К делу №2-5089-20
61RS0022-01-2020-005787-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2020 года Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Одинцовой Л.Н.
при секретаре судебного заседания Королевой И.Е.
помощнике судьи Коноваловой Е.В.
при участии истца Ермакова Сергея Александровича, представителя ответчика Шанцева М.С.,действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермакова Сергея Александровича к ГУ Управление Пенсионного Фонда в г.Таганроге о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Ермаков С.А. обратился в Таганрогский городской суд Ростовской области к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области с иском о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца. В обосновании своих исковых требований истец указал, что <дата> умер его отец ФИО2<дата> истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца, поскольку он является студентом Института радиотехнических систем, обучается по очной форме. Решением ответчика от 25.08.2020 года истцу отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца, так как заявитель не находился на иждивении своего отца. Истец не согласен с принятым решением, поскольку он является студентом очной формы обучения, в связи с чем имеет право на назначение пенсии по случаю потери кормильца., так как ему отец давал деньги по 10000-15000 рублей ежемесячно. Истец просит суд признать за ним право на назначение пенсии по случаю потери кормильца с 22.07.2020 года и обязать ответчика назначить ему пенсию по случаю потери кормильца и выплатить образовавшуюся задолженность.
В судебном заседании истец Ермаков С.А. поддержал свои исковые требования, просил их удовлетворить. Пояснил суду, что его родители на основании решения мирового судьи от <дата> брак расторгли и стали проживать раздельно. С <дата> отец уволился с работы по собственному желанию и с этого момента не работал. При встрече с отцом, которые происходили на городской территории, отец ему передавал деньги в размере от <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей, так как он обучается в институте. О передаче денежных средств никто не знал, письменных документов не составлялось. Подтвердил суду, что он проживает с матерью, которая работала парикмахером, он получает стипендию,отец с ними не проживал.
Представитель ответчика – Шанцев М.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил суду, что Ермаковым С.А. не представлено доказательств тому, что он находился на содержании своего отца и получал от него помощь, которая являлась для него постоянным и основным источником средств к существованию. Обратил внимание суда на то, что умерший с июля 2019 года нигде официально не работал, с сыном совместно не проживал, истец получает стипендию в размере 6500 рублей.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ермаков С.А., <дата> года рождения, приходится сыном ФИО2, умершему <дата>. С января 2019 года и до момента смерти ФИО2 истец совместно с ним не проживал, проживал с матерью. Алиментных правоотношений между родителями и истцом не существовало.
С 01.09.2019 года истец Ермаков С.А. обучается в <данные изъяты> по очной форме на бюджетной основе, срок обучения составляет 5 лет, получает стипендию в размере 6500 рублей.
18.08.2020 года ФИО3 обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца.
Уведомлением от 25.08.2020 года пенсионный фонд отказал истцу в назначении пенсии по случаю потери кормильца, ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении отца.
Ермаков С.А. ссылаясь на то, что умерший отец регулярно оказывал ему материальную помощь, он находился на полном его обеспечении, передаваемая отцом сумма являлась для него основным источником средств к существованию, обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно подпункту "а" пункта 11 названного Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (пункт 82 Перечня).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствуется положениями Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исследовав представленные истцом в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из не представления истцом документального подтверждения факта его нахождения на полном содержании умершего отца или получения им от него помощи, которая была бы для него постоянным и основным источником средств к существованию.
При решении вопроса об отсутствии у Ермакова С.А. права. на получение пенсии по случаю потери кормильца, суд исходит из положений ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, предусматривающих обязанность истца доказать факт нахождения на иждивении.
В нарушение ст.56 ГПК РФ истцом суду не представлены письменные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, и бесспорно подтверждающие размер оказываемой отцом истцу материальной помощи, из которого безусловно следовало бы, что Ермаков С.А. находился на иждивении отца ФИО2
Принимая во внимание, что истцом не представлено суду доказательств наличия у умершего отца доходов, позволяющих тому содержать сына, суд приходит к выводу, что ФИО2 не мог оказывать своему сыну помощь, которая являлась для него постоянным и основным источником средств к существованию, при этом судом учитывается тот факт, что истец получает стипендию в размере 6500 рублей.
Стороной истца так же не представлено суду доказательств тому, что умерший работал неофициально и имел от неофициальной работы доход, позволяющий постоянно содержать истца.
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие "основной источник средств к существованию" предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Из вышеперечисленных положений следует, что для нахождения на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Материалы гражданского дела не содержат доказательств двух условий для назначения пенсии, в связи с чем суд отказывает истцу в иске.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ермакова Сергея Александровича к ГУ Управление Пенсионного Фонда в г.Таганроге о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 17 декабря 2020 года
Председательствующий Одинцова Л.Н.,