Решение по делу № 2-272/2018 от 21.06.2018

Дело № 2-272/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Варгаши 19 июля 2018 года

Курганской области

    Варгашинский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Никитиной С.И.,

при секретаре Бариновой М.Н.,

с участием помощника прокурора Варгашинского района Меньщикова Д.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах Нестерова В.А. к Администрации Варгашинского района Курганской области о предоставлении жилья,

                 У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Варгашинского района Курганской области обратился в суд в интересах Нестерова В.А. с иском к Администрации Варгашинского района Курганской области о предоставлении жилья, указав, что мать Нестерова В.А.И.И.И умерла 16.10.2009, сведения об отце в свидетельство о рождении внесены со слов матери. Постановлением Администрации Уральского сельсовета Варгашинского района от 31.01.2005 № 3 Нестерова В.А. передана под опеку Ж.Ж.Ж. Постановлением Администрации Уральского сельсовета Варгашинского района от 31.01.2005 № 4 за Нестерова В.А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 08.10.2010 № 3 указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания, в связи с чем его закрепление было отменено. Жилой помещение по договору социального найма Нестерова В.А. не предоставлялось. В 2016 г. Нестерова В.А. окончила МКОУ «Мостовская средняя общеобразовательная школа», после чего поступила в ГБПОУ «Курганский промышленный техникум», где обучается в настоящее время. Нестерова В.А. проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности Д.Д.Д., по адресу: <адрес>. Жилого помещения в собственности Нестерова В.А. не имеет. Постановлением Администрации Варгашинского района от 16.01.2014 № 7 Нестерова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В апреле 2017 г. Нестерова В.А. исполнилось 18 лет, однако жилое помещение ей до сих пор не предоставлено. На территории р.п. Варгаши размер нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма утвержден решением Варгашинской поселковой Думы от 31.07.2013 № 28 и составляет не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Нестерова В.А., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, является нуждающейся в жилом помещении и имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Просит обязать Администрацию Варгашинского района предоставить Нестерова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории р.п. Варгаши, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретённое за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

В судебном заседании прокурор Меньщиков Д.Л. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил иск удовлетворить.

Истец Нестерова В.А. в судебном заседании не присутствовала, извещена надлежащим образом. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Администрации Варгашинского района Курганской области Неупокоева Е.Г., действующая по доверенности, в судебном заседании рассмотрение иска по существу оставила на усмотрение суда. Право Нестерова В.А. на обеспечение жильем не оспаривала, пояснив, что она является нуждающейся в предоставлении жилья и включена в Список детей-сирот. Однако жилья, которое возможно было бы предоставить ей, у Администрации района в настоящее время нет.

Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве от 02.07.2018 просил рассмотреть дело без его участия, разрешение требований оставил на усмотрение суда. Указал, что осуществление органами местного самоуправления полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот обеспечивают органы государственной власти Курганской области: Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Главное управление социальной защиты Курганской области, Финансовое управление Курганской области. К полномочиям Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области относится приобретение за счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передача органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Основанием для приобретения Департаментом жилых помещений с целью их последующей передачи в муниципальную собственность для обеспечения детей-сирот такими жилыми помещениями является список детей-сирот, предоставленный Главным управлением социальной защиты населения Курганской области и соответствующее финансирование. После приобретения Департаментом жилых помещений и их передачи в муниципальную собственность органы местного самоуправления Курганской области предоставляют детям-сиротам по договорам найма специализированные жилые помещения из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования. Полагает, что удовлетворение иска об обеспечении Нестерова В.А. жилым помещением может привести к нарушению законных прав иных детей-сирот, включенных в список ранее.

Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве от 02.07.2018 просил рассмотреть дело без его участия и указал, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на основании заявления и в порядке очередности в зависимости от даты принятия решения о включении указанных лиц в список. Предоставление жилых помещений осуществляется на основании списка. Предоставление жилья лицам, состоящим в списке, должно осуществляться в хронологической последовательности нахождения в нем. Право истца на обеспечение жилым помещением не оспаривает. В региональном списке детей-сирот Нестерова В.А. числится под № 11. Удовлетворение иска нарушит права других лиц из числа детей-сирот, включенных в список ранее.

Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Подпунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».

В судебном заседании установлено, что Нестерова В.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, матерью является И.И.И, отцом – Г.Г.Г.- отец указан на основании заявления матери (свидетельство о рождении , справка о рождении от ДД.ММ.ГГГГ службы ЗАГС Администрации Варгашинского района).

Мать И.И.И умерла 16.10.2009 (свидетельство о смерти ).

Постановлением Главы Администрации Уральского сельсовета Варгашинского района от 31.01.2005 №3 над несовершеннолетней Нестерова В.А. установлена опека. Опекуном назначена Ж.Ж.Ж., за несовершеннолетней закреплено жилье опекуна по адресу: <адрес>.

Заключением Межведомственной комиссии № 3 от 08.10.2010 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.

Распоряжением Администрации Варгашинского района № 110-р от 25.02.2011 отменено закрепление жилого помещения за несовершеннолетней Нестерова В.А., расположенного по адресу: <адрес>.

По информации Уральского сельсовета от 12.04.2013 Нестерова В.А. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.

Нестерова В.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (справка Администрации Уральского сельсовета от 12.04.2013).

В 2016 году Нестерова В.А. окончила МКОУ «Мостовская средняя общеобразовательная школа».

С 2016 года проходит обучение в ГБПОУ «Курганский промышленный техникум».

В настоящее время Нестерова В.А. проживает по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем Д.Д.Д.

Согласно сведениям ГУП Курганской области Варгашинский филиал «Кургантехинвентаризация» от 29.11.2013 за Нестерова В.А. недвижимого имущества до 1998 года по Варгашинскому району не учтено (не зарегистрировано).

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от 05.06.2018 сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества в ЕГРН у Нестерова В.А. отсутствуют.

Согласно справке Отдела образования Администрации Варгашинского района от 13.01.2014 Нестерова В.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации Варгашинского района от 16.01.2014 № 7 Нестерова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории Варгашинского района.

Таким образом, судом установлено, что Нестерова В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности пригодного для проживания жилого помещения, нанимателем жилья не является. Соответственно, она является нуждающейся в получении жилья.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем.

С 01.01.2013 в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ).        

Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С 01.01.2013 такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье».

Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, что нарушает его жилищные права и дает основания для обращения в суд с иском в защиту своих прав.

Ни Федеральный закон № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ) не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

С учетом наличия у Нестерова В.А. не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также, принимая во внимание вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования о предоставлении истцу жилья на территории р.п. Варгаши с возложением данной обязанности на Администрацию Варгашинского района.

Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Варгашинской поселковой Думы от 31.07.2013 № 28 установлена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде Варгашинского поссовета в размере не менее 15 кв.м., общей площади на каждого члена семьи.

Таким образом, истцу должно быть предоставлено благоустроенное специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления площади жилого помещения – не менее 15 кв.м.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.

Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности – по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.

Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов – приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к Администрации Варгашинского района подлежат удовлетворению в полном объеме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.

Доводы третьих лиц о том, что удовлетворение искового заявления об обеспечении жилым помещением Нестерова В.А. фактически приведет к нарушению прав иных детей-сирот, включенных в список раньше, чем она, подлежат отклонению, поскольку из содержания положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Предоставление жилья лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах Нестерова В.А. к Администрации Варгашинского района Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить.

Обязать Администрацию Варгашинского района Курганской области предоставить Нестерова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Никитина С.И.

03.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Подготовка дела (собеседование)
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
03.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее