Решение по делу № 2-748/2018 от 05.06.2018

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<Дата обезличена>                             <адрес>

    Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Ткачевой Т.М.,

с участием представителя истца Отдела образования администрации города Зеи М., представителя ответчика - Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отдела образования администрации города Зеи к Смолиной М.Н. взыскании единовременной денежной выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью,

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об установлении опеки над несовершеннолетней К.» над несовершеннолетней К., <Дата обезличена> года рождения установлена опека, ее опекуном назначена Смолина М.Н..

    Постановлением администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и приказом отдела образования администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ах, Смолиной М.Н. как опекуну несовершеннолетней К. назначена единовременная денежная выплата на содержание подопечной на основании Закона Амурской области от 09 июля 2012 года № 70-ОЗ «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью», которая перечислена на счет Смолиной М.Н. в сумме 168168 рублей.

    Постановлением администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Смолина М.Н. освобождена от обязанностей опекуна по причине отсутствия взаимопонимания с подопечной и прекращена выплата денежных средств опекуну Смолиной М.Н. на содержание несовершеннолетней К., <Дата обезличена> года рождения, несовершеннолетняя передана для воспитания, обучения и проживания в организацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Отдел образования администрации города Зеи обратился в суд с иском, в котором просит взыскать со Смолиной М.Н. в бюджет муниципального образования г. Зея Амурской области единовременную денежную выплату при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 168 168 рублей с ее перечислением по следующим реквизитам: УФК по Амурской области (<Номер обезличен>, в обоснование требований указав, что постановлением администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Смолиной М.Н. было установлено опекунство над несовершеннолетней К., <Дата обезличена> года рождения. Согласно постановлению администрации г. Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Смолиной М.Н. была назначена единовременная денежная выплата на содержание К., перечисленная, согласно платежному поручению от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на ее расчетный счет в размере 168 168 рублей. По заявлению Смолиной М.Н., постановлением администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> она была освобождена от обязанностей опекуна по причине отсутствия взаимопонимания с опекаемой. Документы о расходовании ЕДВ в орган опеки и попечительства администрации г. Зеи ответчиком были предоставлены за <Дата обезличена> года, всего на сумму 112 281 рубль. В соответствии с п. 14 постановления Правительства Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, отделом опеки <Дата обезличена> Смолиной М.Н. было подготовлено письмо, которое вручено ей лично <Дата обезличена>, о необходимости возврата единовременной денежной выплаты в местный бюджет в объеме, установленном законом, однако, до настоящего времени возврат единовременной денежной выплаты Смолиной М.Н. не осуществлен.

В судебном заседании представитель истца М. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Смолина М.Н. в судебное заседание не явилась, о времени месте рассмотрения дел извещена надлежащим образом, обеспечила явку в суд своего представителя на основании доверенности.

Представитель ответчика Л. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен, из его пояснений и представленного отзыва на иск следует, что исходя из норм действующего законодательства, а именно положений Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48 «Об опеке и попечительстве», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что государство обеспечивает материальную поддержку материнства, отцовства и детства. На уровне федерального законодательства, а не на уровне законодательства субъектов Российской Федерации закреплено, что суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными ГК РФ и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», и именно данным федеральным законодательством предусмотрена процедура взыскания выделяемых денежных средств и только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и только при условии их использования не по назначению, следовательно Отдел образования администрации города Зеи не является надлежащим истцом по заявленным требованиям, поскольку указанный орган исполняет лишь функции по опеке и попечительству. Полагает также, что с ответчика не подлежат взысканию денежные средства, полученные в качестве единовременной денежной выплаты, поскольку они принадлежали несовершеннолетнему ребенку, а не опекуну и были потрачены на нужды ребенка. Претензий со стороны истца по нецелевому использованию указанных денежных средств ответчику не предъявлялось, а, следовательно, ч. 2, 3 ст. 3 Закона Амурской области противоречат федеральному законодательству, поскольку на федеральном уровне предусмотрена процедура взыскания денежных средств с опекунов только в случае их нецелевого использования, а процедура взыскания денежных средств с опекунов в случае отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью до настоящего времени не предусмотрена и не закреплена. Более того, ответчик отказалась от дальнейшего воспитания несовершеннолетней К. ввиду непослушания, бродяжничества и многократного самовольного оставления дома последней.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причине неявки суд не уведомил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Законом Амурской области от 25 марта 2008 года № 10-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с 01 апреля 2008 года на неограниченный срок наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, установленными пунктами 1 - 11 статьи 4 данного Закона, в том числе установлению опеки или попечительства; осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей; освобождению и отстранению в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; оказанию содействия опекунам и попечителям, проверке условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества (статья 6).

Согласно положению, утвержденному постановлением администрации города Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, отдел образования администрации города Зеи является самостоятельным структурным подразделением администрации города Зеи со статусом юридического лица, на него возложено осуществление отдельных государственных полномочий, в том числе по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними в соответствии с Законом Амурской области от 25 марта 2008 года № 10-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области» (п.2.8); осуществление иных функций, предусмотренных действующим законодательством (п.4.45).

В судебном заседании установлено, что К., родившаяся <Дата обезличена>, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия не достигла.

Постановлением администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об установлении опеки над несовершеннолетней К.» над несовершеннолетней К., <Дата обезличена> года рождения установлена опека, ее опекуном назначена Смолина М.Н..

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрены виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок назначения таких пособий, в число которых входит единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, размер которого статьей 12.2 данного Федерального закона определен в 8000 рублей.

Помимо реализации переданных Российской Федерацией в соответствии со ст. 4.2 указанного Федерального закона полномочий по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать на своей территории дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе предусматривать выплату дополнительных региональных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью.

Так, Закон Амурской области от 9 июля 2012 года № 70-ОЗ «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» устанавливает право на получение единовременной денежной выплаты усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями, принявшими детей на воспитание в семью, цели расходования единовременной денежной выплаты и основания ее возврата.

Согласно ст. 1 Закона Амурской области «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» право на единовременную денежную выплату имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, принявших после 1 января 2012 года на воспитание в семью ребенка от 7 до 16 лет.

Под передачей ребенка на воспитание в семью в настоящем Законе понимаются усыновление (удочерение), передача под опеку или попечительство, передача на воспитание в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Единовременная денежная выплата предоставляется независимо от наличия права на иные виды выплат и государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных федеральным и областным законодательством.

Статьей 2 данного Закона установлен размер такой единовременной денежной выплаты в случае принятия ребенка под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью - 129360 рублей (ч.1); при этом единовременная денежная выплата осуществляется за счет средств областного бюджета с применением районных коэффициентов к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, или в южных районах Дальнего Востока, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти (ч.2).

Таким образом, для г.Зеи Амурской области размер выплаты составляет 168 168 рублей (129360х1,3).

Также, Законом Амурской области «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» (ч.1 ст.3) определены цели расходования и основания возврата единовременной денежной выплаты, а именно: 1) приобретение для ребенка мебели, одежды, компьютерного оборудования и оргтехники; 2) оплата дополнительных платных образовательных и медицинских услуг, предоставляемых ребенку, а также транспортных расходов, необходимых для их получения; 3) приобретение музыкальных инструментов, спортивного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, необходимых для получения дополнительного образования ребенка; 4) оплата туристических услуг, оздоровления и санаторно-курортного лечения ребенка, а также транспортных расходов, необходимых для их получения; 5) оплата услуг по договорам добровольного страхования жизни и здоровья ребенка.

Порядок предоставления и возврата единовременной денежной выплаты усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, принявшим детей на воспитание в семью, утвержден постановлением Правительства Амурской области от 05 декабря 2012 года № 692.

    Постановлением администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и приказом отдела образования администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ах, Смолиной М.Н. как опекуну несовершеннолетней К. назначена единовременная денежная выплата на содержание подопечной на основании Закона Амурской области от 09 июля 2012 года № 70-ОЗ «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью», которая перечислена на счет Смолиной М.Н. в сумме 168168 рублей.

    Данный факт подтверждается копией платежного поручения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму 168 168 рублей и выписками по счету <Номер обезличен>, открытому на имя Смолиной М.Н., согласно которым <Дата обезличена> на указанный счет перечислена единовременная денежная выплата при передаче ребенка в семью в размере 168 168 рублей, что стороной ответчика не оспаривается.

В соответствии с п. 12 Порядка, контроль за расходованием единовременной денежной выплаты осуществляется в рамках проверки усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей органами опеки и попечительства путем проверки следующих документов, подтверждающих оплату товаров, работ и услуг в соответствии с целями, указанными в части 1 статьи 3 Закона: 1) товарных чеков; 2) чеков контрольно-кассовой техники и прилагаемых к ним товарных чеков; 3) квитанций к приходным кассовым ордерам;4) чеков электронных терминалов при проведении расчетов с использованием банковской карты, держателем которой является заявитель;5) при оплате работ и услуг - копий договоров на выполнение работ либо оказание платных услуг;6) копий путевок в детские оздоровительные учреждения, санаторно-курортных путевок; 7) проездных билетов к месту отдыха либо лечения и обратно, в том числе электронных билетов Российских железных дорог со штрих-кодом и чеков электронных терминалов, электронных авиабилетов и посадочных талонов.

    В силу ст.3 Закона Амурской области «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» одним из оснований возврата опекунами (попечителями) единовременной денежной выплаты является прекращение опеки или попечительства при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

При этом в силу императивного указания данного Закона, изложенного в абз.7 ч.3 ст.3, при наступлении такого основания в течение трехлетнего срока со дня выплаты единовременной денежной выплаты, такая выплата подлежит возврату в полном объеме.

    Каких-либо исключений в отношении применения данной правовой нормы не предусмотрено. Тот факт, что полученная ответчиком единовременная выплата частично была израсходована ею непосредственно на нужды подопечного ребенка, о чем в орган опеки и попечительства представлены соответствующие документы, к числу таких исключений также не относится.

Согласно ст.29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе (ч.3); орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя (ч.4); в указанных случаях права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей (ч.6).

    Судом установлено, что <Дата обезличена> от Смолиной М.Н. поступило заявление о том, что она просит освободить ее от обязанностей опекуна над несовершеннолетней К. в связи с отсутствием взаимопонимания.

На основании данного заявления постановлением администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Смолина М.Н. освобождена от обязанностей опекуна по причине отсутствия взаимопонимания с подопечной и ей прекращена выплата денежных средств на содержание несовершеннолетней К., <Дата обезличена> года рождения, несовершеннолетняя передана для воспитания, обучения и проживания в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное постановление ответчиком не оспаривалось.

Таким образом, опека ответчика над К. прекращена по инициативе опекуна до истечения трехлетнего срока, на который была предоставлена рассматриваемая выплата, а также до достижения К. совершеннолетия.

    Данное обстоятельство является безусловным основанием для возврата Смолиной М.Н. единовременной денежной выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью в сумме 168 168 рублей.

Порядок предоставления и возврата единовременной денежной выплаты усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, принявшим детей на воспитание в семью, предусматривает, что уполномоченный орган, которым для целей данного Порядка является орган местного самоуправления по месту жительства (пребывания), наделенный государственным полномочием по предоставлению единовременной денежной выплаты, в течение 10 рабочих дней со дня выявления оснований возврата единовременной денежной выплаты, указанных в ч.3 ст.3 Закона о единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью, направляет усыновителю, опекуну (попечителю), приемному родителю письменное требование о возврате единовременной денежной выплаты в местный бюджет соответствующего муниципального образования в объеме, установленном Законом. Возврат единовременной денежной выплаты производится усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем в течение месяца со дня получения требования от уполномоченного органа по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании. В случае невозврата единовременной денежной выплаты в добровольном порядке уполномоченный орган обращается в суд с целью принудительного ее взыскания в установленном законодательством порядке.

Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> истцом в адрес ответчика направлено требование о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, выделяемых на содержание несовершеннолетней К., и возврате единовременной денежной выплаты.

Таким образом, отдел образования администрации города Зеи вправе обратиться в суд с настоящим иском. Стороной ответчика при этом не оспаривается, что истец предлагал Смолиной М.Н. в добровольном порядке произвести возврат единовременной денежной выплаты.

На основании изложенного, требования истца о взыскании со Смолиной М.Н. в бюджет муниципального образования город Зея Амурской области единовременной денежной выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 168 168 рублей подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, доводы представителя ответчика о том, что взыскание денежных средств, выплаченных в качестве единовременной денежной выплаты при передаче ребенка в семью возможно исключительно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и только при условии их использования не по целевому назначению суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права по следующим основаниям:

    В основу указанного довода представителем ответчика приняты положения ст. 4.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», из содержания которой следует, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, полномочия по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок распределения, расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Средства на осуществление указанных в части первой настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования данных средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание этих средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, из содержания данной нормы следует, что взыскание денежных средств, предоставленных субъекту РФ в качестве субвенции на выплату, в том числе, единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, возможно, в случае их нецелевого использования именно органами власти субъекта РФ, как получателя бюджетных средств, а не лицами, которым в конечном счете предоставляется указанная выплата в качестве средств на содержание подопечных.

    Согласно ст. 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

По аналогичным основаниям несостоятельны и доводы стороны ответчика о противоречии ст. 3 Закона Амурской области федеральному законодательству, поскольку в силу прямого указания ст. 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», субъекты Российской Федерации вправе устанавливать на своей территории дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе предусматривать выплату дополнительных региональных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью.

Положения, регламентирующие право на получение такой единовременной денежной выплаты, в том числе, опекунами, цели расходования единовременной денежной выплаты и основания ее возврата на территории Амурской области регламентированы Законом Амурской области от 9 июля 2012 года № 70-ОЗ «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью».

На основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 563 рубля 36 коп., от уплаты которой в силу п. 19 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования отдела образования администрации города Зеи удовлетворить.

Взыскать со Смолиной М.Н. в бюджет муниципального образования город Зея Амурской области единовременную денежную выплату при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 168 168 рублей.

Денежные средства перечислить по следующим реквизитам: <Номер обезличен>.

Взыскать со Смолиной М.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4563 рубля 36 коп.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                            Н.В.Клаус

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья                                        Н.В.Клаус

    

    

2-748/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Отдел образования администрации г. Зеи
Ответчики
Смолина М. Н.
Смолина М.Н.
Другие
Министерство образования и науки АО
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
zeiskiy.amr.sudrf.ru
05.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2018Передача материалов судье
05.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2018Судебное заседание
02.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2018Дело оформлено
10.10.2018Дело передано в архив
28.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее