11RS0020-01-2024-000971-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 года с. Айкино
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.,
при секретаре Игнатченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Вымского района в интересах Рачко Н. Р. к администрации СП «Айкино» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Усть-Вымского района в интересах Рачко Н. Р. обратился в суд с иском к администрации СП «Айкино» о взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 рублей.
Свои требования истец обосновывает неправомерными действиями ответчика, связанными с длительным невыполнением обязанности по проведению в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, работ по капитальному ремонту, что исключает возможность пользоваться данной квартирой по назначению.
Прокурор Усть-Вымского района исковое заявление поддержал.
Рачко Н.Р. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Представитель Рачко Н.Р. – Казаченко В.С. исковое заявление поддержал.
Представитель ответчика с иском не согласился, изложив позицию в письменном возражении.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев дело <Номер>, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Усть-Вымского районного Совета депутатов трудящихся Коми АССР от 01.04.1965 <Номер>, <ФИО1> (мать Рачко Н.Р.), начиная с 14.05.1969, являлась нанимателем квартиры, расположенной по адресу <Адрес>.
На момент смерти <ФИО1> (<Дата>) в указанной квартире совместно с нанимателем был зарегистрирован <ФИО2> (сын нанимателя). Начиная с 16.01.1998 в квартире зарегистрирован Рачко Н.Р.
14.04.1999 <ФИО2> снят с регистрационного учета из жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 682 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении. Аналогичные положения были закреплены в ч.1 ст.88 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения правоотношений.
Таким образом, начиная с 15 апреля 1999 года нанимателем квартиры, расположенной по адресу <Адрес>, в связи со смертью <ФИО1> и выбытием <ФИО2> фактически стал Рачко Н.Р.
21 февраля 2008 года в квартире произошел пожар.
В соответствии с распоряжением Правительства РК от 17.10.2008 № 391-р и актом приёма-передачи муниципального имущества МР «Усть-Вымский», передаваемого в муниципальную собственность СП «Айкино» от 17.10.2008, квартира, расположенная по адресу <Адрес>, является муниципальной собственностью МО СП «Айкино» и внесена в реестр муниципальной собственности под номером <Номер>.
Фактически сложившиеся между Рачко Н.Р. и администрацией СП «Айкино» правоотношения закреплены 20 сентября 2012 года путем заключения между сторонами договора социального найма жилого помещения, по условиям которого Рачко Н.Р. и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат в квартире общей площадью 53,1 кв.м, расположенной по адресу <Адрес>.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу части 2 статьи 676 Гражданского кодекса наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Капитальный ремонт сданного в наем жилого помещения является обязанностью наймодателя (часть 2 статьи 681 Гражданского кодекса).
Частью 2 статьи 65 Жилищного кодекса предусмотрена обязанность наймодателя жилого помещения по договору социального найма принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
На основании заявления Рачко Н.А. межведомственной комиссией администрации СП «Айкино» 12 ноября 2012 года произведено обследование <Адрес>.
Согласно акту <Номер>, на момент обследования квартира имела повреждения после пожара, произошедшего 21 февраля 2008 года, причиной пожара послужила неосторожность при курении со стороны нанимателя, в результате которого огнем повреждена стена, потолок и пол на площади 15 кв.м. Косметический ремонт в квартире после пожара не производился. В связи с пожаром, произошедшим 01 сентября 2012 года в квартире, расположенной этажом выше, в квартире <Номер> потолок, стены залиты водой по всей площади помещения, что привело к повсеместному отслоению штукатурки. Необходимо провести капитальный ремонт полов, замену оконных блоков, обивки стен.
18 сентября 2013 года в адрес главы администрации СП «Айкино» прокурором Усть-Вымского района направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в том числе прав Рачко Н.Р., в связи с не проведением капитального ремонта в жилом помещении. В свою очередь, администрация признала указанные нарушения, что следует из ответа на представление.
Таким образом, начиная с 12 ноября 2012 года, ответчик был осведомлен о нуждаемости в проведении капитального ремонта в квартире <Номер>. Вместе с тем, проведение таких работ не было обеспечено наимодетелем, что в том числе, послужило основанием для обращения прокурора в защиту Рачко Н.Р. с иском в суд.
Довод ответчика относительно отсутствия права у прокурора Усть-Вымского района с обращением в суд с настоящим иском судом отклоняется, поскольку Рачко Н.Р. является <Иные данные>, обратился в прокуратуру с заявлением о нарушении его жилищных прав и обращении в его защиту в суд с соответствующим иском. Таким образом, действия прокурора Усть-Вымского района не противоречат требованиям статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Усть-Вымского районного суда от 21 апреля 2021 года по делу <Номер> на администрацию сельского поселения «Айкино» возложена обязанность в срок до 30 июня 2021года произвести капитальный ремонт жилого помещения – <Адрес> в результате которого привести утраченные в процессе эксплуатации характеристики жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.
Указанным решением установлено, что 14 января 2020 года межведомственная комиссия СП «Айкино» на основании заявления Рачко Е.Н. провела обследование квартиры <Номер>, в результате которого установила, что на момент осмотра верхняя часть входной двери имеет следы копчения, покрасочный слой имеет следы шелушения; в прихожей штукатурный слой частично разрушен до обрешетки, полы имеют перекос; на кухне штукатурный слой частично разрушен до обрешетки, отопительная печь частично разобрана, газовая плита отсутствует, система отопления демонтирована и заглушена; в туалетной комнате штукатурный слой частично разрушен до обрешетки; в комнатах штукатурный слой частично разрушен до обрешетки, между залом и смежной комнатой демонтирована отопительная печь, остатки фундамента от отопительной печи над полом не убраны, полы выпучены и имеют перекос; электропроводка не соответствует своему функциональному состоянию. По состоянию на 14 января 2020 года процент физического износа жилого дома составляет 59 %.
По результатам обследования межведомственной комиссией рекомендовано провести капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу <Адрес>, восстановить систему отопления, обшить стены и потолок отделочным материалом, выполнить перетяжку полов, демонтировать отопительную печь в кухне и в зале.
Согласно заключению межведомственной комиссии <Номер> квартира признана подлежащей капитальному ремонту и реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
Определением Усть-Вымского районного суда от 28 июня 2021 года администрации СП «Айкино» предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу <Номер> до 31 декабря 2021 года.
Во исполнение решения суда ответчиком 26 июля и 20 сентября 2021 года были заключены договоры на выполнение работ.
Вместе с тем, ремонтные работы выполнены ненадлежащего качества, что подтверждается заключением Государственной жилищной инспекции по Усть-Вымскому району от 26 апреля 2022 года жилое помещение <Адрес> признано не отвечающим требованиям к жилым помещениям, установленным разделом 2 пунктов 10, 11 Положения № 47. Также, в том числе по данному факту 04 мая 2022 года прокурором Усть-Вымского района в адрес администрации СП «Айкино направлено представление, которое признано обоснованным, что подтверждается протоколом рассмотрения представления.
Исходя из пояснений представителя истца, ремонтные работы в квартире продолжаются до настоящего времени, в связи с чем не представляется возможность в ней проживать.
Заключением межведомственной комиссии от 13 января 2022 года <Номер> выявлены основания для признания многоквартирного дома <Адрес> аварийным и подлежащим сносу, в связи с тем, что в данном доме выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения физического износа в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Распоряжением и.о. руководителя администрации СП «Айкино» от 27 июля 2022 года № 47-р многоквартирного дома <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Исходя из материалов дела и пояснений сторон, Рачко Н.Р. на протяжении длительного времени в устной и письменной форме обращался к ответчику и в иные органы государственной власти по вопросу приведения жилого помещения в надлежащее для проживания состояние, что не привело к должному результату и невозможности использовать квартиру по назначению. Неоднократно обращался в суд с требованием о предоставлении другого жилого помещения, в чем ему было отказано.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.
Из приведенных нормативных положений следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями администрации СП «Айкино» является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064), устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела с достаточной степенью достоверности установлено несвоевременное, а по истечении длительного времени некачественное выполнение капитального ремонта жилого помещения, повлекшего, в том числе, создание невозможности его использования нанимателем для проживания, в результате чего Рачко Н.Р. безусловно претерпевал нравственные страдания в форме негативных переживаний вследствие нарушения ответчиком его жилищных прав, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности денежной компенсации морального вреда.
При этом ответчиком в нарушение положений статей 56 Гражданского процессуального кодекса не представлено допустимых доказательств, подтверждающих надлежащее выполнение своих обязанностей как наимодателя по передаче истцу пригодного для проживания жилья.
Позиция ответчика об отсутствии оснований для компенсации Рачко Н.Р. морального вреда, не основана на обстоятельствах данного дела и нормах материального права, в связи с чем судом отклоняется.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
Рачко Н.Р. является <Иные данные>. Занимаемое им жилое помещение по адресу: <Адрес>, является неблагоустроенным, с печным отоплением, признан аварийным и подлежащим сносу. Решением суда от 02 апреля 2024 года по делу <Номер> Рачко Н.Р. выселен из данного помещения без предоставления другого жилого помещения. Квартира <Адрес>, также признана не пригодной для проживания. При этом, состояние данной квартиры с 2012 года не позволяло осуществлять в ней проживание.
Вопреки доводам ответчика, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в результате действий Рачко Н.Р. не произведена передача жилого помещения нанимателю.
Оценивая имеющиеся по делу доказательства в совокупности и принимая во внимание фактические обстоятельства причинения вреда, не повлекшие для истца ухудшение здоровья, доказательств обратного не представлено, период времени нарушения права, степень и характер причиненных истцу нравственных страданий, его возраст и индивидуальные особенности, степень вины причинителя вреда, суд полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию равную 80 000 рублей, которая с учетом установленных обстоятельств в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, способствует восстановлению прав истца и отвечает балансу интересов сторон, а также согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности.
Доводы прокурора, изложенные в обоснование своей позиции относительно размера морального вреда, являются субъективной оценкой истца степени причинения Рачко Н.Р. вреда, не подтвержденными допустимыми доказательствами.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с администрации СП «Айкино» (ИНН <Номер>) в пользу Рачко Н. Р. (паспорт серии <Данные>)) компенсацию морального вреда в размере 80 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Моисеева