Дело № 2-2970/2020 | 28 октября 2020 г. |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Дракуновой Е.Л.,
при секретаре Дубининой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, УФССП России по АО и НАО) об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Онежскому району Архангельской области от <Дата> за несвоевременное исполнение решения Онежского городского суда Архангельской области от <Дата> по делу <№>. В обоснование заявленных требований указано, что данным решением на ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности. ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» в рамках исполнения решения суда ликвидирован склад рентген кабинета, перенесена мастерская плотника из подвального этажа здания детского отделения, разработана проектно-сметная документация на реконструкцию противопожарного водопровода, получено положительное заключение РЦЦС <№> от <Дата> Стоимость противопожарного водопровода составляет 3862584 рублей, стоимость электрообеспечения для реконструкции противопожарного водопровода составляет 354024 рублей, запрос о финансировании работ по реконструкции пожарного водопровода направлен в Министерство здравоохранения <Дата>, расходы на реализацию предусмотреть не удалось. Просит освободить ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» от взыскания исполнительского сбора.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
В материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором представитель УФССП России по Архангельской области возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что у истца отсутствуют уважительные причины, свидетельствующие о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от <Дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно статье 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Онежского городского суда Архангельской области от <Дата> по делу <№> на ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Во исполнение указанного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Онежскому району Архангельской области <Дата> возбуждено исполнительное производство <№>-ИП.
В установленный постановлением пятидневный срок должник не исполнил решение суда, в связи с чем постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Онежскому районам Архангельской области от <Дата> с ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-П установленный частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум или верхнюю границу, следовательно, с учётом характера правонарушения, размера вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и других обстоятельств он может быть снижен правоприменителем. Кроме того, санкции штрафного характера, к числу которых относится и исполнительский сбор, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым интересам и ценностям. Исходя из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции должны отвечать требованиям справедливости и соответствовать характеру совершённого деяния.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суду предоставлено право с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьёй 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В данном случае судом учитывается отсутствие вины должника в неисполнении решения в срок для добровольного исполнения, а также его имущественное положение.
В рамках исполнения решения суда ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» ликвидировало в подвальном этаже складское помещение - склад рентген кабинета, перенесена мастерская плотника с подвального этажа здания детского отделения, разработана проектно-сметная документация на реконструкцию противопожарного водопровода, получено положительное заключение РЦЦС <№> от <Дата> Стоимость противопожарного водопровода составляет 3 862 584 рублей, стоимость электрообеспечения для реконструкции противопожарного водопровода составляет 354 024 рублей. Запрос о финансировании работ по реконструкции пожарного водопровода направлен в Министерство здравоохранения Архангельской области <Дата>, в ответе на данный запрос Министерство здравоохранения Архангельской области от указало, что расходы на реализацию предусмотреть не удалось. На повторный запрос от <Дата> Министерство здравоохранения Архангельской области указало, что расходы на устранение нарушений требований противопожарного режима будут учтены при формировании проекта бюджета Архангельской области на 2021 год.
УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не оспаривает указанные обстоятельства, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств, предназначенных для исполнения решения суда, ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Учитывая принцип справедливости, соразмерности, степень вины заявителя в неисполнении решения суда в срок, социальную направленность деятельности должника, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
При этом представление истцом доказательств того, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требовалось, поскольку неисполнение ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» требований исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, на что указывает норма пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд также учитывает, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие у него объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, вызвавших нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным освободить ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница» от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Онежскому району Архангельской области от <Дата> в рамках исполнительного производства <№>-ИП.
В силу положений ч.8 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница» от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Онежскому району Архангельской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от <Дата> в рамках исполнительного производства <№>-ИП.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий | Е.Л. Дракунова |