№ 33-7010/2023
Дело № 2-522/2023
УИД 36RS0005-01-2022-004371-79
Строка № 2.069
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 октября 2023 г. г. Воронеж
судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Храпина Ю.В.,
судей Безрядиной Я.А., Кузнецовой Л.В.,
при секретаре Побокиной М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Безрядиной Я.А.
гражданское дело № 2-522/2023 по исковому заявлению Бирюковой Елены Андреевны к КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа», ОСФР по Воронежской области о признании права на уменьшение возраста выхода на пенсию и о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки
по апелляционной жалобе Бирюковой Елены Андреевны
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 16 февраля 2023 г.
(судья районного суда Багрянская В.Ю.),
У С Т А Н О В И Л А :
Бирюкова Е.А. обратилась в суд с иском к КУВО «УСЗН Советского района
г. Воронежа», ОСФР по Воронежской области о признании права на уменьшение возраста выхода на пенсию и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что истец является ветераном труда и получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ.
Полагая, что она имеет право на получение страховой пенсии со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях», как лицо, выехавшее добровольно из зоны проживания с правом на отселение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась в ОПФР по Воронежской области с заявлением. Бирюковой Е.А. было разъяснено, что она имеет право на установление страховой пенсии по линии ПФР со снижением общеустановленного пенсионного возраста в случае прекращения выплаты пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны.
КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» Бирюковой Е.А. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану труда, по причине
недостижения пенсионного возраста.
С указанным решением истец не согласна, полагает, что с учетом снижения возраста выхода на пенсию, имеет право на получение мер социальной поддержки.
Определением Советского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания от 20.10.2022-21.10.2022, произведена замена ответчика на
ОПФР по Воронежской области. Определением от 21.10.2022 дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Воронежа (л.д. 48-51).
Определениями Центрального районного суда г. Воронежа, занесенными в протокол судебного заседания, КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» привлечено к участию в деле в качестве соответчика, произведена замена ОПФР по Воронежской области на ОСФР по Воронежской области, в связи с произошедшей реорганизацией (л.д. 76, 98).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16.02.2023 в удовлетворении исковых требований Бирюковой Е.А. отказано (л.д. 124-125).
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального права, просит вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 142-143).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Бирюкова Е.А. доводы жалобы поддержал.
Представитель Военного комиссариата Воронежской области по доверенности Яковенко А.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
От представителя КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не заявлено, что с учётом части 1 статьи 327 и части 3 статьи167Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, позволяет рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Бирюкова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
На основании удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден статус лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Бирюкова Е.А. обратилась в ОСФР по Воронежской области с заявлением, с целью подтверждения своего права на снижение возраста выхода на пенсию на четыре года.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по Воронежской области Бирюковой Е.А. разъяснено, что, поскольку она получает пенсию за выслугу лет от органов Министерства обороны России в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, правовые основания для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», отсутствуют, так как действующим законодательством не предусмотрено одновременное применение двух льгот - снижение пенсионного возраста и получение двухпенсий. В случае прекращения выплаты пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны, истец может реализовать право на установление страховой пенсии по старости по линии ПФР со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Заявление Бирюковой Е.А. о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда оставлено КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» без удовлетворения, поскольку она не относится к числу лиц, для которых статьей 24 Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» предусмотрены меры социальной поддержки.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Закона Российской Федерации от 12.02.1993
№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», исходил из того, что ОСФР по Воронежской области не отказывал истцу в установлении страховой пенсии по старости со снижением возраста и данное право истца не оспаривает, при этом КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» правомерно отказано истцу в предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану труда, поскольку, она не относится к числу лиц, для которых статьей 24 Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» предусмотрены меры социальной поддержки, в связи с чем, права истца не нарушены.
При разрешении спора районный суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы Бирюковой Е.А. о том, что она имеет право на получение страховой пенсии со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», как лицо, выехавшее добровольно из зоны проживания с правом на отселение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, имеет право на получение мер социальной поддержки, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Районный суд верно указал, что в соответствии со статьей 24 Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» право на получение мер социальной поддержки ветеранами труда, получающими пенсии по иным основаниям, либо получающими пожизненное содержание за работу (службу), а также лицами, приравненными к ним, поставлено в зависимость от достижения ими определенного возраста - 60 лет для женщин.
Истец не является получателем трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ», «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а получаемая ею пенсия назначена на основании Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в связи с чем, она относится к ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям.
Для военнослужащих, являющихся получателями пенсии по «силовому ведомству» положениями действующего законодательства предусмотрено установление одновременно с пенсией за выслугу лет или пенсией по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Условия для назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которыми являются достижение женщинами возраста 60 лет, наличие страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Аналогичные положения о праве на одновременное получение указанных пенсий при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости предусмотрены абзацем 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Приведенные нормы связывают право военнослужащих на назначение страховой части пенсии по старости исключительно с наличием общих условий для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, выехавшие добровольно из зоны проживания, с правом на отселение, имеют право на снижение общеустановленного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, пенсия по старости, назначаемая в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» страховой не является.
В связи с чем, военные пенсионеры из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеют право на назначение страховой пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействий радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Основанием возникновения у военнослужащих права на страховую пенсию по старости является наличие установленной им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости указанной категории граждан, в него не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1. Периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, подтверждаются справкой, которая выдается уполномоченной организацией федеральных органов исполнительной власти, осуществляющей, пенсионное обеспечение Российской Федерации.
Таким образом, реализация права на страховую пенсию по старости по линии ПФР возможна по достижении общеустановленного возраста 60 лет и при документальном подтверждении требуемого страхового стажа продолжительностью
15 лет, в который не подлежал зачету стаж по линии Министерства обороны, и величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30.
При изложенных обстоятельствах, ответчиком КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» было обоснованно отказано в предоставлении Бирюковой Е.А. мер социальной поддержки, как ветерану труда, поскольку она не относится к числу лиц, для которых статьей 24 Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ
«О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» предусмотрены меры социальной поддержки.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушениях районным судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, влекущих отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия приходит к выводу, что районным судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы суда первой инстанции, содержащиеся в обжалуемом решении соответствуют установленным районным судом фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств районным судом не допущено.
С учетом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 16 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бирюковой Елены Андреевны -
без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 06 октября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи коллегии: