Судья Никитенкова Е.В. Дело № 33-3139/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г., Смирновой Н.И.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
с участием прокурора Коровенко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 апреля 2014 года, по которому
иск прокурора г. Сыктывкара в интересах Т. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с 23 марта 2012 года удовлетворен.
Возложена на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность включить Т. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с 23 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., заслушав мнение прокурора Коровенко А.В., полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд в интересах Т. с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении на ответчика обязанности включить Т. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с 13 августа 2013 года.
В ходе производства по делу прокурор г. Сыктывкара изменил первоначальные исковые требования на требования о включении Т. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с даты ее первоначального обращения компетентный орган - с 23 марта 2012 года.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Сыктывкара Ж. измененные исковые требования поддержала.
Истец Т., извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что истец обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в предоставлении жилья в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, когда ею уже был утрачен указанный статус в связи с достижением возраста 23 лет. Истец фактически проживает на территории г. Щекино Тульской области, в связи с чем, отсутствуют основания для постановки ее на учет в г. Сыктывкаре.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося истца.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит решение суда отменить, в связи с существенным нарушением судом норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что на момент направления истцом в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» запроса о включении ее в список для обеспечения жильем, льготный статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Т. был утрачен, кроме того, при рассмотрении вопроса о включении истца в список в 2012 году заявителем (представителями) не были представлены все необходимые для принятия положительного решения документы, обязанность по предоставлению которых, в соответствии с действующим законодательством, возложена на заявителя.
В порядке требования статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако участия в судебном заседании не принимали.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» и Т.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает ФИО2 в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившего от прокуратуры г. Сыктывкара возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Т., <Дата обезличена> года рождения, уроженка г. Сыктывкара, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца – Т. и Т.В.В. решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.08.1994 лишены в отношении нее родительских прав. В связи с отстранением Т. от воспитания истца последняя была передана на воспитание опекуну М., назначенному решением Исполкома Щекинского городского Совета народных депутатов от 27.06.1991.
Постановлением главы администрации г. Сыктывкара от 16.12.1993 № 12/2230 за Т. закреплено жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>.
25.02.2003 постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района Тульской области № 2-133 М. отстранен от исполнения обязанностей опекуна и Т. признана подлежащей передаче в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с 09.04.2003 по 01.09.2004 Т. обучалась в ГОУ ТО «Советская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в <Адрес обезличен>, где находилась на полном государственном обеспечении, а в период с 01.09.2004 по 29.06.2007 проходила обучение в ГОУ НПО Тульской области «Профессиональное училище № 34».
Заключением межведомственной комиссии от 28.06.2011 № 101, назначенной постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар», в связи с несоответствием технического состояния жилого <Адрес обезличен> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и в связи с большим износом в процессе длительной эксплуатации здания, снижением до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований жилого дома он признан непригодным для проживания.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18.09.2013 заключение межведомственной комиссии от 28.06.2011 № 101 признано незаконным, на межведомственную комиссию возложена обязанность провести обследование жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> дать заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Заключением межведомственной комиссии от 28.10.2013 № 144, назначенной постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар», в связи физическим износом в процессе длительной эксплуатации здания, снижением до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований жилого дома, жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодным для проживания.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 1 января 2013 года пункте 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Ныне действующей статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. Жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Исходя из указанного правового регулирования, а также учитывая установленные по делу обстоятельства, у Т. возникло право на внеочередное получение жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Этим же пунктом статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, для обеспечения гражданина указанной выше категории органом местного самоуправления жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда он должен быть включен в указанный выше список.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» включение граждан, достигших возраста 14 лет в список осуществляется органами местного самоуправления на основании запросов граждан или из законных представителей о включении в список, поданных ими по соответствующей форме и на основании перечня документов, определенного в указанной статье.
Материалами дела достоверно установлено, что до достижения Т. 23-летнего возраста (26 марта 2012 года) территориальным отделом комитета Тульской области по опеке и попечительству было инициировано обращение в адрес Агентства Республики Коми по социальному развитию по вопросу оказания содействия в сборе документов для постановки истца на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Первоначальное обращение самой Т. о включении в льготную очередь сирот в компетентный орган датировано 23 марта 2012 года, также до достижения ею 23 лет. Данный запрос с приложенными к нему документами был направлен Управлением опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию 23 марта 2012 года в администрацию МО ГО «Сыктывкар» и в отдел учета и распределения жилой площади администрации МО ГО «Сыктывкар» и поступил в указанные органы в этот же день.
На основании указанного запроса учетное дело истца Агентством Республики Коми по социальному развитию и администрацией МО ГО «Сыктывкар» заведено не было.
Впоследствии, 13 августа 2013 года, Т. вновь обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с запросом о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений.
Письмом начальника отдела жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» от 12 сентября 2013 года № 44-07/020720 Т. уведомлена об отказе во включении в список в связи с непредставлением соответствующей справки из филиала Федерального государственного унитарного предприятия Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Коми о наличии/отсутствии в собственности недвижимого имущества (жилых помещений), а также непредставлением копий паспортов Т.О.А. и М.М.В.
Несогласие с данным отказом явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив вышеприведенные обстоятельства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда.
Из анализа положений частей 2 и 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных муниципальных услуг», а также части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакциях, действующих в период с 01.01.2013 по 05.05.2013 и с 05.05.2013 по настоящее время, устанавливающей перечень необходимых документов, следует, чтов связи с не представлением истцом ответчику по собственной инициативе справки из филиала Федерального государственного унитарного предприятия Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Коми о наличии/отсутствии в собственности недвижимого имущества (жилых помещений) по собственной инициативе, указанный документ должен был быть запрошен ответчиком самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Возможности представить с запросом копии паспортов Т.О.А. и М.О.А. у истца не имелось, поскольку указанные лица членами ее семьи не являются.
При указанных обстоятельствах, суд, обосновано учел те факты, что впервые Т. обратилась с заявлением о включении ее в соответствующий список до достижения 23 лет, закрепленное за ней жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> признано в установленном порядке не пригодным для проживания при этом каких-либо иных жилых помещении на праве собственности или на иной праве истцу не принадлежит и жилым помещением для постоянного проживания на территории Тульской области она не обеспечена, в связи с чем, правомерно возложил на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность включить Т. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с 23 марта 2012 года. Учитывая изложенное, доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные.
Юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции правильно, оценка представленных в материалы дела доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-