Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
По делу об административном правонарушении
12 декабря 2018 года Пермский край г. Оса
Судья Осинского районного суда Пермского края Кривоносов Д.В.,
при секретаре судебного заседания Богомягковой Е.В.,
с участием представителя юридического лица Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Пермского края «Осинская центральная районная больница», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Завьяловой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Осинская центральная районная больница» (далее ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ», Учреждение) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,
установил:
С 27 сентября 2018 года по 17 октября 2018 года в отношении ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ» должностными лицами Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Пермскому краю (далее - ТО Росздравнадзора) проведена плановая проверка, по результатам которой выявлены факты нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, а именно в нарушении Приложения № 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 г. №366н, отсутствует необходимое оборудование, предусмотренное стандартом оснащения кабинета врача педиатра-участкового в соответствии порядком оказания педиатрической помощи, во всех кабинетах врачей-педиатров участковых отсутствуют сантиметровые ленты, бактерицидные облучатели воздуха, ширмы, весы, электронные весы для детей до года, ростомер, которые должны находится в каждом кабинете врача-педиатра; в нарушении Приложения № 3 Приказа Минздрава России от 15.11.2012г. №923н, отсутствует необходимое оборудование, предусмотренное стандартом оснащения терапевтического кабинета в соответствии с порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», в кабинетах отсутствуют весы с ростомером, которые должны находиться в каждом кабинете приема врача-терапевта; в нарушении Приложения № 3 Приказа Минздрава России от 15.11.2012г. № 928н, отсутствует необходимое оборудование, предусмотренное стандартом оснащения неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (далее ОНМК) в соответствии с требованиями порядка оказания медицинской помощи больным с ОНМК. В отделении отсутствуют прикроватные столики (требуемое количество - по числу коек), прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками (требуемое количество - по числу коек), прикроватная информационная доска (маркерная) (требуемое количество - по числу коек), ортезы для коленного сустава, ортезы для кисти, ортезы для голеностопного сустава (требуемое количество - не менее 1 на 3 койки), отсутствуют программа когнитивной реабилитации (необходимое количество - 2) и программа индивидуализированной вторичной профилактики, коридоры неврологического отделения Учреждения, ванные и туалетные комнаты не оборудованы поручнями, нет медицинских ширм (требуемое количество -2).
Нарушается Порядок оказания медицинской помощи больным с ОНМК, утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н в части правил оказания медицинской помощи больным с ОНМК. При выборочном изучении медицинских карт стационарных больных, установлены существенные нарушения сроков при оказании медицинских услуг, связанных с проведением анализа крови в течение 20 мин. с момента забора крови, проведением консультации нейрохирурга в срок не позднее 60 мин с момента получения результата КТ-исследования, проведением дуплексного сканирования экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов в течение 3 часов с момента поступления больного в палату реанимации.
Представитель ТО Росздравнадзора, составившего протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, руководитель ТО Росздравнадзора просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 155-159).
В судебном заседании представитель ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ» Завьялова Т.А., согласившись с доводами протокола от 25 октября 2018 года, пояснила, что медицинские кабинеты не оборудованы всем необходимым в полном объеме в связи с недостаточной площадью помещений и отсутствием финансирования, в настоящее время из обозначенного в протоколе недостающего оборудования, закуплены сантиметровые ленты, относительно приобретения иного оборудования и выполнения предписания Росздравнадзора, составлен план мероприятий по закупке медицинского оборудования на сумму свыше 1,7 млн рублей, ведутся необходимые процедуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Требуемые Росздравнадзором программа когнитивной реабилитации и программа индивидуализированной вторичной профилактики стоят около 1 млн рублей каждая, согласно предписанию необходимо приобрести 3 программы, в связи с чем решается вопрос финансирования. Основное необходимое оборудование в ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ» имеется, жалоб от пациентов по данному вопросу не поступало. Нарушения сроков оказания медицинских услуг поступившим в отделение «неврологии» гражданам с ОНМК, вызвано объективными причинами, в том числе отсутствием в штате учреждения нейрохирурга, невозможности своевременного проведения анализа крови и дуплексного сканирования сосудов в ночное время, в выходные и праздничные дни.
Выслушав доводы представителя ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ», оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, прихожу к выводу о наличии в действиях ГБУЗПК «Осинская ЦРБ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также в числе прочего соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ (пункт 6 Положения).
В силу ч. 11 ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно подпункту «а» пункта 5 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования по соблюдению порядков оказания медицинской помощи.
Пункт 19 Порядка оказания медицинской помощи больным с ОНМК, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н, предусматривает, что больные с признаками ОНМК при поступлении в смотровой кабинет осматриваются дежурным врачом-неврологом, который: оценивает состояние жизненно важных функций организма больного, общее состояние больного, неврологический статус; по медицинским показаниям проводит мероприятия, направленные на восстановление нарушенных жизненно важных функций организма больного с признаками ОНМК; организует выполнение электрокардиографии, забора крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, международного нормализованного отношения, активированного частичного тромбопластинового времени.
Время с момента поступления больного с признаками ОНМК в отделение до получения дежурным врачом-неврологом Отделения заключения КТ-исследования или МРТ-исследования головного мозга и исследования крови составляет не более 40 минут (пункт 23 Порядка).
В соответствии с пунктом 28 вышеназванного Порядка в палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии в течение 3 час с момента поступления каждому больному с ОНМК проводятся: оценка неврологического статуса, в том числе с использованием оценочных шкал; оценка соматического статуса; оценка функции глотания; оценка нутритивного статуса; лабораторные исследования крови (развернутый общий анализ, биохимический анализ, коагулограмма) и общий анализ мочи; дуплексное сканирование экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов; дуплексное сканирование транскраниальное; определение тактики ведения и назначение необходимых мероприятий, направленных на предотвращение повторного развития ОНМК.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-59-01-004641, выданной Министерством здравоохранения Пермского края 06 июля 2018 года.
При выборочном анализе медицинских карт стационарных больных с ОНМК, находившихся в неврологическом отделении ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ» с апреля по июнь 2018 года, установлено, что при оказании медицинских услуг пациентам с ОНМК нарушаются сроки проведения забора крови и необходимых исследований; несвоевременно проводится консультация нейрохирурга; проведение дуплексного сканирования экстра-краниальных отделов брахиоцефальных сосудов значительно превышает срок 3 часа с момента поступления больного. В некоторых случаях данное исследование проведено в срок 6-11 суток (карты №№ 1250 1407, 1592) либо не проведено вовсе (карты №№ 953, 1349).
Таким образом, факты нарушений Учреждением лицензионных требований и условий являются установленными, в действиях юридического лица - ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, составляет 3 месяца со дня обнаружения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ» дела об административном правонарушении, были выявлены в ходе плановой проверки с 27.09.2018 года по 17.10.2018 года, таким образом, по данному делу об административном правонарушении предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истекает 17.01.2019 года.
На основании ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, согласно которой предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. С учетом взаимосвязанных положений вышеуказанных норм возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением исходя из совокупности установленных обстоятельств по делу не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил :
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Осинская центральная районная больница», ИНН 5944020101, ОГРН 1025902323171, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере сто пятьдесят тысяч рублей.
Перечислить административный штраф в 60-дневный срок в пользу Управления федерального казначейства по Пермскому краю (Территориальный орган Росздравнадзора по Пермскому краю) ИНН 5904122386, КПП 590401001, Отделение Пермь, БИК 045773001, Р/с 40101810700000010003, ОКТМО 57640000, КБК 14111628000016000140, наименование платежа: административный штраф по протоколу № 65/18 от 25 октября 2018 года по статье 6.3 КоАП РФ.
Квитанцию об уплате административного штрафа предоставить в Осинский районный суд Пермского края.
При отсутствии документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа, по истечении срока, установленного ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, вынесший постановление, в течение 10 суток направляет постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья - Д.В. Кривоносов