ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья НизовцевА.В.
Дело № 33-3336
Поступило 13 мая 2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 29 июня 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Базарова В.Н., судей коллегии Нимаевой О.З., Захарова Е.И., при секретаре Рычковой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 14 марта 2016 г., которым постановлено:
исковое заявление Ягдуевой И.В., действующей в интересах несовершеннолетней Ягдуевой А.В. к Администрации МО «Тункинский район» о признании права на финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества в размере ... руб. в результате ЧС, обязании включить в списки пострадавших, удовлетворить,
заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., выслушав явившихся лиц, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ягдуева И.В., обращаясь в суд с иском к Администрации МО «Тункинский район», просила признать за ее дочерью Ягдуевой А.В. право на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере ... руб., обязав ответчика включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей ... в связи со сходом селевых потоков в <...> <...>.
Иск мотивировала тем, что в момент чрезвычайной ситуации проживали с дочерью в жилом доме по адресу: <...>. Во время схода селевых потоков и паводковых вод реки <...> ... их дом и земельный участок были затоплены, вследствие чего утрачено имущество, в том числе, относящееся к предметам первой необходимости - электрическая печь, холодильник, кухонная мебель, кровать, посуда, стиральная машина, одежда.
В суде первой инстанции Ягдуева И.В.поддержала свои требования.
Представитель ответчика МО «Тункинский район» в суд не явился.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Хайдакова О.В. не возражала против заявленных требований.
Районный суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Хайдакова О.В. просит отменить решение и принять новый судебный акт, указывая на то, что судом без достаточных оснований сделан вывод о частичной утрате имущества первой необходимости и его стоимости.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Баяртуев А.Б., представитель ГУ МЧС России по РБ Зайцева О.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
В суде апелляционной инстанции истец Ягдуева И.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Представила документы на приобретенную ею ранее домашнюю технику – стиральную машинку, телевизор, холодильник, мебель, которые были повреждены в результате сели.
Представитель МО «Тункинский район» в суд повторно не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Решением Тункинского районного суда Республики Бурятия от ..., вступившим в законную силу, установлен факт проживания Ягдуевой А.В. в жилом доме по адресу: <...>. Собственником дома и земельного участка является Ягдуева И.В.
Установлено, что ... в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых вод реки <...> дом, в котором проживают истцы, подвергся затоплению.
Из представленной справки следует, что Ягдуева А.В. обучалась в школе в <...> по месту жительства в .... В настоящее время они с матерью вынуждены проживать в соседнем селе у родственников в связи с тем, что дом требует ремонта и не восстановлен.
Согласно акту ... ( без даты), составленному комиссионно, земельный участок и жилой дом по адресу: <...>, завалены илом и песком, полы заилены, высота ила – ... см., необходимо вскрытие пола и его замена, часть имущества утрачена, предварительный ущерб составляет ... руб.
В соответствии с распоряжением, утвержденным главой-руководителем МО»Аршан» ... от ..., <...> <...> <...>, значится с писке затопленных и снесенных домов.
Разрешая спор, суд установил, что жилой дом истца действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, ФИО13 утратили часть своего имущества первой необходимости, в связи с чем Ягдуева И.В. получила финансовую помощь в размере ... руб., соответственно, ее несовершеннолетняя дочь, как член семьи также имеет право на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества в сумме ... руб.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года № 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт «п» пункта 4).
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО «Тункинскиий район», предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет 50000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество – 100000 руб.
Таким образом, учитывая, что факт нуждаемости члена семьи истца в финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости установлен судом, районный суд пришел к верному выводу о признании права Ягдуевой А.В., пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме 50 000 руб.
Как следует из положений Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Администрации МО «Тункинский район» от 21 июля 2014 года, и указанного выше Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия, основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
Размер финансовой помощи определяется с учетом минимальной суммы понесенного ущерба.
Вместе с тем как видно из материалов дела, указанный в акте обследования жилого помещения размер ущерба имеет лишь предварительный характер, что прямо следует из его текста, и не отражает фактический размер понесенных наводнением убытков.
Напротив, из пояснений истца, свидетелей следует, что имущество Ягдуевых утрачено, в том числе электрическая печь, холодильник, телевизор, мебель, посуда, одежда, стиральная машина, сам дом нуждается в капитальном ремонте – требуется замена пола, до настоящего времени не восстановлен, семья временно вынуждена проживать у родственников в другом селении.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 14 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: В.Н.Базаров
Судьи: Е.И.Захаров
О.З.Нимаева