Дело № 2-1535/2024
УИД 44RS0001-01-2023-002329-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Митрофановой Е.М., при секретаре Ершовой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Егорову В.В., Масловой С.В., Пашканову А.И., Савинову Н.В., Ивановой А.С., Рогачевой И.И.,Крайновой А.С., Глебову А.С., Медведеву А.А., Соколовой И.С., Ополонской Е.И., действующей в своих интересах и в интересах ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО9, Орлову Е.В., Плотниковой М.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО12, ФИО13, Афанасьеву М.А., Афанасьеву А.В., муниципальному образованию городской округ г. Кострома в лице Администрации города Костромы, ООО «Комфортные условия» об обязании организовать разработку и согласование проектной документации, организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, сдать работы по акту приемки выполненных работ,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением Егорову В.В., Масловой С.В., Пашканову А.И., Савинову Н.В., Ивановой (Вихревой) А.С., Рогачевой И.И., Крайновой А.С., Глебову А.С., Медведеву А.А., Соколовой (Степановой) И.С., Ополонской Е.И., Орлову Е.В., Плотниковой М.А., Афанасьеву М.А., Афанасьеву А.В., муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы об обязании исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова», 1788,1870-е гг., расположенного по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом А.П. Усова», 1788, 1870 – гг., расположенного по адресу: <адрес> соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований указано, что здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова», 1788., 1870-е гг., (далее - Объект). Объект поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Минкультуры России от 15.10.2015 № 9197-р Объект зарегистрирован в едином государственной реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 441510223360005. Предмет охраны Объекта утвержден приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - инспекция) от 13.12.2016 № 195. Границы и правовой режим использования территории Объекта установлены приказом инспекции от 15.11.2016 № 175. Приказом инспекции от 06.05.2020 № 60 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Согласно Плану работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории необходимо: п. 1 выполнить ремонт водосточной системы по периметру Объекта. Срок выполнения работ до 01.05.2021; п. 2 организовать работы по разработке и согласованию проектной ’ документации на проведение по сохранению Объекта. Срок выполнения работ до 01.05.2021; п. 3 организовать работы по сохранению Объекта, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ. Срок выполнения работ до 01.11.2022. Объект используется как жилой дом с нежилыми помещениями (кадастровый номер Объекта №). Собственниками являются: квартира № (кадастровый №) - Егоров В.В.; квартиры № (кадастровый №), № (кадастровый №), № (кадастровый №) - Маслова С.В.; квартира № (кадастровый №) - Пашканов А.И.; квартира № (кадастровый №) - Савинов Н.В.; квартира № (кадастровый №), квартира № (кадастровый №) — муниципальное образование городской округ город Кострома; квартира № 10 (кадастровый №) - Иванова (Вихарева) А.С.; квартира № (кадастровый №) - Рогачева И.И. (доли в праве 1/16 и 1/4), Крайнова А.С. (доли в праве 3/16 и 1/4), Глебов А.С. (доля в праве 1/4); квартира № 13а (кадастровый №) - Медведев А.А.; квартира № (кадастровый №) - Соколова (Степанова) И.С.; <адрес> (кадастровый №) - Ополонская Е.И. (доля в праве 1/2), ФИО7 (доля в праве 1/8), ФИО8 (доля в праве 1/8), I ФИО11 (доля в праве 1/8), ФИО9 (доля в праве 1/8); квартира № (кадастровый №) - Орлов Е.В.; квартира № (кадастровый №) — Плотникова М.А. (доля в праве 1/6), ФИО12 (доля в праве 1/12), ФИО13 (доля в праве 1/12), Афанасьев М.А. (доля в праве 1/3), Афанасьев А.В. (доля в праве 1/3). Приказ инспекции от 06.05.2020 № 60 об утверждении охранного обязательства на Объект направлялся в адрес собственников: Рогачевой И.И. (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1550); Крайновой А.С. (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1551); Глебова А.С. (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1552); Афанасьева А.В. (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1553); Афанасьева М.А. (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1554); Плотниковой М.А. (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1566); Масловой С.В. (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1555); Соколовой (Степановой И.С.) (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1561); Пашканова А.И. (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1562); Орлова Е.В. (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1564); Егорова В.В. (уведомление от 06.05.2020 исх. № 01-23/1565). Охранное обязательство направлялось также в адрес прежних собственников квартиры № (ФИО5, ФИО6, ФИО1), квартиры № (ФИО2), квартиры № (ФИО3), квартиры № (ФИО4). Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. Таким образом, собственниками объекта игнорируются требования законодательства о проведении работ по его сохранению. Требования, установленные охранным обязательством, не выполняются.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле при отсутствии возражений истца в качестве соответчика привлечено ООО УК «Комфортные условия».
Истец в судебное заседание представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании ответчики Пашканов А.И., Крайнова А.С., Соколова И.С., представитель по доверенности ответчика Масловой С.В. Парфененкова О.В. просили отказать в удовлетворении исковых требований, полагая, что надлежащим ответчиком является управляющая компания ООО УК «Комфортные условия».
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Костромы по доверенности Белова Т.Н. просила отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Костромы, полагая, что надлежащим ответчиком является управляющая компания ООО УК «Комфортные условия».
Ответчик ООО УК «Комфортные условия» представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики Егоров В.В., Маслова С.В., Савинов Н.В., Иванова (Вихрева) А.С., Рогачева И.И., Глебов А.С., Медведев А.А., Соколова (Степанова) И.С., Ополонской Е.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ополонской В.А., Ополонской Е.А., Ополонского Д.А., Ополонской А.А., Орлов Е.В., Плотникова М.А., Афанасьев М.А,, Афанасьеву А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в надлежащем порядке.
Третьи лица ОГБУ «Наследие», НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены в надлежащем порядке.
Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчиков, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Согласно положений Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (п. 3 ст. 2).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40).
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (п. 1 ст. 47.2).
Требования к сохранению объекта культурного наследия, к его содержанию и использованию в случае угрозы ухудшения состояния, к обеспечению доступа и установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия устанавливаются охранным обязательством (п. 2 ст. 47.6).
Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц (п. 11 ст. 47.6).
Обязанности лиц, указанных в п. 11 ст. 47.6 Федерального закона, а также лица, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, перечислены в п. 1 ст. 47.3 Закона.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.3 Закона).
Как установлено судом, здание по адресу: <адрес> признано объектом культурного наследия регионального значения "Дом жилой А.П. Усова", 1788, 1870 -е гг., который поставлен под государственную охрану постановлением главы Администрации Костромской области от 30 декабря 1993 года N 598.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15 декабря 2015 года № 9197-р объекту культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации присвоен регистрационный номер № 441510223360005.
В июле 2018 года выполнены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем указанного дома.
08 апреля 2020 года составлен акт технического состояние объекта культурного наследия № 186-04, в котором указано, что общее состояние объекта удовлетворительное.
Приказом Инспекции от 06 мая 2020 года № 60 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца данного объекта культурного наследия.
По данным выписок из ЕГРН по указанному адресу находится многоквартирный дом, в состав которого входят 14 жилых помещений (квартир) и 1 нежилое помещение.
Собственником нежилого помещения с кадастровым номером № является Егоров В.В., собственником жилых помещений (квартир) №, №, №, №, № с кадастровыми номерами №, №, №, №, № является Маслова С.В., собственником жилого помещения (квартиры) № с кадастровым номером № является Пашканов А.И., собственником жилого помещения (квартиры) № с кадастровым номером № является Савинов Н.В., собственником жилых помещений (квартир) № с кадастровым номером № и № с кадастровым номером № является муниципальное образование городской округ город Кострома, собственником жилого помещения (квартиры) № с кадастровым номером № является Иванова ФИО10, собственниками жилого помещения (квартиры) № с кадастровым номером № являются Рогачева И.И.(1/16 доля в праве и ? доля в праве), Крайнова (Глебова) А.С. (3/16 доли в праве и ... доля в праве), Глебов А.С. (1/4 доля в праве), собственником жилого помещения (квартиры) № с кадастровым номером № является Медведев А.А., собственником жилого помещения (квартиры) № с кадастровым номером № является Степанова И.С., собственниками жилого помещения (квартиры) № с кадастровым номером № являются ФИО7, <дата> года рождения (1/8 доля в праве), ФИО8, <дата> года рождения (1/8 доля в праве), ФИО11, <дата> года рождения (1/8 доля в праве), Ополонская Е.И. (1/2 доля в праве), ФИО9, <дата> года рождения, (1/8 доля в праве), собственником жилого помещения (квартиры) № с кадастровым номером № является Иванова ФИО10.
С 21 сентября 2019 года дом находится в управлении ООО "Комфортные условия".
Общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома, оформленным протоколом собрания от 29.03.2024 года, принято решение о возложении охранных обязательств в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой А.П. Усова, 1788, 1870 – г.г., расположенного по адресу: <адрес>, на управляющую компанию ООО «Комфортные условия».
Статьей 56.1 Закона N 73-ФЗ предусмотрены особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом.
В данном случае охраняемым объектом культурного наследия является здание, состоящее из принадлежащих ответчикам жилых и нежилых помещений, которые образуют единую вещь, представляющую собой многоквартирный дом. Иных лиц, владеющих помещениями в объекте культурного наследия, помимо ответчиков, не имеется.
Обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (часть 1).
В силу статьи 56.1 вышеуказанного Закона в случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме (часть 2).
Из охранного обязательства в отношении спорного объекта усматривается, что оно утверждено в отношении объекта (жилого дома) в целом. При этом предусматривает, что состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определяются Инспекцией на основании акта технического состояния.
Однако сведений о вынесении в адрес собственников помещений предостережений, предписаний, требований, содержащих конкретный перечень работ в отношении общего имущества и сроков их выполнения, Инспекцией не представлено. Согласно Плану работ по сохранению объекта культурного наследия от 06.05.2020, являющемуся приложением к охранному обязательству, установлена только обязанность собственников выполнить ремонт водосточной системы по периметру указанного объекта культурного наследия регионального значения в срок до 01.05.2021 года, иных конкретных работ по сохранению объекта культурного наследия не указано. При этом, истец, обратившись с настоящим исковым заявлением в суд, требований об обязании ответчиков выполнить работы по ремонту водосточной системы по периметру указанного объекта не заявил.
В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 года N 44-КГ24-8-К7 указано, что Законом N 73-ФЗ за неисполнение возложенных им обязанностей предусмотрено применение публично-правовых санкций, устанавливаемым уголовным и административным законодательством, а также гражданско-правовая (имущественная) ответственность за причинение вреда объекту культурного наследия, влекущая обязанность причинителя вреда возместить его.
Согласно правовой позиции высшей судебной инстанции по такой категории дел суду следует дать оценку правильности избранного истцом способа защиты нарушенного права, а также возможности согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защитить нарушенные права возложением обязанности исполнить требования закона.
Оценивая избранный Инспекцией способ защиты права, когда объем требуемых истцом к проведению работ подлежит определению только на стадии исполнения судебного решения, суд приходит к выводу, что такой способ не может быть квалифицирован в качестве надлежащего.
Суд учитывает, что в составе работ могут оказаться работы как текущего, так и капитального характера, в то время как положения Закона N 73-ФЗ не отменяют обязанности наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме. Также в составе работ могут оказаться как работы в отношении дома в целом, так и в отношении отдельных жилых помещений.
Кроме того, сама необходимость понуждения собственников помещений в судебном порядке провести работы в отношении общего имущества здания с предварительным обследованием лицензированной организацией Инспекцией не доказана. Актом технического состояния от 08 апреля 2020 года № 186-04 зафиксировано удовлетворительное общее состояние объекта.
Вместе с тем указанное не препятствует Инспекции в рамках своих полномочий определить состав (перечень) работ, конкретизировать элементы общего имущества, требующие, по мнению истца, ремонта, при наличии предусмотренных законом условий обратиться за судебной защитой.
Также суд полагает необходимым отметить, что к сложившимся правоотношениям положения пункта 3 статьи 56.1 Закона, предоставляющие возможность возложить на управляющую организацию исполнение охранных обязательств, содержащих требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, неприменимы, так как не все помещения многоквартирного дома находятся в частной собственности (жилые помещения № и № находятся в муниципальной собственности). Кроме того, в протоколе не рассмотрен вопрос об источнике финансирования при исполнении указанных обязательств управляющей компанией.
Таким образом, представленный протокол общего собрания от 29.03.2024, возложивший обязанность по исполнению охранных обязательств на управляющую компанию, не может быть принят судом во внимание при определении надлежащего ответчика по делу.
С учетом изложенных выводов суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Егорову В.В., Масловой С.В., Пашканову А.И., Савинову Н.В., Ивановой А.С. Рогачевой И.И.,Крайновой А.С., Глебову А.С., Медведеву А.А., Соколовой И.С., Ополонской Е.И., действующей в своих интересах и в интересах ФИО7, ФИО8, ФИО11, ФИО9, Орлову Е.В., Плотниковой М.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО12, ФИО13, Афанасьеву М.А., Афанасьеву А.В., муниципальному образованию городской округ г. Кострома в лице Администрации города Костромы, ООО «Комфортные условия» об обязании организовать разработку и согласование проектной документации, организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, сдать работы по акту приемки выполненных работ отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.М. Митрофанова
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2024 года.