Дело №
УИД №
Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мышкинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грибковой К.В.,
при секретаре Дзисяк Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Бодаревой <данные изъяты> к департаменту образования <адрес> о признании акта незаконным, понуждении к заключению договора социального найма,
установил:
Бодарева Т.М. обратилась в суд с иском к департаменту образования Ярославской области и просила признать за ней право на заключение договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; признать решение департамента образования <адрес> незаконным; обязать департамент образования <адрес> принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с истцом договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, взыскать судебные затраты.
Исковые требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ между департаментом имущественных и земельных отношений ЯО и Бодаревой Т.М. был заключен договор найма специализированного жилого помещения №. Срок действия договора – 5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
По истечении срока действия договора, истцом были собраны все необходимые документы для заключения договора социального найма жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ истец получил Уведомление из департамента образования за № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено заключить договор найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок. Решением органа исполнительной власти <адрес>, осуществляющего управлением жилым фондом <адрес> в отношении Бодаревой Т.М. установлено наличие обстоятельств, на основании которых, истцу было отказано в заключении договора социального найма. Полагает, что снований для отказа в заключении договора социального найма у ответчика не имелось.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, процессуальный статус которого впоследствии изменен на соответчика.
В судебном заседании истец Бодарева Т.М. исковые требования по п.3 уточнила: просила обязать уполномоченный орган принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма в отношении данной квартиры. В остальном требования поддержала.
Представитель ответчика департамента образования <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв.
Представитель ответчика департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного разбирательства извещен надлежаще.
Представитель третьего лица Администрации <данные изъяты> просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений), срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.4 Закона Ярославской области от 09.11.2007 N 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений), обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего управление жилищным фондом Ярославской области, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть однократно заключен на новый пятилетний срок, являются:
1) неудовлетворительная адаптация нанимателя к самостоятельной жизни, в том числе отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие отрицательной социальной среды, совершение правонарушений и антиобщественных действий;
2) длительная болезнь, инвалидность, препятствующие добросовестному исполнению обязанностей нанимателя, в том числе в связи с нахождением в лечебном или реабилитационном учреждении.
Такого рода обстоятельства могут выступать основанием для заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый срок только при условии, что их преодоление невозможно самостоятельными усилиями нанимателя и членов его семьи и требует оказания содействия.
Постановлением Правительства ЯО от 09.12.2013 N 1601-п утвержден Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В соответствии с п. 3 Порядка (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений), к документам, подтверждающим наличие либо отсутствие обстоятельств, относятся:
документы, подтверждающие состав семьи нанимателя: свидетельство о заключении брака; свидетельство о рождении ребенка; справка о составе семьи, выданная жилищно-эксплуатационной организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, либо городской поселковой или сельской администрацией (п.п. 3.1 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений);
документы, подтверждающие доход нанимателя: справка с места работы с указанием занимаемой должности и средней заработной платы за последние 12 месяцев; налоговая декларация по налогу на доход физических лиц с отметкой территориального налогового органа о ее принятии (для нанимателя, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) (п.п. 3.2 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений);
справка, подтверждающая факт установления инвалидности у нанимателя, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (п.п. 3.3 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений);
справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, выданная территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне (п.п. 3.4 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений);
справка государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая наркологическая больница" о наличии (отсутствии) заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом (п.п. 3.5 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений);
акты осмотра специализированного жилого помещения, предоставленные органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим управление жилищным фондом Ярославской области (п.п. 3.6 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений).
Согласно п. 4 Порядка (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений), орган местного самоуправления по месту жительства нанимателя за 3 месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения: осуществляет сбор документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка; проводит проверку условий жизни нанимателя.
В соответствии с п. 5 Порядка (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений), документы, указанные в подпунктах 3.1 - 3.5 пункта 3 настоящего Порядка, предоставляются нанимателем на основании письменного уведомления органа местного самоуправления в течение 30 дней с момента получения заказного письма с уведомлением о вручении. Документы, указанные в подпункте 3.6 пункта 3 настоящего Порядка, предоставляются органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим управление жилищным фондом Ярославской области, в орган местного самоуправления на основании письменного запроса.
Согласно п. 6 Порядка (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений), в ходе проверки условий жизни нанимателя, предусмотренной пунктом 4 настоящего Порядка, орган местного самоуправления оценивает бытовые условия нанимателя, исполнение им обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояние его здоровья, эмоциональное и физическое состояние, наличие навыков самообслуживания, характер отношений в семье. По результатам проверки органом местного самоуправления составляется акт обследования условий жизни нанимателя (далее – акт обследования). Акт обследования подписывается специалистом органа местного самоуправления, проводившим обследование.
В силу п. 2.2 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 02 апреля 2007 г. № 116, уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим управление и распоряжение жилищным фондом Ярославской области, является департамент имущественных и земельный отношений Ярославской области.
Из материалов дела установлено, что Бодарева Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ между департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> и Бодаревой Т.М. заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом образования <адрес> дано заключение о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Бодаревой Т.М. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти <адрес>, осуществляющего управление жилищным фондом <адрес>, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть однократно заключен на новый пятилетний срок. Как следует из акта, указанное решение было принято комиссией в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие у Бодаревой Т.М постоянного заработка, иного дохода (л.д. 37).
ДД.ММ.ГГГГ департамент образования <адрес> направил в адрес Бодаревой Т.М. уведомление о заключении договора найма на новый срок со ссылкой на то, что актом от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным приказом департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-д, в отношении истца установлено наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти <адрес>, осуществляющего управление жилищным фондом <адрес>, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть однократно заключен на новый пятилетний срок.
Таким образом, из материалов дела следует, что основанием для отказа истцу в заключении договора социального найма на квартиру по адресу: <адрес> явилось отсутствие у Бодаревой Т.М. документов, подтверждающих доход. На наличие других оснований для отказа в заключении договора социального найма департамент образования ЯО не ссылался.
Вместе с тем, из материалов настоящего дела, усматривается, что истцом были представлены необходимые документы, предусмотренные п. 3 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства ЯО от 09 декабря 2013 г. № 1601-п (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений), в том числе: копия паспорта, справка с места жительства, справки о размере дохода за <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Бодаревой Т.М. (л.д. 24-28), справка из ЯОКНБ, справка об отсутствии судимости.
По смыслу ч. 1 ст. 6.4 Закона ЯО от 09 ноября 2007 г. № 85-з (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений), к обстоятельствам, свидетельствующим о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти <адрес>, осуществляющего управление жилищным фондом <адрес>, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть однократно заключен на новый пятилетний срок, отнесены исключительно неудовлетворительная адаптация нанимателя к самостоятельной жизни, а также длительная болезнь, инвалидность, препятствующие добросовестному исполнению обязанностей нанимателя. Данный перечень обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Отсутствие у нанимателя постоянного заработка (дохода), непредставление документов, подтверждающих наличие такого дохода, могло явиться лишь одним из признаков неудовлетворительной адаптации к самостоятельной жизни, однако эти признаки подлежали учету в их совокупности при разрешении вопроса о наличии у истца права на заключение договора социального найма на занимаемое жилое помещение.
Однако департаментом образования <адрес> в нарушение указанных норм не было учтено, что согласно акту обследования жилого помещения по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Бодарева Т.М. вместе с дочерью по вышеуказанному адресу не проживает с ДД.ММ.ГГГГ, переехала в <адрес>. Причину переезда объяснила тем, что не могла в <адрес> найти работу, чтобы обеспечить свою семью. Со слов Бодаревой Т.М. она ежемесячно приезжает в квартиру для проверки ее сохранности. При обследовании установлено, что в квартире поддерживается порядок, производится уборка жилого помещения. Санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения – хорошее. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги по указанному адресу Бодаревой Т.М. вносятся регулярно. С ДД.ММ.ГГГГ Бодарева Т.М. работает в <данные изъяты>
Согласно заключению управления образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, у Бодаревой Т.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что формальное не предоставление истцом справки о доходах еще не является достаточным основанием для вывода о ее неудовлетворительной адаптации к самостоятельной жизни.
При таких обстоятельствах дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что у департамента образования <адрес> отсутствовали правовые основания для принятия акта от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденного приказом департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-д, которым в отношении истца было установлено наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти <адрес>, осуществляющего управление жилищным фондом <адрес>, договор найма специализированного жилого помещения может быть однократно заключен на новый пятилетний срок.
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в связи с окончанием срока действия договора найма и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания истцу содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, департамент имущественных и земельных отношений <адрес> был обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с истцом договор социального найма в отношении этого жилого помещения. Правовых оснований для отказа истцу в заключении договора социального найма на жилое помещение не имелось.
В связи с изложенным, с целью восстановления нарушенных прав истца, суд полагает необходимым с учетом п. 2.2 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений <адрес>, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на департамент имущественных и земельный отношений <адрес> следует возложить обязанность исключить жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключить с Бодаревой <данные изъяты> договор социального найма жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>.
При этом суд полагает требования п.1 искового заявлении излишни и не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом порядка принятия решения в отношении жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, суд полагает требования о взыскании судебных расходов с департамента образования <адрес> обоснованными.
Расходы по оплате услуг представителя, исходя из принципа разумности, а также с учетом количества проведенных заседаний в суде, подготовленных документов, сложности дела, продолжительности рассмотрения, суд определил в размере 11 000 руб.
Расходы истца на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., в соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскиваются с департамента образования <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бодаревой <данные изъяты> удовлетворить частично.
Признать незаконным акт от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденный приказом департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-д «Об утверждении актов о наличии (отсутствии) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказаниям лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации».
Возложить на департамент имущественных и земельный отношений <адрес> обязанность исключить жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключить с Бодаревой <данные изъяты> договор социального найма жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>.
Взыскать с департамента образования <адрес> в пользу Бодаревой <адрес> расходы по оплате услуг представителя в размере 11 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.В. Грибкова