Решение по делу № 2а-388/2017 от 30.06.2017

№ 2а-388/2017 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2017 года п. Переволоцкий

Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам упрощенного (письменного) производства административное дело

по административному иску прокурора Переволоцкого района к администрации муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании устранить в срок до 1 января 2018 года нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ, расположенных на территории МО Преторийский сельсовет Переволоцкого района путем устройства площадки для мусоросборников с подъездом к ней и установки урн для сбора мусора, обязании создать на территории поселения резерв площадей для новых воинских захоронений,

установил:

прокурор Переволоцкого района Оренбургской области обратился в суд с данным административным иском к администрации МО Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании устранить в срок до 01 января 2018 года нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ, расположенных на территории МО Преторийский сельсовет Переволоцкого района путем устройства площадки для мусоросборников с подъездом к ней и установки урн для сбора мусора, обязании создать на территории поселения резерв площадей для новых воинских захоронений, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией МО «Преторийский сельсовет» Переволоцкого района требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о содержании муниципальной собственности на территории сельских поселений Переволоцкого района при содержании мест погребения. В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.п. 2.7., 2.9., 6.3., 6.6., 6.7. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», допущенные администрацией муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Абз. 3 п. 1 ст. 2 указанного Закона предусмотрено что, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. П. 4 данного Закона установлено, что при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. В соответствии с п. 6.6. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Так, проверкой установлено, что содержание кладбища в с. Претория не организовано в соответствии с природоохранными, санитарными правилами и нормами, а именно не установлены урны для сбора мусора. Несоблюдение перечисленных требований закона и санитарных правил и норм, нарушает права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также ущемляет конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Указанное также свидетельствует о ненадлежащем содержании муниципального имущества. В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности. Ч. 1 ст.7 указанного закона на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха. При этом участки для захоронений на кладбищах предоставляются гражданам на правах бессрочного пользования. Согласно ст. 10 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления. В соответствии с требованиями ст. 12 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации; создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

В ходе проведенной проверки установлено, что резерв площадей для новых воинских захоронений на территории муниципального образования Преторийский сельсовет не создан, наличие свободных мест на сельских кладбищах не является надлежащим исполнением обязанности органом местного самоуправления требований закона.

Просит: обязать администрацию муниципального образования «Преторийский сельсовет» Переволоцкого района Оренбургской области устранить в срок до 01 января 2018 года нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ, расположенных на территории МО Преторийский сельсовет Переволоцкого района путем устройства площадки для мусоросборников с подъездом к ней и установки урн для сбора мусора; обязать администрацию муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области создать на территории поселения резерв площадей для новых воинских захоронений.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее -Закон) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В силу ст. 1 Закона, под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 13 Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Абз. 3 п. 1 ст. 2 указанного Закона предусмотрено что, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. П. 4 данного Закона установлено, что при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

В соответствии с п. 6.6. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

Так, проверкой установлено, что содержание кладбищ в с.Претория не организовано в соответствии с природоохранными, санитарными правилами и нормами, а именно не установлены урны для сбора мусора.

Несоблюдение перечисленных требований закона и санитарных правил и норм, нарушает права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также ущемляет конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Указанное также свидетельствует о ненадлежащем содержании муниципального имущества.

В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п. 1 ч. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является учет земли, как основы жизни и деятельности человека; регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Согласно ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности. Ч. 1 ст.7 указанного закона на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха. При этом участки для захоронений на кладбищах предоставляются гражданам на правах бессрочного пользования.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами. Согласно требований ст. 5 вышеуказанного Закона Российской Федерации воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

Согласно ст. 10 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления.

В соответствии с требованиями ст. 12 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации; создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о содержании муниципальной собственности на территории МО Преторийский сельсовет Переволоцкого района при содержании мест погребения, в ходе которой установлено, что резерв площадей для новых воинских захоронений на территории муниципального образования Преторийский сельсовет не создан, наличие свободных мест на сельских кладбищах не является надлежащим исполнением обязанности органом местного самоуправления требований закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Суд приходит к выводу, что не соблюдение требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о содержании муниципальной собственности на территории МО Преторийский сельсовет Переволоцкого района при содержании мест погребения свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика по исполнению возложенных законом обязанностей в данной сфере.

При таких обстоятельствах административное исковое требование прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 46, 175-180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск прокурора Переволоцкого района к администрации муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании устранить в срок до 01 января 2018 года нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ, расположенных на территории МО Преторийский сельсовет Переволоцкого района путем устройства площадки для мусоросборников с подъездом к ней и установки урн для сбора мусора, обязании создать на территории поселения резерв площадей для новых воинских захоронений удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области устранить в срок до 01 января 2018 года нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ, расположенных на территории МО Преторийский сельсовет Переволоцкого района путем устройства площадки для мусоросборников с подъездом к ней и установки урн для сбора мусора.

Обязать администрацию муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области создать на территории поселения резерв площадей для новых воинских захоронений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Т.Н. Чарикова

2а-388/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Переволоцкого района
Ответчики
администрация МО Преторийский сельсовет
Суд
Переволоцкий районный суд Оренбургской области
Дело на сайте суда
perevolotsky.orb.sudrf.ru
30.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
14.07.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
14.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2017[Адм.] Судебное заседание
20.07.2017[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
20.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее