УИД 11RS0014-01-2019-000877-88
Дело № 2-41/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Корткерос 16 января 2020 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Егоровой О.Ю., с участием представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Бесхлебнова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к администрации муниципального района «Корткеросский» о возложении обязанностей по принятию мер по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и отходов производства с несанкционированного места размещения,
дорог,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее по тексту – Минприроды РК) обратилось в суд с требованиями к администрации муниципального района «Корткеросский» (далее по тексту – АМР «Корткеросский») о возложении обязанностей по принятию мер по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и отходов производства с несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов и отходов производства, до <дата>, расположенном на земельном участке с координатами ХХХ автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> идентификационный ХХХ. Площадь загрязнения <...> В обоснование требований указано, что по результатам осмотра вышеуказанной территории было обнаружено несанкционированное место размещения ТКО (свалка). При визуальном осмотре отходы представлены в основном пластиковыми и стеклянными изделиями, потерявшими потребительские свойства (бутылки), консервными банками, полиэтиленовыми пакетами, бумагой, остатками мебели (диван), одеждой потерявшей потребительские свойства. Автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес> находится в собственности АМР «Корткеросский», при этом АМР «Корткеросский» мер по очистке принадлежащей территории не принимает, свалки не ликвидируются.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Бесхлебнов В.Н. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Администрация МР «Корткеросский» своего представителя на судебное заседание не направила, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного, но не явившегося ответчика.
Заслушав представителя истца, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон № 7-ФЗ), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Ч. 1 ст. 51 данного Закона закреплено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон № 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно чч. 1-3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также исполнение этих полномочий на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Участие органов местного самоуправления муниципальных районов в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов закреплено также чч. 3 и 4 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с пп. 1, 3 ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4). Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 6 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, и Порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302. Обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра установлены правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее Правила № 1039) и вступившими в силу с 01.01.2019.
В соответствии с указанными правовыми актами местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пп. 17, 18 Правил № 1156 на собственнике земельного участка лежит обязанность самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком, что в ходе проведения осмотра <дата> Корткеросским районным отделом по охране окружающей среды составлен акт ХХХ В ходе осмотра было установлено, что на земельном участке с координатами ХХХ с правой стороны автомобильной дороги (у асфальтового покрытия), по направлению к <адрес> было обнаружено несанкционированное место размещения ТКО (свалка). В данном месте находится <адрес>. Проезд к свалке покрыт травяной растительностью, что свидетельствует о прекращении организованной вывозке отходов с помощью большегрузной техники. Размеры свалки 50 на 4 метра, объем около 40-50 м?. При визуальном осмотре отходы представлены в основном пластиковыми и стеклянными изделиями, потерявшими потребительские свойства (бутылки), консервными банками, полиэтиленовыми пакетами, бумагой, остатками мебели (диван), одеждой потерявшей потребительские свойства.
Перечисленные в акте отходы имеют 4 и 5 класс опасности для окружающей природной среды и входят в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от <дата> N 445.
Как установлено в судебном заседании по представленным материалам, автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес> находится в собственности АМР «Корткеросский».
Доказательств того, что объект - несанкционированная свалка на участке с координатами N ХХХ внесен в государственный реестр как объект размещения отходов, суду не предоставлено, следовательно, исходя из ч. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», на нём запрещается размещать отходы.
Исходя из требований пункта 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст, следует, что собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.
С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.
Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Таким образом, в силу требований действующего законодательства на АМР «Корткеросский» возложена обязанность по принятию мер по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и отходов производства с несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов и отходов производства на указанном выше земельном участке.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель и др.
При изложенных обстоятельствах орган муниципального района несет ответственность за поддержание экологически безопасной обстановки на вверенной ему территории, поэтому само по себе образование несанкционированной свалки свидетельствует о недостаточности принимаемых таким органом организационно-властных мер.
Образование несанкционированного объекта размещения отходов на спорном земельном участке свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности соответствующего органа по управлению вверенным ему имуществом.
В нарушение п.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств принятия своевременных, необходимых и достаточных мер для устранения причин образования несанкционированной свалки, о нахождении спорного земельного участка в собственности иных лиц, как и доказательств образования несанкционированной свалки вследствие действий конкретных лиц.
При изложенных обстоятельствах бесконтрольное размещение отходов на территории, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам, и непринятие соответствующих мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, в т.ч. коммунальных, приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, создает опасность причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга лиц и более того, указанное создает угрозу причинения вреда, а также невозможность его минимизации в случае возникновения пожара для единой экологической системы региона, флоры и фауны.
С учетом положений ст. 204 ГПК РФ, учитывая характер разрешенных требований и возложенной на ответчика обязанности, суд считает разумным заявленный срок исполнения решения суда до <дата>.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в полном объеме.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» в срок до <дата> принять меры по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и отходов производства с несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов и отходов производства, расположенного на земельном участке с координатами ХХХ - автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес>, идентификационный ХХХ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Буян Э.Ф.
В окончательной форме решение принято 22 января 2020 года