Дело № 2-2713/2022 копия
УИД: 33МS0002-01-2022-003448-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Владимир 12 сентября 2022 года
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Лесун Н.Г.,
при секретаре Цареве М.А.,
с участием помощника прокурора города Владимира Колесниченко С.К.,
истцов Тупик Ж.В., Захваткиной В.А.,
представителя ответчика, третьего лица Ситниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Владимира, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Спиридоновой Анны Сергеевны, Тупик Жанны Валерьевны, Захваткиной Валентины Александровны, Гвоздулиной Екатерины Александровны к администрации г.Владимира о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Владимира, действующий в интересах неопределенного круга лиц, граждан Спиридоновой Анны Сергеевны, Тупик Жанны Валерьевны, Захваткиной Валентины Александровны, Гвоздулиной Екатерины Александровны, обратился в суд с уточненным иском к администрации г. Владимира о понуждении к совершению действий.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Владимира проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилья. По результатам проверки установлено, что на территории муниципального образования г. Владимир расположен одноэтажный многоквартирный <...>, 1917 года постройки. Общая площадь дома составляет 102,5 кв.м. В доме расположено 4 жилых помещения, общей площадью 102,5 кв.м. В доме имеется централизованное электроснабжение.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в доме подлежат расселению 4 жилых помещения, которые находятся в собственности граждан. В доме зарегистрировано четыре человека.
Данный дом включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области» областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденную постановлением администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Владимира» муниципальной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда города Владимира», утвержденную постановлением администрации города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Межведомственной комиссией (далее МВК) о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Владимире (МВК) по результатам рассмотрения заявления собственников жилых помещений в МКД о проведении оценки технического состояния <...> принято решение о признании данного МКД аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Постановлением администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### сроки отселения собственников жилых помещений указанного дома определены до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### сроки расселения и сноса указанного дома изменены, установлен новый срок расселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, администрацией города до настоящего времени, меры для предоставления благоустроенных жилых помещений, взамен признанных непригодными для проживания, не приняты.
Дополнительная экспертиза при принятии решения о переносе срока расселения граждан не проводилась.
Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома ГУП проектный институт «Владкоммунпроект», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования жилого здания эксперты пришли к следующим выводам: «состояние основных несущих строительных конструкций здания, фундамента, перекрытий, крыши и кровли является аварийным. Дом морально изношен. Физический износ здания составил 75 %.
Проживание в указанном аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как из-за потери прочностных качеств несущих конструкций имеется реальная опасность самопроизвольного разрушения дома и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Эксплуатация многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, несет реальную угрозу безопасности жителей многоквартирного дома.
При установлении срока отселения граждан из жилых помещений указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ не учтено фактическое состояние дома, в связи с чем указанный срок нельзя признать разумным.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ действенных мер, направленных на отселение граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, администрацией не принято.
Определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствии к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
На основании изложенного истец просит обязать администрацию г. Владимира:
- отселить Спиридонову Анну Сергеевну, Тупик Жанну Валерьевну, Захваткину Валентину Александровну, Гвоздулину Екатерину Александровну из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
Принять меры по обеспечению жилищных прав в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в отношении Спиридоновой Анны Сергеевны, Тупик Жанны Валерьевны, Захваткиной Валентины Александровны, Гвоздулиной Екатерины Александровны.
Решение обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Колесниченко С.К., истцы Тупик Ж.В., Захваткина В.А. исковые требования поддержали по доводам искового заявления в полном объеме.
Тупик Ж.В., и Захваткина В.А. в судебном заседании указали, что в аварийном доме уже долгое время никто не проживает. Они также проживают по иным адресам. В настоящее время проведена оценка принадлежащих им квартир в данном доме. Они получили проекты соглашений о выкупной стоимости жилых помещений.
Истцы Спиридонова А.С., Гвоздулина Е.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика и третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира по доверенности Ситникова Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Поддержала доводы письменного отзыва. Также дополнительно указала, что в настоящий момент процедура изъятия объектов недвижимости с целью выплаты собственникам выкупной цены в соответствии со ст. 32 ЖК РФ начата, мероприятия, предусмотренные программой, проведены в установленном законом порядке. Оценка недвижимого имущества проведена, проекты соглашений об изъятии имущества с выплатой выкупной стоимости направлены собственникам аварийного дома и получены ими. Исходя из вышеизложенного, представитель просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно абз. 1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т.ч. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В силу абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном непригодным для проживания, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой г. Владимира проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилья, по результатам которой установлено, что на территории муниципального образования г. Владимир расположен одноэтажный многоквартирный <...> года постройки. Общая площадь дома составляет 102,5 кв.м. В доме расположено 4 жилых помещения, общей площадью 102,5 кв.м. В доме имеется централизованное электроснабжение.
Согласно сведений из УФМС по Владимирской области, а также паспортных данных истцов, в настоящее время в <...> зарегистрировано 2 человека: Спиридонова А.С. (кв.№1), Захваткина В.А. (<...>).
Истец Тупик Ж.В. (кв. 2) зарегистрирована по адресу: <...> Истец Гвоздулина Е.А. (кв. 4) зарегистрированной на территории Владимирской области не значиться.
Согласно сведениям из ЕГРН указанные граждане являются собственниками жилых помещений в данном доме. Длительное время в аварийном доме не проживают.
Данный дом включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области» областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденную постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2018 №235, подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Владимира» муниципальной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда города Владимира», утвержденную постановлением администрации города Владимира от 16.04.2019 №1005.
Межведомственной комиссией (далее МВК) о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Владимире (МВК) по результатам рассмотрения заявления собственников жилых помещений в МКД о проведении оценки технического состояния <...> принято решение о признании данного МКД аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Постановлением администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### сроки отселения собственников жилых помещений указанного дома определены до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### сроки расселения и сноса указанного дома изменены, установлен новый срок расселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома ГУП проектный институт «Владкоммунпроект», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования жилого здания эксперты пришли к следующим выводам: «состояние основных несущих строительных конструкций здания, фундамента, перекрытий, крыши и кровли является аварийным. Дом морально изношен. Физический износ здания составил 75 %.
Проживание в указанном аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как из-за потери прочностных качеств несущих конструкций имеется реальная опасность самопроизвольного разрушения дома и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Эксплуатация многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, несет реальную угрозу безопасности жителей многоквартирного дома.
Также установлено, что в ходе рассмотрения дела ответчиком произведена процедура изъятия объектов недвижимости с целью выплаты собственникам выкупной цены в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, проведена оценка недвижимого имущества. Собственникам Спиридоновой А.С., Тупик Ж.В., Захваткиной В.А., Гвоздулиной Е.А. направлены проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества с выплатой выкупной стоимости, которые ими получены. Указанные обстоятельства подтверждаются проектами соглашений, а также пояснениями истцов.
Пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела ответчиком приняты меры по обеспечению жилищных прав Спиридоновой Анны Сергеевны, Тупик Жанны Валерьевны, Захваткиной Валентины Александровны, Гвоздулиной Екатерины Александровны, в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Поскольку данные исковые требования удовлетворены ответчиком только в ходе рассмотрения дела, истец от иска не отказался, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части обязания принять меры по обеспечению жилищных прав собственников <...> в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, однако считать данные исковые требования исполненными.
В удовлетворении требований иска прокурора города Владимира об отселении Спиридоновой Анны Сергеевны, Тупик Жанны Валерьевны, Захваткиной Валентины Александровны, Гвоздулиной Екатерины Александровны из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Ильинская Покатая, д.7 следует отказать, поскольку данные граждане в аварийном доме не проживают, что подтверждается материалами дела и пояснениями истцов.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Владимира удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Владимира принять меры по обеспечению жилищных прав Спиридоновой Анны Сергеевны, Тупик Жанны Валерьевны, Захваткиной Валентины Александровны, Гвоздулиной Екатерины Александровны, в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Решение в данной части считать исполненным.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Владимира об отселении Спиридоновой Анны Сергеевны, Тупик Жанны Валерьевны, Захваткиной Валентины Александровны, Гвоздулиной Екатерины Александровны из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> – отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Н.Г. Лесун
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.09.2022.
Председательствующий судья подпись Н.Г. Лесун