Р Е Ш Е Н И Е
14 августа 2024 года г. Ярославль
Судья Ленинского районного суда г. Ярославля Тюрин А.С.,
с участием защитника ПАО «Россети» по доверенности Лаврентьева Л.А.,
при секретаре Рожковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Россети»на постановление начальника отдела правовой и кадровой работы – старшего государственного лесного инспектора Ярославской области от 31.08.2023 г., которым
Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания-Россети» (ПАО «Россети»), ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>
привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела правовой и кадровой работы – старшего государственного лесного инспектора Ярославской области от 31.08.2023 г. ПАО «Россети» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Как следует из постановления о назначении административного наказания 19.07.2023, на основании решения и.о. директора департамента лесного хозяйства Ярославской области от 05.07.2023 № 774, согласованного с Верхневолжской межрегиональной прокуратурой, проведен внеплановый, инспекционный визит на предмет исполнения предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 24.09.2021 г. в отношении ПАО «Россети». В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> в нарушение пунктов 29, 45 Правил пожарной безопасности в, лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, заготовленная древесина находится в валах с порубочными остатками, не собрана в штабеля и не отделена минерализованной полосой 1,4 метра, что является административным правонарушением, предусмотренным части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, защитником ПАО «Россети» по доверенности Лаврентьевым Л.А. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного постановления. Доводы жалобы сводятся к тому, что срок исполнения предписания от 24.09.2021 г. истекал 01.04.2022 г., поэтому на 31.08.2023 г. срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ истек. Кроме того, постановлением от 03.12.2021 г. ПАО «Россети» уже признавалось виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ по тем же обстоятельствам оставления заготовленной древесины на территории <адрес>. Штраф был оплачен 01.06.2022 г. Обжалуемым постановлением ПАО «Россети» повторно привлекается к административной ответственности за одно и то же правонарушение, что прямо запрещено законом. В дополнительной жалобе указано, что ПАО «Россети» в настоящее время не имеет возможности убрать порубочные остатки в границах «ВЛ 500 кВ <адрес>», так как часть просеки и охранной зоны находится на территории <данные изъяты> с зоне ограниченного хозяйственного использовании в границах особо охраняемой природной территории регионального значения <адрес> -государственный заказник «<данные изъяты>», где любые работы, связанные с эксплуатацией ВЛ возможны только при выделении зоны ограниченного хозяйственного использования (ЗОХИ). Вопросом выделения ЗОХИ с 10.11.2022 г. занимается <данные изъяты>, 05.07.2023 г. заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на проведение работ по выделению ЗОХИ, срок окончания работ 03.04.2024 г. После оформления ЗОХИ в установленном законом порядке просека ВЛ 500 кВ Конаково-Череповец будет очищена в разумный срок.
Заслушав защитника ПАО «Россети» по доверенности Лаврентьева Л.А. в поддержание жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив законность постановления в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1, п. 1, п. 3 ч. 4 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Согласно ч. 6 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ указанные в части 4 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду либо используемых на основании сервитута, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка, землепользователями, обладателями сервитута, публичного сервитута.
Пунктом 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утв. Приказом Минприроды России от 10.07.2020 г. № 434 установлено, что юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 45 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26-31 настоящих Правил. При этом допускается складирование вырубленной древесины в границах просеки с соблюдением требований пункта 29 настоящих Правил в случае, если выполнение требований пункта 31 при складировании невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки.
В силу п. 29 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ доказательства подлежат оценке, основанной на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как следует из материалов дела, на территории <адрес> по состоянию на 19.07.2023 г. ПАО «Россети» при складировании порубочных остатков на просеке «ВЛ 500 кВ <данные изъяты>» допущено нарушение требований пунктов 29, 45 Правил пожарной безопасности в лесах
10 августа 2023 г. в отношении ПАО «Россети» начальником отдела федерального государственного надзора департамента лесного хозяйства Ярославской области (в настоящее время министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области) составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, без участия защитника юридического лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени составления протокола.
31 августа 2023 г. без участия защитника ПАО «Россети» было рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам которого принято оспариваемое постановление.
Действия ПАО «Россети» верно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, как нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Административную ответственность за допущенное правонарушение должно нести ПАО «Россети», как юридическое лицо, осуществляющее использование лесов в целях эксплуатации линейного объекта «ВЛ 500 кВ Конаковская ГРЭС - Череповецкая».
Довод жалобы о том, что в нарушение требований ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ юридическое лицо дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, является необоснованным.
Постановлением должностного лица департамента лесного хозяйства Ярославской области от 03.12.2021 г. ПАО «Россети» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за совершение правонарушения в виде оставления порубочных остатков с нарушением Правил пожарной безопасности в лесах на просеке «ВЛ 500 кВ <данные изъяты> по состоянию на 21.09.2021 г. Постановление от 03.12.2021 г. вступило в законную силу в апреле 2022 г., административный штраф оплачен 01.06.2022 г.
Вместе с тем, если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
Правилами пожарной безопасности в лесах установлены ограничения на оставление срубленных деревьев на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона. Первое нарушение было допущено ПАО «Россети» в период пожароопасного сезона 2021 г. На 2023 г. период пожароопасного сезона установлен постановлением Правительства Ярославской области от 06.04.2023 г.
Таким образом, каждое из названных противоправных действий (бездействия) образует самостоятельные составы административных правонарушений, оснований для применения п. 7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ по делу не имеется.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ПАО «Россети» имелась возможность для выполнения Правилами пожарной безопасности в лесах, с учетом ограничение хозяйственной деятельности на территории государственный заказник «Верхне-Волжский».
О необходимости устранить нарушения пунктов 29, 45 Правил пожарной безопасности в лесах юридическому лицу стало известно в сентябре 2021 г. из соответствующего предписания, в период до августа 2023 г. у него имелось достаточно времени как для выделения зона ограниченного хозяйственного использования (ЗОХИ). Кроме того, положения п. 16 Положения о заказнике «Верхне-Волжский». утв. Постановлением Правительства ЯО от 03.10.2014 г. допускают выполнение мероприятий по санитарной рубке и очистке леса от захламленности в случае возникновения пожарной опасности без выделения ЗОХИ в уведомительном порядке, срок рассмотрения такой заявки составляет 30 дней (подп. 16.7.5.2 Положения). ПАО «Россети» или его филиал обращалось в департамент лесного хозяйства Ярославской области с заявлением о разрешении проведения противопожарных мероприятий в целях устранения допущенных нарушений.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность, заявителем не представлено.
Действия ПАО «Россети» правильно квалифицированы по части 1 статье 8.32 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств по данному делу юридическому лицу назначено минимальное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Назначенное наказание отвечает целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 КоАП РФ. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Обжалуемое постановление в целом мотивировано, обоснованно, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
На основании изложенного, жалоба и иные проверенные материалы не содержат правовых основания для отмены или изменения обжалуемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела правовой и кадровой работы – старшего государственного лесного инспектора Ярославской области от 31.08.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО «Россети» оставить без изменения, а жалобу защитника ПАО «Россети» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.С. Тюрин