Дело № 12-222/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Судья Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Трихалкин С.В., рассмотрев жалобу ДОЛЖНОСТЬ администрации г. Чебоксары – ДОЛЖНОСТЬ Горкомимущества Васильева Ю.А. на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное ДОЛЖНОСТЬ Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеевым В.В., Васильев Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Васильев Ю.А. и его представитель Карымов П.А. обратились в суд с жалобой, в которой просили его отменить, указывая, что ДОЛЖНОСТЬ Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеевым В.В. при вынесении обжалуемого постановления не доказана причинно-следственная связь между нарушением антимонопольного законодательства и действиями Васильева Ю.А.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Васильев Ю.А., представитель лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Карымов П.А., представитель Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, что не препятствует рассмотрению дела по существу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лица, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Территориальными зонами являются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, являются Правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений.
Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке конкретного земельного участка.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утверждёнными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 г. № 1683, действующими на момент подготовки вышеуказанного градостроительного плана земельного участка, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. был расположен в зоне общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-З), где размещение многоэтажной жилой застройки относится к основным разрешённым видам использования недвижимости.
В соответствии со статьей 38 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
Согласно градостроительному регламенту по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости статьи 25 Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утверждённых решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 г. № 1683, в указанной зоне предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений, а также максимальная этажность на момент подготовки градостроительного плана земельного участка не регламентировались.
На основании постановления администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией города ДД.ММ.ГГГГ проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием — многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного на пересечении ул. <данные изъяты> и ул. <данные изъяты> в г. <данные изъяты>.
С учетом положений ч. 6 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ администрацией города договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № заключен с единственным участником аукциона АО «<данные изъяты>».
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении него в установленном законодательством РФ порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.
Согласно Правилам землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.03.2016 № 187, вышеуказанный земельный участок находится в подзоне застройки жилыми домами смешанной этажности со сложившейся застройкой индивидуальными жилыми домами (Ж-5.1).
Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
Согласно Методическим рекомендациям ФАС России, рынок является локальным (в пределах муниципального образования, поселения, города федерального значения).
При определении географических границ исследуемого локального рынка необходимо учитывать все земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, поселения, города федерального значения воизбежания создания условий для наступления последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
Следовательно, рынок услуг может рассматриваться в пределах населенных пунктов, то есть в местах фактического предоставления услуги.
Согласно пункту 10.7 Порядка, при определении границ рынка могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар.
В соответствии с Уставом (принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 г. № 40), город Чебоксары - является столицей Чувашской Республики.
Муниципальное образование город Чебоксары является городским поселением, наделенным Законом Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» статусом городского округа.
В рассматриваемом случае, границы рынка ограничены земельными участками, соответствующие полномочия по предоставлению которых имеются у администрации города Чебоксары Чувашской Республики.
Таким образом, за географические границы рынка землепользования ((инвестиционно-строительных работ (услуг)) были приняты административные границы - город Чебоксары Чувашской Республики.
В соответствии действующим законодательством правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно статье 38 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются предельные параметры разрешенного строительства, в том числе, предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений.
Предельная высота возводимых объектов недвижимости на земельном участке, право, на аренду которого является предметом аукциона, является одним из определяющих условий для принятия потенциальными претендентами решения о подаче заявки на участие в аукционе, поскольку от количества максимально возможного строительства квартир, зависит объем необходимых для вложения в строительство финансовых средств и получения после этого прибыли от реализации построенных объектов, то есть рентабельность деятельности субъектов предпринимательской деятельности - участников рынка инвестиционно-строительных работ (услуг).
Факт нарушения законодательства администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики в части отсутствия в извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> информации в отношении максимальной этажности объекта капитального строительства установлен решением Арбитражного суда Чувашской Республики по делу №.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По смыслу данной нормы запрещаются любые действия (бездействие), в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
На сайте министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики содержится следующая информация. В ДД.ММ.ГГГГ строительными организациями выполнено работ на сумму <данные изъяты>., рублей (<данные изъяты> % по сравнению с ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ объем работ составил <данные изъяты>., рублей (<данные изъяты> % к ДД.ММ.ГГГГ).
В текущем году увеличены объемы строительно-монтажных работ организациями: ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>» и др.
Снижение объемов строительно-монтажных работ отмечается: ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и др.
Площадь введенного жилья составила <данные изъяты> тыс. кв. м, в т. ч. организациями- застройщиками построено <данные изъяты> тыс. кв. м (<данные изъяты>% к уровню ДД.ММ.ГГГГ), наибольшие объемы которых обеспечили: ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>»; ОАО «<данные изъяты>»; ООО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>».
На сегодняшний день на стадии незавершенного строительства находится <данные изъяты> многоквартирных жилых домов общей площадью <данные изъяты> тыс. кв. метров, из которых по предварительным данным будут введены в эксплуатацию в текущем году не менее <данные изъяты> тыс. кв. м. С учетом индивидуального жилья в целом планируется ввести не менее <данные изъяты> тыс.кв. жилья.
На сегодняшний день в границах г. Чебоксары Чувашской Республики имеются следующие застройщики:
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, СК, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, АО;
- <данные изъяты>, АО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ОАО;
- <данные изъяты>, ОАО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО и <данные изъяты>, АО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, АО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ЗАО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты> ЗАО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ЗАО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ЗАО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО;
- <данные изъяты>, ООО.
Названные организации являются потенциальными участниками на рассматриваемом рынке.
Согласно протоколам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на аукцион на право заключения договора аренды было подано 2 заявки: ООО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>». При этом обе организации были допущены к участию в аукционе.
Данные обстоятельства свидетельствуют о создании администрацией г.Чебоксары условий, при которых победитель аукциона имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения на рынке инвестиционно-строительных работ (услуг) и создании условий сокращения числа хозяйствующих субъектов, претендующих на получение права в отношении отведенного земельного участка. В состав участников данного рынка входят лица, осуществляющие деятельность в сфере жилищного и иного строительства - участники рынка инвестиционно-строительных работ (услуг).
Изложенные обстоятельства не могут не влиять на конкуренцию, поскольку незаконно предоставляя преференцию хозяйствующему субъекту иные участники ограничены в получении данного права.
В рассматриваемом случае, действия (бездействие) администрации ограничивают (могут ограничить) потенциальных участников по получению права, ввиду не соблюдения требований действующего законодательства.
Согласно «Положению о Чебоксарском городском комитете по управлению имуществом администрации города Чебоксары», утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 06.03.2012 г. № 502, ДОЛЖНОСТЬ Комитета:
- от имени Комитета подписывает в качестве его руководителя все приказы, распоряжения, договора, акты, доверенности, письма, справки и иные документы, подготовленные работниками Комитета во исполнение, предусмотренных настоящим Положением, функций Комитета, а также направленные на согласование в Комитет проекты документов, подготовленные иными органами;
- действует без доверенности от имени Комитета, представляет его во всех предприятиях, учреждениях и организациях;
- устанавливает обязанности и определяет ответственность своих заместителей;
- распоряжается имуществом и средствами Комитета в соответствии с действующим законодательством, заключает договоры, в том числе трудовые.
В соответствии с Должностной Инструкцией ДОЛЖНОСТЬ - ДОЛЖНОСТЬ Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом утвержденного ДОЛЖНОСТЬ администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ, ДОЛЖНОСТЬ Комитета возглавляет:
- комиссию по проведению аукционов и конкурсов по продаже объектов муниципальной собственности;
комиссию по приватизации объектов муниципальной собственности г. Чебоксары;
- комиссию по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или право на заключение договоров аренды таких земельных участков в г. Чебоксары;
городскую инвентаризационную комиссию по проведению плановой инвентаризации неучтенных земельных участков и объектов недвижимости для завершения государственного кадастрового учета земельных участков и объектов недвижимости;
- другие комиссии, которые могут быть созданы по курируемым вопросам (п. 2.13);
Информационный бюллетень от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков», в котором указана информация о выставляемых на аукцион земельных участках:
- площадь;
- кадастровый номер;
- сведения о правах;
- разрешенное использование;
- параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства:
- предельное количество этажей;
- максимальная этажность и другая информация о земельных участках, была утверждена ДОЛЖНОСТЬ администрации г. Чебоксары - ДОЛЖНОСТЬ Горкомимущества Васильевым Ю.А..
В силу статьи 2.4 КоАП РФ, Васильев Ю.А., являясь должностным лицом, в соответствии с указанными актами несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В силу положений части 2 статьи 2.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Таким образом, в действиях Васильева Ю.А. усматриваются признаки административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вывод административного органа о доказанности наличия в действиях (бездействии) Васильева Ю.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является обоснованным и соответствующим материалам дела.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Доводы заявителя Васильева Ю.А. и его представителя Карымова П.А. сводятся к ошибочному толкованию заявителем норм права и не являются основанием к отмене обжалуемого постановления.
Иные доводы основанием для отмены или изменения постановления не являются.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица при производстве по данному делу не допущено. Оснований для прекращения производства по делу, назначения другого вида наказания либо снижения назначенного наказания не имеется. Таким образом, обжалуемое заявителем постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Жалоба заявителя удовлетворению не подлежит. Процессуальные документы по делу оформлены надлежащим образом.
При назначении наказания должностное лицо учло характер совершенного правонарушения. Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление № ДОЛЖНОСТЬ Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ДОЛЖНОСТЬ администрации г. Чебоксары – ДОЛЖНОСТЬ Горкомимущества Васильева Ю.А. к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии, через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В. Трихалкин