Решение по делу № 33а-14754/2018 от 16.11.2018

Судья: Косенко Ю.В. Дело № 33а-14754/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 декабря 2018 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Шилова А.Е., Сивохина Д.А.,

при секретаре – Абориной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 11 октября 2018 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента градостроительства г.о.Самара Бачинского Д.В. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Долотовой А.Ф. – Мартыновой Е.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Долотова А.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления, указав в обоснование, что 01.02.2018 она как ветеран Великой Отечественной войны обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 697 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> территориальная зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) категория земель – земли населенных пунктов. 29.03.2018 Департаментом градостроительства г.о.Самара издано распоряжение «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», поскольку образование земельного участка осуществляется таким образом, что остаются земли в границах испрашиваемого участка, красных линий и земельного участка с кадастровым номером . Информация о площади такого земельного участка отсутствует, что не позволяет установить, не приведет ли подобное образование к нарушению требований ст. 11.9 ЗК РФ. Кроме того, не представлено согласия землепользователей исходных земельных участков. По мнению административного истца, отказ в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка является незаконным, ввиду отсутствия правовых оснований предусмотренных п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. К заявлению приложено заключение кадастрового инженера, из которого следует, что смежных землепользователей, границы которых пересекают испрашиваемый земельный участок, не имеется, частей земельного участка, расположенных в границах красных линий не установлено. В связи с этим, вкрапливание, вклинивание, изломанности границ, чересполосицы в случае предоставления ей испрашиваемого земельного участка быть не может.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Долотова А.Ф. просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 29.03.2018 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», возложить на административного ответчика обязанность по возобновлению рассмотрения ее заявления от 01.02.2018 о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов по адресу: <адрес> площадью 697 кв.м., под садоводство.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 11 октября 2018 года административный иск Долотовой А.Ф. удовлетворен. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 29.03.2018 № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена». На Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность возобновить работу по заявлению Долотовой А.Ф. от 01.02.2018 о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов по адресу: <адрес> площадью 697 кв.м., под садоводство.

В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о.Самара просит решение суда отменить как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального права.

В заседании судебной коллегии представитель Департамента градостроительства г.о. Самара Бачинский Д.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Представитель Долотовой А.Ф. – Мартынова Е.В. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Статьей 39.5 ЗК РФ определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

Согласно пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются, в том числе, для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.

Как видно из материалов дела, Долотова А.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны.

01.02.2018 Долотова А.Ф. обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 697 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый квартал , территориальная зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) категория земель – земли населенных пунктов, приложив к заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 29.03.2018 г. № , Долотовой А.Ф. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на основании 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ поскольку, образование земельного участка осуществляется таким образом, что остаются земли в границах испрашиваемого земельного участка, красных линий и земельного участка с кадастровым номером Информация о площади такого земельного участка отсутствует, что не позволяет установить не приведет ли подобное образование к нарушению требований ст. 11. 9 ЗК РФ. Кроме того, не представлено согласия землепользователей исходных земельных участков.

Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст.11.10 настоящего Кодекса.

В силу п. п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно ч.1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст.11.9 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6 ст. 11.9 ЗК Российской Федерации).

Установлено, подтверждено материалами дела, что наложение либо пересечение границ испрашиваемого земельного участка со смежными землепользователями не имеется, испрашиваемый земельный участок либо его части в границах красных линий не находятся.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара и выкопировке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), испрашиваемый земельный участок не принадлежит территории общего пользования, информация об утвержденных проектах планировки территории отсутствует.

Земельные участки, граничащие с испрашиваемым Долотовой А.Ф. земельным участком имеют площадь более минимальной площади предоставляемой в соответствии с нормами ЗК РФ, что подтверждается схемой расположения земельного участка в кадастровом квартале , подготовленной ООО «<данные изъяты>» и пояснениями кадастрового инженера ФИО1, который в судебном заседании пояснил, что к испрашиваемому Долотовой А.Ф, земельному участку прилегает земельный участок с площадью 829, 27 кв.м и земельный участок с площадью 313, 48 кв.м.

Из пояснений кадастровых инженеров ФИО1 и ФИО2 следует, что смежных землепользователей, границы которых пересекают испрашиваемый земельный участок, не имеется. В связи с этим, не требуется обязательного предоставления согласия, на необходимость которого ссылается административный ответчик оспариваемом распоряжении.

Таким образом, оснований для отказа Долотовой А.Ф. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанным мотивам не имелось, ввиду чего решение суда о признании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от 29.03.2018 г. № РД- 420 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» незаконным является правильным.

Принятая судом первой инстанции восстановительная мера в виде возложения на Департамент градостроительства г.о.Самара обязанности возобновить рассмотрение заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка, является исполнимой в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, соответствует предмету заявленных требований, направлена на восстановление нарушенных прав истца и соответствует вышеизложенным нормам права.

Доводы административного ответчика приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что не возможно установить площади смежных земельных участков, в случае выделения Долотовой А.Ф. испрашиваемого земельного участка это может привести к нарушению требований ст. 11. 9 ЗК РФ, опровергаются приведенными выше доказательствами, в том числе схемой расположения земельного участка в кадастровом квартале , из которого следует, что смежные земельные участки имеют площадь 829,27 кв.м. и 313, 48 кв.м, что также подтверждено пояснениями кадастровых инженеров ФИО1 и ФИО2 Доказательств, опровергающие указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

Доводы Департамента градостроительства г.о.Самара о том, что утверждение представленной Долотовой А.Ф. схемы расположения земельного участка приведет к нарушению требований ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку на указанной схеме отсутствовала информация о площади оставшихся земель, а также не указана площадь земельного участка, ограниченного красными линиями, границами испрашиваемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером , не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку согласно разъяснениям, данным в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 29.03.2018 г. № РД-420 не было мотивировано вышеуказанными обстоятельствами, ввиду чего не подлежала оценке судом первой инстанции.

В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о.Самара, выражая несогласие с выводами суда, повторяет свою позицию, изложенную в суде первой инстанции, при этом доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст.310 КАС РФ основаниями к отмене решения суда, жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным. Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самара от 11 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-14754/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Долотова А.Ф.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
Мартынова Е.В.
Администрация г.о.Самара
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
16.11.2018[Адм.] Передача дела судье
11.12.2018[Адм.] Судебное заседание
25.12.2018[Адм.] Судебное заседание
14.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее