Решение по делу № 2-530/2022 (2-4599/2021;) от 24.11.2021

Дело № 2-530/2022( УИД:44RS0001-01-2021-008998-65)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2022 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.

при помощнике судьи Богуш Т.Н.

    рассмотрев исковое заявление прокурора Костромского района Костромской области в интересах Семеновой Марины Витальевны к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Костромского района Костромской области обратился в Свердловский районный суд г.Костромы с иском в интересах Семеновой Марины Витальевны к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру Костромского района обратилась Семенова М.В. по вопросам лекарственного обеспечения. Проверкой установлено, что Семенова М.В., страдающая заболеванием «Миастения» состоит на учёте у врача ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 2». Семенова М.В. включена в региональный сегмент регистра лиц, имеющих право на получение социальных услуг. Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утверждён Порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении, в соответствии с п.п.1.3.6, 1.5 которого к региональным льготникам относятся жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей( фельдшеров) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07. 1994 № 890. В нарушение ст.ст.4,10,14 ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», Постановления Правительства РФ от 28.12 2020 № 2299, Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 истец не обеспечена в необходимом объеме лекарственным препаратом «...», относящимся к .... К полномочиям Департамента здравоохранения Костромской области относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно или с 50% скидкой за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленным порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. В силу вышеназванного, прокурор Костромского района Костромской области просит обязать Департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Семенову Марину Витальевну в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу лекарственным препаратом «...» по медицинским показаниям в полном объёме.

В судебном заседании помощник прокурора Костромского района Медведев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно просил обратить данное решение суда к немедленному исполнению, т.к. в настоящее время у истца происходит обострение заболевания. Препарат отсутствует. Препарат, указанный в исковом заявлении, является основным в лечении заболевания Семеновой М.В.

Истец Семенова М.В. о рассмотрении дела судом извещалась надлежащим образом. В судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика Пашкина Л.М. (действующая по доверенности) в судебное заседание не явилась. О рассмотрении дела судом извещалась надлежащим образом. В письменном отзыве исковые требования не признала и указала, что Семенова М.В. обеспечивается лекарственными препаратами в соответствии с назначением врача. Департамент здравоохранения Костромской области предпринимает все необходимые меры по обеспечению лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг бесплатно в соответствии со ст. 6.1 ФЗ РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Несвоевременное обеспечение или обеспечение лекарственным препаратом другого наименования отличного от выписанного по рецепту врача, обусловлено процедурной закупки в соответствии с ФЗ РФ от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На сегодняшний день определяется поставщик на поставку указанных лекарственных препаратов.В случае положительного исхода торгов необходимые лекарственные препарата будет закуплены и поставлены в уполномоченную аптеку для дальнейшего обеспечения Семеновой М.В.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.    

В силу ч. 2 ст. 80 данного Федерального закона при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).

В соответствии со ст. 82 данного Закона источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 №2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, согласно разделу V которой источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Так, в разделах Перечня № 890 «Категория заболевания» названы лица, страдающие миастенией, в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «Антихолинэстеразные лекарственные средства, стероидные гормоны».

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2006 №309 утвержден Стандарт медицинской помощи больным с миастеническим кризом, согласно которому средством лечения заболевания является метилпреднизалон.

Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утверждён Порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении.

В силу п.1.3.6 к региональным льготникам относятся жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета)( п.1.5 Порядка).

Истец Семенова М.В. включена в региональный сегмент регистра лиц, имеющих право на получение социальных услуг. Согласно выписки Отделения амбулаторной консультативной помощи Московского миастенического центра Городской клинической больницы № 51 от 20 декабря 2019 г. Семеновой М.В. рекомендовано увеличить дозу ... В соответствии с данными медицинскими рекомендациями врачом ОГБУЗ «Окружная больница <адрес> » ФИО2 был назначен вышеназванный препарат. Были выданы рецепты.

Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Семенова М.В. страдает заболеванием, входящим в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В силу этого истец должна быть обеспечена лекарственным средством в необходимом размере.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с п. 27 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Ссылки представителя ответчика на надлежащее исполнение своих обязанностей по обеспечению истца необходимыми лекарственными препаратами, по мнению суда, являются несостоятельными, т.к. прокурором Костромского района представлены доказательства тому обстоятельству, что рецепты истца Семеновой М.В. на получение данного лекарственного препарата не обслужены.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Костромского района Костромской области в интересах Семеновой Марины Витальевны к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом- подлежат удовлетворению.

В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

С учётом того, что судом установлен факт нарушения прав истца на своевременное обеспечение лекарственными препаратами, что может привести к ухудшению состояния её здоровья, с учётом заявленного представителем прокуратуры ходатайства, суд считает возможным обратить данное решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Костромского района Костромской области в интересах Семеновой Марины Витальевны к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом- удовлетворить.

Возложить на Департамент здравоохранения Костромской области обязанность обеспечить Семенову Марину Витальевну, <дата> года рождения, лекарственным препаратом «...» по медицинским показаниям в полном объеме.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова

Решение принято в окончательно форме: 24 января 2022 года

Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова

2-530/2022 (2-4599/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Костромского района
Семенова Марина Витальевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Нефёдова Любовь Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
24.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2021Передача материалов судье
01.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее