Решение по делу № 3га-272/2020 от 17.12.2019

                         дело №3га-272/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Уфа                     18 февраля 2020 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гатауллиной О.Т.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Гайнуллиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ахметзагирова И.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2072 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).

28 декабря 2017 года данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

Пунктом 2072 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:030723:176, расположенное по адресу: адрес.

Истец, являющийся сособственником нежилого помещения с кадастровым номером №... и собственником нежилого помещения с кадастровым номером №..., расположенных в нежилом здании с кадастровым номером 02:55:030723:176, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункт 2072 Перечня на 2018 год названного нежилого здания. В обоснование требований указано, что нежилое здание не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение нежилого здания в Перечень на 2018 год нарушает права истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

В судебном заседании представитель истца – Авхадеев Р.Р. административный иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Сабирова Г.Т. пояснила, что спорное нежилое здание было включено в Перечень на 2018 год, так как его площадь превышает 1000 кв.м.

Истец, заинтересованное лицо Королев А.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, от истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание истца, заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного искового заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2018 год в оспариваемом пункте на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

На основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» административный ответчик является органом, который на момент издания оспариваемого нормативного правового акта обладал достаточной компетенцией для его принятия.

Порядок опубликования оспариваемого приказа не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа, под торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Аналогичные требования содержаться в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации относительно административно-делового центра.

В соответствии с пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Кодекса в качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использование здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).

Согласно ст. 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.;

3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В судебном заседании установлено, что в пункт 2072 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:030723:176, площадью 1401,5 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование – производственно-складское, расположенное по адресу: адрес. Данное здание включает в себя два нежилых помещения: с кадастровыми номерами №... и №....

Указанное нежилое здание согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках от 05 декабря 2019 года расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами №... и №....

Земельный участок с кадастровым номером №... имеет площадь 3770 кв.м., относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – под склад. Земельный участок с кадастровым номером №... имеет площадь 3556 кв.м., относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – под склад.

Вид разрешенного использования земельных участков безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, что является одним из предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации условий отнесения спорного здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества.

Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения объектов бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05 декабря 2019 года объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:030723:176 имеет назначение – нежилое помещение, наименование –производственно-складское, состоит из 2 этажей, имеет площадь 1401,5 кв.м.

Назначение здания - нежилое здание, наименование здания –производственно-складское федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации также не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.

Из технического паспорта на указанное выше здание, составленного по состоянию на 21 октября 2010 года следует, что объект недвижимости состоит из литер: А - с наименованием административно-производственное, А1,А2 – с наименованием пристрой, А3 – с наименованием пристрой крыльца.

По экспликации указанного выше технического паспорта здание состоит из помещений: склады, компрессорная, производственный цех, технические помещения, отопительные, коридоры, кабинеты.

При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием «кабинет», не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».

Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данное здание также не подлежит включению в Перечень на 2018 год, поскольку наименования расположенных в нем помещений общей площадью более 20 процентов общей площади этого здания не предусматривают размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что нежилое здание, исходя из документов технического учета и сведений Единого государственного реестра недвижимости, предназначено для размещения офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.     Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, фактически используемые для перечисленных целей.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Однако ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что при проведении обследования спорного здания на предмет фактического использования было установлено, что более 20 процентов общей площади этого здания фактически используются в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Комиссией, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 ноября 2015 года составлен акт фактического использования нежилого здания с кадастровым номером 02:55:030723:176 по состоянию на 19 января 2017 года, из которого следует, что данное здание не соответствует критериям, указанным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о включении спорного здания в Перечень на 2018 год в связи с тем, что площадь здания превышает 1000 кв.м., не основаны на законе, поскольку площадь здания более 1000 кв.м. не является достаточным основанием для включения объекта недвижимости в Перечень на 2018 год.

При таком положении суд первой инстанции, оценив все представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечня на 2018 год не позволяли с достоверностью определить спорное здание как соответствующее условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому оснований для включения в Перечень на 2018 год здания не имелось.

Административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представил.

Учитывая изложенное, суд признает недействующим пункт 2072 Перечня на 2018 год в части включения нежилого здания с кадастровым номером 02:55:030723:176, расположенного по адресу: адрес, поскольку оспариваемое положение содержит противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия на 2018 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, указанный выше пункт Перечня на 2018 год подлежит признанию не действующим с момента принятия нормативного правового акта.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина 300 рублей, уплаченная при обращении в суд с иском.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

РЕШИЛ:

удовлетворить административное исковое заявление Ахметзагирова И.Р..

Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 2072 нежилого здания с кадастровым номером 02:55:030723:176, расположенного по адресу: адрес.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Ахметзагирова И.Р. 300 рублей государственную пошлину, уплаченную при обращении в суд с административным иском.

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан подпись А.В.Идрисова

3га-272/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ахметзагиров И.Р.
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений Республики башкортостан
Другие
Королев А.А.
Авхадеев Р.Р.
Правительство Республики Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Идрисова Аида Валерьевна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
17.12.2019Регистрация административного искового заявления
17.12.2019Передача материалов судье
20.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.01.2020Предварительное судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2020Дело оформлено
18.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее