные изъяты>.
Постановлением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Цупуненко О.А. освобожден условно-досрочно от отбытия оставшегося срока наказания в виде 4 месяцев 26 дней лишения свободы, назначенного приговором Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения Энгельсского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ помещен в центр временного содержания иностранных граждан сроком на <данные изъяты>.
Распоряжением первого заместителя директора ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № признано пребывание (проживание) в Российской Федерации ЦупуненкоО.А., гражданина <данные изъяты>, нежелательным сроком на 3 года после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ в связи с совершением преступлений небольшой тяжести.
На Цупуненко О.А. возложена обязанность после отбытия наказания выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно представленным распискам Цупуненко О.А. был ознакомлен с оспариваемым распоряжением ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ, с оспариваемым решением УФСИН России по Саратовской области – ДД.ММ.ГГГГ.
По учетам миграционной службы Цупуненко О.А. гражданином Российской Федерации не значится. Цупуненко О.А. был документирован свидетельством о предоставлении временного убежища на территории России ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое впоследствии продлено до ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о наличии оснований для предоставления убежища в настоящее время в материалы дела не представлены.
При рассмотрении административного дела Цупуненко О.А. пояснил, что подпись на опросном листе от ДД.ММ.ГГГГ не является его подписью, в документе отсутствуют сведения о том, что он обращался за получением гражданства, ранее у него имелись документы временного убежища. Стороной административного истца заявлено ходатайство о назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы.
Предупрежденный об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний свидетель, сотрудник специального учета отдела специального учета ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области ФИО14 в судебном заседании подтвердила факт проведения опроса Цупуненко О.А.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходя из юридически значимых обстоятельств рассмотрения требований о признании распоряжения о нежелательности пребывания, о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации незаконными, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения по административному делу судебной экспертизы.
Судом установлено и не опровергается материалами административного дела, что Цупуненко О.А., пребывая на территории России, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, совершил на территории Российской Федерации умышленное преступление небольшой тяжести.
Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления, препятствующее в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации, правомерно расценено ФСИН России как основание для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Цупуненко О.А. в Российской Федерации, является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяния, совершенного административным истцом.
При этом наличие у Цупуненко О.А. на территории Российской Федерации родственников – матери ФИО7, сестер ФИО8, ФИО9, проживающих на территории России и имеющих гражданство Российской Федерации, устные пояснения в судебном заседании о подготовке Цупуненко О.А. обращения о получении гражданства России и отсутствия свидетельства о рождении, не влечет в безусловном порядке признания решений незаконными и нарушающими его права, не препятствует принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) и неразрешении въезда на территории России.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной.
Приведенные положения закона не носят императивного характера, предусматривая право, а не обязанность суда в определенных случаях ограничить иностранным гражданам выезд из Российской Федерации. Законность пребывания на территории Российской Федерации обуславливается положениями законодательства, регламентирующего правовой статус иностранных граждан. Приговор суда, которым лицо осуждено за совершение преступления на территории Российской Федерации, сам по себе не является основанием нахождения иностранного гражданина в Российской Федерации. В связи с чем назначение приговором суда уголовного наказания в виде лишения права и условно-досрочное освобождение не свидетельствуют о признании оспариваемых актов незаконными.
Доводы о невозможности его направления в <данные изъяты> являются несостоятельными, поскольку не нарушают права административного истца, так как обязанность покинуть территорию России не создает какие-либо сложности пребывания в государстве его гражданства, где фактически проживают дети Цупуненко О.А.
Исходя из установленных обстоятельств, акты вынесены уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и на основании информации о наличии оснований, предусмотренных ФИО3 законом, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством.
Таким образом, правовых оснований для признания оспариваемых распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации незаконными и их отмене не имеется.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, с учетом приведенных положений законодательства и установленных фактических обстоятельств административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Цупуненко О.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Цупуненко Олега Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 15 октября 2021 года.
Судья Е.Ю. Гурылева