Дело №А-4180/2021
66RS0№-82
В окончательном виде решение изготовлено 02 августа 2021 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чкаловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Вдовиченко И.М.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Чкаловский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об образовании, установлен факт размещения интернет-страниц сайтов: №, содержащих информацию с предложением приобрести дистанционным способом медицинские справки, в том числе об эпидемиологическом окружении («справки о контактах», в том числе об отсутствии контактов с лицами, перенесшими новую коронавирусную инфекцию), оформление которых возможно без фактического обращения в медицинскую организацию и прошедшей датой.
Так, на сайте № размещена информация о том, какие медицинские справки, за какую цену можно приобрести, а также указаны преимущества приобретения медицинских справок в обход действующего законодательства. Заказать документ можно через данный сайт, путем оставления заявки. Справка об эпидемиологическом окружении стоит 800 рублей. Кроме того, на данном сайте указано о легитимности документов. Например, говорится о том, что данный продукт является качественным, выполнен в соответствии с действующими стандартами, сделка является конфиденциальной. Срок изготовления документа – 1 сутки, стоимость доставки от 300 до 500 рублей, указаны контакты: телефон №, №, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.
На сайте № также размещена информация о медицинских справках и за какую цену их можно приобрести без обязательного посещения врачей в установленном законом порядке. Так, например, справка об эпидемиологическом окружении с необходимыми печатями и подписями стоит 500 рублей. При этом гарантируется подлинность документа, высокая степень качества, используются оригиналы бланков. Заказать документ можно через данный сайт, оплата после доставки. Указаны контактный телефон: №, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.
На сайте №ru размещена информация о том, какие медицинские справки и за какую цену можно приобрести, в том числе медицинскую справку об эпидемиологическом окружении на оригинальном бланке, стоимостью 1 000 рублей. Для оформления заказа клиенту достаточно выбрать на данном сайте необходимый документ, оставить заявку и дождаться ответа специалиста. Доставка курьером по нужному адресу, оплата заказа после получения документа заказчиком на руки. Указан контактный телефонs: № данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.
Проверкой установлено, что вход на указанные сайты является свободным, не требует предварительной регистрации, информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Передача, копирование и распространение информации доступны.
Административный истец просит признать информацию, размещенную на интернет-страницах сайтов: № информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании, подтвердив обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, на его удовлетворении настаивала, считая заявленные административные требования законными и обоснованными. Дополнительно пояснила, что на момент рассмотрения настоящего административного дела, сайт № заблокирован.
Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу своего представителя для участия в деле не направило, представив возражения на административный иск, в которых указано, что не является правообладателем Интернет-ресурса и информации, запрещенной к распространению, поэтому просит исключить его из числа лиц, участвующих в настоящем административном деле. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело при установленной явке.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Оценивая избранный прокурором способ защиты права, производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга мониторинга телекоммуникационной сети установлен факт размещения информации, содержащей информацию с предложением приобрести дистанционным способом медицинские справки, в том числе об эпидемиологическом окружении («справки о контактах», в том числе об отсутствии контактов с лицами, перенесшими новую коронавирусную инфекцию), оформление которых возможно без фактического обращения в медицинскую организацию и прошедшей датой.
Лицо, действия которого послужили поводом для подачи настоящего административного искового заявления о признании информации запрещенной, не установлено.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Частью 6 статьи 10 названного Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что на интернет-сайте № размещена информация о том, какие медицинские справки, за какую цену можно приобрести, а также указаны преимущества приобретения медицинских справок в обход действующего законодательства. Заказать документ можно через данный сайт, путем оставления заявки. Справка об эпидемиологическом окружении стоит 800 рублей. Кроме того, на данном сайте указано о легитимности документов. Например, говорится о том, что данный продукт является качественным, выполнен в соответствии с действующими стандартами, сделка является конфиденциальной. Срок изготовления документа – 1 сутки, стоимость доставки от 300 до 500 рублей, указаны контакты: телефон №, №, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.
На сайте № также размещена информация о медицинских справках и за какую цену их можно приобрести без обязательного посещения врачей в установленном законом порядке. Так, например, справка об эпидемиологическом окружении с необходимыми печатями и подписями стоит 500 рублей. При этом гарантируется подлинность документа, высокая степень качества, используются оригиналы бланков. Заказать документ можно через данный сайт, оплата после доставки. Указаны контактный телефон: №, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.
На сайте № размещена информация о том, какие медицинские справки и за какую цену можно приобрести, в том числе медицинскую справку об эпидемиологическом окружении на оригинальном бланке, стоимостью 1 000 рублей. Для оформления заказа клиенту достаточно выбрать на данном сайте необходимый документ, оставить заявку и дождаться ответа специалиста. Доставка курьером по нужному адресу, оплата заказа после получения документа заказчиком на руки. Указан контактный телефонs: №, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Распространение медицинских справок без медицинского освидетельствования лиц, их получающих, подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, подрывает основы конституционного строя государства. Соответственно, такая деятельность нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 78 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи медицинскими организациями медицинских справок и медицинских заключений утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Согласно п. 10 названного Порядка справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Таким образом, выдаче медицинской справки предшествует прохождение медицинского обследования и лечение пациента.
Кроме того, медицинские справки об эпидемиологическом окружении, которые также можно приобрести через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» на указанных выше сайтах, содержат сведения об отсутствии контакта с инфекционными больными, что является грубым нарушением законодательства в сфере здравоохранения.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время ограничен доступ к информации, размещенной на интернет-странице <данные изъяты>.
В то же время, доступ к информации, находящейся на интернет-страницах https<данные изъяты> до настоящего времени не ограничен, в этой части заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ web-░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░
░░░░░░░░░:
░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░