12-85/2024
25RS0030-01-2024-000667-85
РЕШЕНИЕ
04 июня 2024 года п. Славянка
Судья Хасанского районного суда Приморского края Грицун М.Ю., рассмотрев жалобу представителя администрации Хасанского муниципального округа Приморского края Фоменко Е.Н. действующей на основании доверенности, на постановление главного государственного инспектора Хасанского муниципального района по пожарному надзору № 21 от 23.04.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица- администрации Хасанского муниципального округа Приморского края,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Хасанского муниципального района по пожарному надзору № 21 от 23.04.2024 по делу об административном правонарушении, администрация Хасанского муниципального округа Приморского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
С указанным постановлением администрация Хасанского муниципального округа Приморского края не согласилась, представителем администрации по доверенности Фоменко Е.Н. подана жалоба в которой она просит постановление по делу об административном правонарушении № 21 от 23.04.2024 в отношении администрации Хасанского муниципального округа Приморского края отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. В обоснование требований указывает, что постановление по делу вынесено в соответствии с распоряжением (решением) от 05.03.2024 № о проведении внеплановой проверки без согласования с органом прокуратуры, что нарушает порядок, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
В ходе проверки составлен протокол осмотра, который не может быть принят как допустимое доказательство по делу об административном правонарушении, поскольку в нем не содержатся подписи лиц участвующих в проверке, тем самым верность содержащихся в нем сведений, участвующими лицами не зафиксировано. При проведении осмотра видеозапись и не производилась. Не указано, каким образом была измерена ширина противопожарных минерализированных полос в населенных пунктах с. Барабаш и с. Занадворовка.
Акт выездной проверки и был составлен в 09 час. 30 минут 09.04.2024, а в 11 час. 00 минут 09.04.2024 составлен протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством и не может быть положен в основу признания администрации Хасанского муниципального округа Приморского края виновным в совершении административного правонарушения, поскольку составлен без вызова администрации, а также без разъяснения прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, предусмотренных КоАП РФ.
Представитель администрации Хасанского муниципального округа Приморского края по доверенности Фоменко Е.Н. в судебном заседании поддержала жалобу в полном объеме, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Ходатайств до начала судебного заседания не представил. По запросу суда представил материалы дела об административном правонарушении № 21 в отношении администрации Хасанского муниципального округа по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного органа.
Выслушав мнение представителя администрации Хасанского муниципального округа Приморского края, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), при этом положения Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты. Также требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479.
В соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Приморского края от 06.03.2024 № 125 на территории Приморского края введен особый противопожарный режим.
В период времени с 13.03.2024 по 09.04.2024 должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хасанскому муниципальному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю в отношении администрации Хасанского муниципального округа Приморского края проведена внеплановая выездная проверка в ходе которой выявлены нарушения статьи 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пунктов 67, 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № допущенные на территории <адрес> и <адрес>, зафиксированные в акте выездной проверки от 09.04.2024 №-В/АВП.
Выявленные нарушения, послужили основанием для составления протокола об административного правонарушения № 21 от 09.04.2024 в отношении юридического лица - администрации Хасанского муниципального округа Приморского края.
23.04.2024 государственным инспектором Хасанского муниципального района по пожарному надзору вынесено постановление по делу об административном правонарушении согласно которому администрация Хасанского муниципального округа Приморского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе в соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с абзацем вторым части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (надзора), муниципального контроля» в 2024 году внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры проводятся в том числе и по поручению Президента Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка проведена на основании распоряжения главного государственного инспектора Хасанского муниципального района по пожарному надзору №-В/РВП от 05.03.2024 изданного в порядке исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации паводков и природных пожаров в 2024 году» от 07.02.2024, утвержденного Президентом Российской Федерации от 15.02.2024 №ПР-273.
О проведении выездной внеплановой проверки контролируемое лицо уведомлено заблаговременно 05.03.2024, о чем имеется штамп входящей корреспонденции на уведомлении за № 1847.
Таким образом, вопреки доводам автора жалобы внеплановая проверка администрации Хасанского муниципального округа Приморского края не требовала согласование с органами прокуратуры.
Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении с существенным нарушением, что влечет невозможность его использования в качестве доказательств по делу, суд считает заслуживающими внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является основным процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении и порядку его составления содержатся в статье статьи 28.2 названного Кодекса.
Согласно части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
В ходе исследования материалов дела установлено, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Хасанского муниципального округа Приморского края не подписан представителем юридического лица. В протоколе также отсутствует соответствующая запись о том, что лицо отказалось от подписи протокола.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат документального подтверждения того, что администрация Хасанского муниципального округа Приморского края надлежащим образом (ст. 25.15 КоАП РФ) вызывалась в административный орган для составления протокола об административном правонарушении, что подтверждает доводы жалобы.
Данные обстоятельства являются основанием для признания данного протокола недопустимым доказательством.
Привлекая администрацию Хасанского муниципального округа Приморского края к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главным государственным инспектором Хасанского муниципального района ОНД по Хасанскому муниципальному району данное нарушение оставлено без внимания и оценки.
Вместе с тем, данный протокол об административном правонарушении, в котором отсутствует подпись представителя юридического лица, надлежащим образом не извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства по делу.
Таким образом, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден не был.
В силу пункта 4 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело,
При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора Хасанского муниципального района по пожарному надзору № 21 от 23.04.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации Хасанского муниципального округа Приморского края подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы администрации Хасанского муниципального округа Приморского края на постановление главного государственного инспектора Хасанского муниципального района по пожарному надзору, срок давности привлечения администрации Хасанского муниципального округа Приморского края к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение.
Возражения относительно фактических обстоятельств дела, подлежащих выяснению в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, представитель администрации Хасанского муниципального округа Приморского края вправе привести при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7 КоАП РФ судья,
решил:
Жалобу представителя администрации Хасанского муниципального округа Приморского края об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу, удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора Хасанского муниципального района по пожарному надзору № 21 от 23.04.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации Хасанского муниципального округа Приморского края - отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.Ю. Грицун