Судья Рудин Д.Н. № 33-1933/2022

Дело № 2-491/2022

УИД 60RS0002-01-2022-001151-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 ноября 2022 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Белоноговой Н.Ю.,

судей Вальбе Е.П., Дмитриевой Ю.М.,

при секретаре Корьякиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Великие Луки, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области, УФСИН России по Псковской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить двери в санитарных кабинах,

по апелляционному представлению прокурора г.Великие Луки, действующего в интересах неопределенного круга лиц, на решение Великолукского городского суда Псковской области от 15 августа 2022 года,

выслушав доклад судьи Вальбе Е.П., объяснения прокурора Самухова С.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области Степановой Д.Н., участвующей посредством видео-конференцсвязи, и представителя УФСИН России по Псковской области Васильевой Т.К., возражавших против доводов апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Великие Луки Псковской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области, в котором, с учетом принятого судом отказа истца от части требований, просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении требований статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 1ОЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пункта 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России, утвержденных приказом Минюста России от 28 мая 2001 года № 161-ДСП, по оснащению санитарных кабин в камерах СИЗО-2 дверьми и обязать в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить двери в санитарных кабинах в указанных камерах.

В обоснование заявленных требований указано, что проведенными прокуратурой проверками выявлены нарушения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области требований законодательства о содержании подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, под стражей в надлежащих бытовых условиях, поскольку санитарные кабины в указанных камерах не оборудованы дверьми, открывающимися наружу; вместо дверей кабины отграничены от остальной площади камер плотной тканью. Недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Определением суда первой инстанции от 03 июня 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Псковской области.

В судебном заседании суда первой инстанции заместитель прокурора г. Великие Луки Егорова В.Н. исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.

Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области и УФСИН России по Псковской области Степанова Д.Н. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, указав, что распространять требования Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России от 28 мая 2001 года № 161-ДСП на данное здание нельзя, поскольку проектно-сметная документация на него разработана и утверждена до вступления его в силу. Мероприятия по оборудованию камерных помещений дверьми в санузлах невозможно выполнить в рамках капитального и текущего ремонта согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 года №276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений УИС»; оборудование дверьми санузлов возможно лишь в рамках реконструкции и при новом строительстве. В настоящий момент данное мероприятие выполнить не представляется возможным, т.к. УФСИН России по Псковской области финансируется только в рамках проведения капитальных и текущих ремонтов. Законодательством какие-либо критерии, позволяющие определить необходимые требования приватности, не установлены. С целью соблюдения приватности санузлы в камерах расположены в углу камерного помещения, оборудованы перегородками, примыкающими к стенам камеры. Высота одной перегородки сплошного заполнения до потолка, высота второй перегородки на уровне 96-97 см от потолка, далее зона санитарного узла ограждена плотной тканью, обеспечивая приватность помещения, поскольку младшим инспекторам, осуществляющим надзор через смотровой глазок, и лицам, находящимся в камере, процесс отправления естественных надобностей не виден. Наличие указанных перегородок, разделяющих санитарный узел и остальное пространство камеры, обеспечивает условие приватности при осуществлении лицами, содержащимися в камерах , санитарно-гигиенических процедур, поскольку не препятствует им уединенно, то есть вне обозрения других лиц, отправлять свои физиологические потребности.

Решением Великолукского городского суда Псковской области от 15 августа 2022 года прокурору города Великие Луки, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказано в удовлетворении иска к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области, УФСИН России по Псковской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить двери в санитарных кабинах.

Не согласившись с вынесенным решением, прокурор города Великие Луки, действующий в интересах неопределенного круга лиц, подал апелляционное представление с просьбой отменить решение как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

В апелляционном определении приведены доводы о необоснованности вывода суда о том, что, поскольку строительство здания производилось на основании разрешения на строительство, выданного Постановлением Правительства РФ от 30.12.1993 года № 1355, положения пункта 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России, утвержденных приказом Минюста России от 28.05.2001 года № 161-ДСП), требующие в камерных помещениях на двух и более мест напольные чаши (унитаз) размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу, не должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа и в данном случае неприменимы.

Со ссылкой на положения подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1314, разъяснения, содержащиеся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № года 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» и в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», полагает, что наличие отгороженного от остального помещения туалетного оборудования в целях обеспечения приватности отправления санитарно-гигиенических процедур, является обязательным элементом для признания условий содержания в следственном изоляторе надлежащим, что, по мнению подателя жалобы, надлежит установить ответчику.

Акцентирует внимание, что, поскольку здание СИЗО-2 введено в эксплуатацию согласно Акту приемки законченного строительством объекта от (дд.мм.).2005 года, то есть после введения в действия норм проектирования следственных изоляторов, утвержденные приказом Минюста России от 28.05.2001 № 161-ДСП, вывод суда о том, что данные нормы неприменимы, незаконен.

Кроме того, в апелляционном представлении акцентировано внимание на то, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области не обращалось в УФСИН России по Псковской области с заявлением на выделение денежных средств на выполнение работ по установке дверей для обеспечения зон приватности в камерных помещениях ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области.

В отзыве на апелляционное представление ответчик ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал доводы апелляционного представления, просил его удовлетворить, отменить и постановить новое решение: признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области, выразившееся в невыполнении требований статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пункта 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России, утвержденных приказом Минюста России от 28 мая 2001 года № 161-ДСП, по оснащению санитарных кабин в камерах СИЗО-2 дверьми, возложить на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить двери в санитарных кабинах в указанных камерах в соответствии с требованиями п. 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01, возложить на УФСИН России по Псковской области обязанность финансового обеспечения по оснащению санитарных кабин в камерах СИЗО-2 дверьми.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области Степанова Д.Н., участвующая в судебном заседании посредством видео-конференцсвязи, и представитель ответчика УФСИН России по Псковской области Васильева Т.К. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы возражений на апелляционное представление, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция РФ как основной закон Российской Федерации в статье 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).

Такие основы обеспечения соблюдения прав и свобод человека провозглашены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 (статья 3 Конвенции).

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части первая и вторая статьи 10 УИК РФ).

Статьей 12 названного кодекса предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть вторая статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» к бесчеловечному обращению относятся в том числе случаи, когда в результате такого обращения человеку причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство признается обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, затрудненный доступ к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены (пункт 14 названного выше постановления).

Учитывая изложенное, наличие туалетного оборудования, которое отгорожено от остального помещения таким образом, чтобы обеспечивалась приватность отправления санитарно-гигиенических процедур, безусловно, является обязательным элементом для признания условий содержания в исправительном учреждении надлежащими. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, помещения камер учреждения оборудованы унитазами, расположенными в углу камер, которые с двух сторон огорожены стенами помещения камеры, с третьей - отгорожены от остального помещения камер кирпичной перегородкой на уровне 1 метра от пола, далее обшивкой из поликарбоната на металлическом каркасе до потолка, с четвертой стороны - шторами из плотного материала, обеспечивающими изоляцию всего проема.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что, несмотря на отсутствие законодательного определения приватности туалета и требований к его обеспечению, перегородка высотой 1 метр, разделяющая санитарный узел, а также плотная ткань, отгораживающая санитарное место от остального помещения камеры, не обеспечивает достаточной приватности при пользовании туалетом, поскольку со всей очевидностью препятствует осужденному уединенно, то есть вне обозрения других лиц отправлять физиологические потребности.

Однако, оценивая обоснованность требований прокурора, судебная коллегия учитывает следующее.

Исковые требования основаны на применении положений пункта 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России, утвержденных приказом Минюста России от 28 мая 2001 года № 161-ДСП, в соответствии с которыми в камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу, кабины должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной. Но предельные параметры дверей, толщина и материал перегородок в СП 15-01 не указаны.

Обращаясь в суд с иском, прокурор полагал, что, поскольку спецкорпус СИЗО-2 введен в эксплуатацию в 2005 году, то есть после введения в действие указанных Норм проектирования СП 15-01, то на него распространяются данные требования и он должен быть введен в эксплуатацию с учетом положений пункта 8.66, а поскольку требования не были соблюдены, то имеются основания для приведения камерных помещений, находящихся в данном корпусе, в соответствие с указанными требованиями.

От исковых требований об установлении дверей для обеспечения приватности санитарных зон в камерных помещениях основного корпуса СИЗО-2, построенного в 1947 году, прокурор отказался в связи с нераспространением на него указанных норм проектирования.

При этом, прокурором не учтено то обстоятельство, что данные требования предъявляются именно к проектам строительства, а не при принятии результатов завершенного строительства по ранее утвержденным проектам.

Так, согласно пункту 1 СП 15-01 данные нормы проектирования должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов и тюрем.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от (дд.мм.) 2005 года строительно-монтажные работы по строительству пристройки спецкорпуса для содержания лиц, заключенных под стражу, в г. В.Л. П.о. начаты в (дд.мм.) 1993 года, закончены в (дд.мм.) 2005 года. Строительство производилось в соответствии с разрешением – Постановлением Правительства РФ от (дд.мм.) 1993 года . Исходные данные для проектирования выданы по заданию учреждения от (дд.мм.) 1992 года за . Техническая документация на строительство и смета утверждены приказом от (дд.мм.) 1998 года УВД Псковской области, УИН Минюста РФ по Псковской области (дд.мм.) 2000 года .

Судебная коллегия отмечает, что на момент принятия Правительством РФ <****> 1993 года постановления о разрешении строительства спецкорпуса для содержания лиц, заключенных под стражу, в г. В.Л. П.о. по исходным данным для проектирования 1992 года СП 15-01 приняты не были и не могли быть учтены.

Техническая документация на строительство и смета утверждены (дд.мм.) 1998 года УВД Псковской области, УИН Минюста РФ по Псковской области (дд.мм.) 2000 года , то есть тоже до принятия СП 15-01, что исключало возможность учета содержащихся в них требований.

Более того, строительные работы начаты в (дд.мм.) 1993 года, задолго до принятия СП 15-01.

С учетом изложенного, довод прокурора о том, что строительство спецкорпуса должно быть произведено с учетом требований СП 15-01 являются несостоятельными, а вывод суда первой инстанции о неприменении указанных норм проектирования является обоснованным. С ним соглашается судебная коллегия.

Строительство Пристройки специального корпуса для содержания лиц, заключенных под стражу, в г. В.Л. П.о. в составе объекта недвижимости «Специальный корпус» согласно акту от (дд.мм.) 2005 года приемки законченного строительного объекта приемочной комиссией, выполнено в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам и вводится в действие.

Кроме того, указанные Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России, утвержденные приказом Минюста России от (дд.мм.) 2001 года , утратили свою силу в связи с дальнейшим совершенствованием требований к проектированию следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний.

Приказом ФСИН России от (дд.мм.)2006 года утверждены номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которым камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно – форточкой (пункт 5).

Распоряжением Правительства РФ от (дд.мм.)2010 года (ред. от 23.09.2015 года) была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, одной из основных целей Концепции являются гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.

Требования о приватности более четко отражены в своде Правил
"СП 247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (утв. Приказом Минстроя России от 15.04.2016 N 245/пр). Так, в редакции от 15.04.2016 года: «Во всех камерах унитазы следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Перегородки кабин следует выполнять кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры. В дверном проеме кабины устанавливается полноразмерный дверной блок. Умывальник размещается за пределами кабины» и в редакции Изменений N 1, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 899/пр: «При камерных помещениях унитазы следует размещать в изолированных кабинах с дверями, открывающимися наружу. Перегородки кабин (в том числе санузлов при палатах медицинской части) следует выполнять кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры. Дверной проем кабины выполняется габаритами не менее 700 x 1900 мм в свету, дверной блок с распашным полотном должен соответствовать габаритам проема. Умывальник размещается за пределами кабины».

Изменение N 1, утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 899/пр, введено в действие с 01.07.2021 года. Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Приказ Росстандарта от 02.04.2020 N 687).

Таким образом, в период с 2010 по 2020 год разработаны и приняты законодательные акты, направленные в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, решение проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдение прав и улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

Приказом Минюста России от 04.07.2022 года N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2022 года N 69157, действует с 17.07.2022 года), в соответствии с пунктом 30 которых унитазы в камерах размещаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности. При наличии возможности умывальник в камере размещается за пределами кабины.

Однако при проектировании и строительстве специального корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области данное требование отсутствовало.

"СП 247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).

Положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил.

Отклонения от положений настоящего свода правил, не затрагивающие конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и помещений, должны быть согласованы с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России.

Таким образом, направленность пенитенциарной политики государства на совершенствование условий содержания, в том числе на обеспечение приватности, очевидна.

Но порядок ее реализации также четко регламентирован принимаемыми нормативными актами.

Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 года N 1138-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, которая является документом планирования, определяющим в соответствии с вызовами, стоящими перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации, цели и приоритетные направления ее развития на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм и стандартов.

В частности, разделом Х данной Концепции предусмотрено в целях обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также повышения уровня их материально-бытового обеспечения предполагается принятие дополнительных мер, предусматривающих обеспечение приватности при установлении санузлов во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Пунктом 2 данного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 года N 1138-р предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, следует осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.

Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предписано учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области в состав учреждении, участвующих в указанной Концепции, не включено.

Прокурором также не исследовался вопрос о наличии возможности осуществить оборудование помещений кирпичной кладкой для установления дверных проемов так, как это предусмотрено действующими на дату рассмотрения дела нормами, учитывая техническое состояние указанного здания.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу. Отсутствие финансирования на строительство является обстоятельством, не зависящим от СИЗО-2, который не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве, такое строительство может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку само ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области не располагает необходимыми средствами для исполнения такой задачи.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области и УФСИН России по Псковской области не могут являться надлежащими ответчиками по настоящему делу. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2019 N 91-КГ18-9). }
Апелляционное представление каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятого по делу судебного акта, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

В целом, доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения.

С учетом изложенного постановленное по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено. В связи с этим основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют, апелляционное представление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великолукского городского суда Псковской области от 15 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий /подпись/ Белоногова Н.Ю.

Судьи /подписи/ Вальбе Е.П.

Дмитриева Ю.М.

.

.

Судья Рудин Д.Н. № 33-1933/2022

Дело № 2-491/2022

УИД 60RS0002-01-2022-001151-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 ноября 2022 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Белоноговой Н.Ю.,

судей Вальбе Е.П., Дмитриевой Ю.М.,

при секретаре Корьякиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Великие Луки, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области, УФСИН России по Псковской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить двери в санитарных кабинах,

по апелляционному представлению прокурора г.Великие Луки, действующего в интересах неопределенного круга лиц, на решение Великолукского городского суда Псковской области от 15 августа 2022 года,

выслушав доклад судьи Вальбе Е.П., объяснения прокурора Самухова С.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области Степановой Д.Н., участвующей посредством видео-конференцсвязи, и представителя УФСИН России по Псковской области Васильевой Т.К., возражавших против доводов апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Великие Луки Псковской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области, в котором, с учетом принятого судом отказа истца от части требований, просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении требований статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 1ОЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пункта 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России, утвержденных приказом Минюста России от 28 мая 2001 года № 161-ДСП, по оснащению санитарных кабин в камерах СИЗО-2 дверьми и обязать в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить двери в санитарных кабинах в указанных камерах.

В обоснование заявленных требований указано, что проведенными прокуратурой проверками выявлены нарушения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области требований законодательства о содержании подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, под стражей в надлежащих бытовых условиях, поскольку санитарные кабины в указанных камерах не оборудованы дверьми, открывающимися наружу; вместо дверей кабины отграничены от остальной площади камер плотной тканью. Недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Определением суда первой инстанции от 03 июня 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Псковской области.

В судебном заседании суда первой инстанции заместитель прокурора г. Великие Луки Егорова В.Н. исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.

Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области и УФСИН России по Псковской области Степанова Д.Н. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, указав, что распространять требования Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России от 28 мая 2001 года № 161-ДСП на данное здание нельзя, поскольку проектно-сметная документация на него разработана и утверждена до вступления его в силу. Мероприятия по оборудованию камерных помещений дверьми в санузлах невозможно выполнить в рамках капитального и текущего ремонта согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 года №276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений УИС»; оборудование дверьми санузлов возможно лишь в рамках реконструкции и при новом строительстве. В настоящий момент данное мероприятие выполнить не представляется возможным, т.к. УФСИН России по Псковской области финансируется только в рамках проведения капитальных и текущих ремонтов. Законодательством какие-либо критерии, позволяющие определить необходимые требования приватности, не установлены. С целью соблюдения приватности санузлы в камерах расположены в углу камерного помещения, оборудованы перегородками, примыкающими к стенам камеры. Высота одной перегородки сплошного заполнения до потолка, высота второй перегородки на уровне 96-97 см от потолка, далее зона санитарного узла ограждена плотной тканью, обеспечивая приватность помещения, поскольку младшим инспекторам, осуществляющим надзор через смотровой глазок, и лицам, находящимся в камере, процесс отправления естественных надобностей не виден. Наличие указанных перегородок, разделяющих санитарный узел и остальное пространство камеры, обеспечивает условие приватности при осуществлении лицами, содержащимися в камерах , санитарно-гигиенических процедур, поскольку не препятствует им уединенно, то есть вне обозрения других лиц, отправлять свои физиологические потребности.

Решением Великолукского городского суда Псковской области от 15 августа 2022 года прокурору города Великие Луки, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказано в удовлетворении иска к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области, УФСИН России по Псковской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить двери в санитарных кабинах.

Не согласившись с вынесенным решением, прокурор города Великие Луки, действующий в интересах неопределенного круга лиц, подал апелляционное представление с просьбой отменить решение как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

В апелляционном определении приведены доводы о необоснованности вывода суда о том, что, поскольку строительство здания производилось на основании разрешения на строительство, выданного Постановлением Правительства РФ от 30.12.1993 года № 1355, положения пункта 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России, утвержденных приказом Минюста России от 28.05.2001 года № 161-ДСП), требующие в камерных помещениях на двух и более мест напольные чаши (унитаз) размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу, не должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа и в данном случае неприменимы.

Со ссылкой на положения подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1314, разъяснения, содержащиеся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № года 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» и в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», полагает, что наличие отгороженного от остального помещения туалетного оборудования в целях обеспечения приватности отправления санитарно-гигиенических процедур, является обязательным элементом для признания условий содержания в следственном изоляторе надлежащим, что, по мнению подателя жалобы, надлежит установить ответчику.

Акцентирует внимание, что, поскольку здание СИЗО-2 введено в эксплуатацию согласно Акту приемки законченного строительством объекта от (дд.мм.).2005 года, то есть после введения в действия норм проектирования следственных изоляторов, утвержденные приказом Минюста России от 28.05.2001 № 161-ДСП, вывод суда о том, что данные нормы неприменимы, незаконен.

Кроме того, в апелляционном представлении акцентировано внимание на то, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области не обращалось в УФСИН России по Псковской области с заявлением на выделение денежных средств на выполнение работ по установке дверей для обеспечения зон приватности в камерных помещениях ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области.

В отзыве на апелляционное представление ответчик ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал доводы апелляционного представления, просил его удовлетворить, отменить и постановить новое решение: признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области, выразившееся в невыполнении требований статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пункта 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России, утвержденных приказом Минюста России от 28 мая 2001 года № 161-ДСП, по оснащению санитарных кабин в камерах СИЗО-2 дверьми, возложить на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить двери в санитарных кабинах в указанных камерах в соответствии с требованиями п. 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01, возложить на УФСИН России по Псковской области обязанность финансового обеспечения по оснащению санитарных кабин в камерах СИЗО-2 дверьми.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области Степанова Д.Н., участвующая в судебном заседании посредством видео-конференцсвязи, и представитель ответчика УФСИН России по Псковской области Васильева Т.К. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы возражений на апелляционное представление, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция РФ как основной закон Российской Федерации в статье 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).

Такие основы обеспечения соблюдения прав и свобод человека провозглашены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 (статья 3 Конвенции).

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части первая и вторая статьи 10 УИК РФ).

Статьей 12 названного кодекса предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть вторая статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» к бесчеловечному обращению относятся в том числе случаи, когда в результате такого обращения человеку причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство признается обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, затрудненный доступ к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены (пункт 14 названного выше постановления).

Учитывая изложенное, наличие туалетного оборудования, которое отгорожено от остального помещения таким образом, чтобы обеспечивалась приватность отправления санитарно-гигиенических процедур, безусловно, является обязательным элементом для признания условий содержания в исправительном учреждении надлежащими. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, помещения камер учреждения оборудованы унитазами, расположенными в углу камер, которые с двух сторон огорожены стенами помещения камеры, с третьей - отгорожены от остального помещения камер кирпичной перегородкой на уровне 1 метра от пола, далее обшивкой из поликарбоната на металлическом каркасе до потолка, с четвертой стороны - шторами из плотного материала, обеспечивающими изоляцию всего проема.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что, несмотря на отсутствие законодательного определения приватности туалета и требований к его обеспечению, перегородка высотой 1 метр, разделяющая санитарный узел, а также плотная ткань, отгораживающая санитарное место от остального помещения камеры, не обеспечивает достаточной приватности при пользовании туалетом, поскольку со всей очевидностью препятствует осужденному уединенно, то есть вне обозрения других лиц отправлять физиологические потребности.

Однако, оценивая обоснованность требований прокурора, судебная коллегия учитывает следующее.

Исковые требования основаны на применении положений пункта 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России, утвержденных приказом Минюста России от 28 мая 2001 года № 161-ДСП, в соответствии с которыми в камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу, кабины должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной. Но предельные параметры дверей, толщина и материал перегородок в СП 15-01 не указаны.

Обращаясь в суд с иском, прокурор полагал, что, поскольку спецкорпус СИЗО-2 введен в эксплуатацию в 2005 году, то есть после введения в действие указанных Норм проектирования СП 15-01, то на него распространяются данные требования и он должен быть введен в эксплуатацию с учетом положений пункта 8.66, а поскольку требования не были соблюдены, то имеются основания для приведения камерных помещений, находящихся в данном корпусе, в соответствие с указанными требованиями.

От исковых требований об установлении дверей для обеспечения приватности санитарных зон в камерных помещениях основного корпуса СИЗО-2, построенного в 1947 году, прокурор отказался в связи с нераспространением на него указанных норм проектирования.

При этом, прокурором не учтено то обстоятельство, что данные требования предъявляются именно к проектам строительства, а не при принятии результатов завершенного строительства по ранее утвержденным проектам.

Так, согласно пункту 1 СП 15-01 данные нормы проектирования должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов и тюрем.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от (дд.мм.) 2005 года строительно-монтажные работы по строительству пристройки спецкорпуса для содержания лиц, заключенных под стражу, в г. В.Л. П.о. начаты в (дд.мм.) 1993 года, закончены в (дд.мм.) 2005 года. Строительство производилось в соответствии с разрешением – Постановлением Правительства РФ от (дд.мм.) 1993 года . Исходные данные для проектирования выданы по заданию учреждения от (дд.мм.) 1992 года за . Техническая документация на строительство и смета утверждены приказом от (дд.мм.) 1998 года УВД Псковской области, УИН Минюста РФ по Псковской области (дд.мм.) 2000 года .

Судебная коллегия отмечает, что на момент принятия Правительством РФ <****> 1993 года постановления о разрешении строительства спецкорпуса для содержания лиц, заключенных под стражу, в г. В.Л. П.о. по исходным данным для проектирования 1992 года СП 15-01 приняты не были и не могли быть учтены.

Техническая документация на строительство и смета утверждены (дд.мм.) 1998 года УВД Псковской области, УИН Минюста РФ по Псковской области (дд.мм.) 2000 года , то есть тоже до принятия СП 15-01, что исключало возможность учета содержащихся в них требований.

Более того, строительные работы начаты в (дд.мм.) 1993 года, задолго до принятия СП 15-01.

С учетом изложенного, довод прокурора о том, что строительство спецкорпуса должно быть произведено с учетом требований СП 15-01 являются несостоятельными, а вывод суда первой инстанции о неприменении указанных норм проектирования является обоснованным. С ним соглашается судебная коллегия.

Строительство Пристройки специального корпуса для содержания лиц, заключенных под стражу, в г. В.Л. П.о. в составе объекта недвижимости «Специальный корпус» согласно акту от (дд.мм.) 2005 года приемки законченного строительного объекта приемочной комиссией, выполнено в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам и вводится в действие.

Кроме того, указанные Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний СП 15-01 Минюста России, утвержденные приказом Минюста России от (дд.мм.) 2001 года , утратили свою силу в связи с дальнейшим совершенствованием требований к проектированию следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний.

Приказом ФСИН России от (дд.мм.)2006 года утверждены номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которым камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно – форточкой (пункт 5).

Распоряжением Правительства РФ от (дд.мм.)2010 года (ред. от 23.09.2015 года) была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, одной из основных целей Концепции являются гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.

Требования о приватности более четко отражены в своде Правил
"СП 247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (утв. Приказом Минстроя России от 15.04.2016 N 245/пр). Так, в редакции от 15.04.2016 года: «Во всех камерах унитазы следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Перегородки кабин следует выполнять кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры. В дверном проеме кабины устанавливается полноразмерный дверной блок. Умывальник размещается за пределами кабины» и в редакции Изменений N 1, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 899/пр: «При камерных помещениях унитазы следует размещать в изолированных кабинах с дверями, открывающимися наружу. Перегородки кабин (в том числе санузлов при палатах медицинской части) следует выполнять кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры. Дверной проем кабины выполняется габаритами не менее 700 x 1900 мм в свету, дверной блок с распашным полотном должен соответствовать габаритам проема. Умывальник размещается за пределами кабины».

Изменение N 1, утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 899/пр, введено в действие с 01.07.2021 года. Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Приказ Росстандарта от 02.04.2020 N 687).

Таким образом, в период с 2010 по 2020 год разработаны и приняты законодательные акты, направленные в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, решение проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдение прав и улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

Приказом Минюста России от 04.07.2022 года N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2022 года N 69157, действует с 17.07.2022 года), в соответствии с пунктом 30 которых унитазы в камерах размещаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности. При наличии возможности умывальник в камере размещается за пределами кабины.

Однако при проектировании и строительстве специального корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области данное требование отсутствовало.

"СП 247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).

Положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил.

Отклонения от положений настоящего свода правил, не затрагивающие конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и помещений, должны быть согласованы с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России.

Таким образом, направленность пенитенциарной политики государства на совершенствование условий содержания, в том числе на обеспечение приватности, очевидна.

Но порядок ее реализации также четко регламентирован принимаемыми нормативными актами.

Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 года N 1138-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, которая является документом планирования, определяющим в соответствии с вызовами, стоящими перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации, цели и приоритетные направления ее развития на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм и стандартов.

В частности, разделом Х данной Концепции предусмотрено в целях обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также повышения уровня их материально-бытового обеспечения предполагается принятие дополнительных мер, предусматривающих обеспечение приватности при установлении санузлов во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Пунктом 2 данного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 года N 1138-р предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, следует осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░-2, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2004 ░░░░ N 1314, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░. (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 19.02.2019 N 91-░░18-9). }
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/ ░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ /░░░░░░░/ ░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░ ░.░.

.

.

33-1933/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор города Великие Луки
Ответчики
Управление ФСИН России по Псковской области
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области
Суд
Псковский областной суд
Судья
Вальбе Елена Петровна
Дело на сайте суда
oblsud.psk.sudrf.ru
12.10.2022Передача дела судье
08.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2022Передано в экспедицию
08.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее