РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адрес 11 марта 2020 года
Октябрьский районный суд Адрес в составе председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1030/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Адрес, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Адрес, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование административных исковых требований, административный истец указал, что он является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, бокс №, а также членом гаражного кооператива №. С целью образования земельного участка под гаражным боксом и дальнейшей реализации своих конституционных прав, приобретения права собственности на земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу гараж, Дата административный истец обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, бокс №, площадью 30 кв.м. По результатам рассмотрения заявления КУМИ приняло решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженное в письме № от Дата.
Основанием для отказа является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, расположение земельного участка в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, поскольку проектом планировки планировочного элемента О-03-03, утвержденным постановлением администрации Адрес от Дата №, испрашиваемый земельный участок расположен в границах зон планируемого размещения объекта местного значения - общеобразовательная школа на 240 мест. А также в связи с расположением земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, поскольку в соответствии с постановлением администрации Адрес от Дата № «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента О-03-03», земельный участок расположен в границах образуемого земельного участка с условным номером 2 ЗУ 122, с видом разрешенного использования – дошкольное, начальное и среднее общее образование с площадью 14 773 кв.м.
Административный истец считает данный отказ незаконным и нарушающим его права и свободы, препятствует в осуществлении его законных интересов по образованию земельного участка под его существующим гаражным боксом с целью оформления участка в собственность и полноценной реализации его гражданских прав собственника.
Из акта Иркутского городского совета депутатов трудящихся от Дата следует, что на основании решения исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов трудящихся № от Дата гаражному кооперативу № выделен земельный участок площадью 0,86 га в бессрочное пользование под строительство гаражей индивидуального пользования. В 1978 году на основании решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов № от Дата кооперативу № по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для коллектива квартирно-эксплуатационной части Адрес был произведен дополнительный отвод земельного участка под строительство гаражей. Согласно кадастровой выписке № от Дата, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: Адрес, площадью 8 665,15 кв.м, является государственной собственностью, правообладателем является Гаражный кооператив №, имеет разрешенное использование/назначение: земли гаражей. Кроме того, по данным публичной карты большая часть земельных участков под гаражными боксами в границах кадастрового квартала № на территории гаражного, выделены, сформированы и стоят на кадастровом учете в качестве самостоятельных объектов недвижимости, что свидетельствует о возможности раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Административный истец просит суд признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес, № от Дата в утверждении схемы расположения земельного участка; возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес обязанность выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 30 кв.м., находящегося по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, бокс №, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Представитель административных ответчиков комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Адрес, администрации Адрес ФИО4 в судебном заседании требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Гаражного кооператива № в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Выслушав правовые позиции участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, имеющиеся в нем доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1-2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3-4 ч. 9 и в ч. 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО1 является собственником гаражного бокса №, расположенного по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Адрес от Дата.
Из акта Иркутского городского совета депутатов трудящихся от Дата следует, что на основании решения исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов трудящихся № от Дата гаражному кооперативу № выделен земельный участок площадью 0,86 га под строительство гаражей индивидуального пользования по Адрес и 5 Советской на праве бессрочного пользования.
В 1978 году на основании решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов № от Дата кооперативу № по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для коллектива квартирно-эксплуатационной части Адрес был произведен дополнительный отвод земельного участка под строительство гаражей.
Земельный участок, площадью 8 665,15 кв.м, по адресу: Адрес, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, установленную площадь 8 665,15 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от Дата. В качестве вида разрешенного использования/назначения указано «земли гаражей».
Гаражный бокс административного истца является составной частью выстроенного на указанном земельном участке гаражного кооператива №.
ФИО1 выполнены работы по инвентаризации земельных участков, подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Административный истец обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес с заявлением от Дата об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, бокс №.
В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, Адрес, бокс №, образуемого при разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № административному истцу отказано, что подтверждается письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес № от Дата.
В качестве оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указано, что в соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента О-03-03, утвержденным постановлением Администрации Адрес от Дата №, испрашиваемый земельный участок расположен в границах зон планируемого размещения объекта местного значения: общеобразовательная школа на 240 мест (ЗР-3). В соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента О-03-03, утвержденным постановлением администрации от Дата №, испрашиваемый земельный участок расположен в границах образуемого земельного участка с условным номером 2 ЗУ 122 с видом разрешенного использования – объекты дошкольного, начального и среднего общего образования с площадью 14 773 кв.м.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ) установлено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Статья 1 ЗК РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Этот принцип получил развитие в ст. 7 ЗК РФ, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования земель.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 (действовавшего в период предоставления гаражному кооперативу № 51 земельного участка) земельные участки предоставлялись в бессрочное или во временное пользование на основании решений исполкомов горсоветов.
Из п. 1 ст. 12 Земельного кодекса РСФСР следует, что предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода.
Пунктом 2 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исходя из содержания п.п. 14 и 16 ст. 11.10 ЗК РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.п. 4 п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Анализируя приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что у административного истца, владеющего на праве собственности гаражом, расположенным на предоставленном земельном участке для строительства индивидуальных гаражей в системе созданного гаражного кооператива, которым земельные участки были предоставлены до введения в действие Земельного кодекса РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с действующим на тот период времени законодательством и компетентным органом, в настоящее время возникает право на бесплатную передачу в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Согласно представленной кадастровой выписке на земельный участок по адресу: Адрес, от Дата, он поставлен на кадастровый учет Дата, ему присвоен кадастровый номер, земельный участок имеет установленную площадь, которая составляет 8 665,15 кв.м, в качестве вида разрешенного использования/назначения указано «земли гаражей». Земельный участок в настоящее время имеет уточненную площадь 7 855 кв.м, при этом вид разрешенного использования не определен.
Земельный участок, площадью 8 665,15 кв.м по адресу: Адрес, предоставлен гаражному кооперативу № на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Ссылка в обжалуемом акте на то, что спорный земельный участок расположен в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, в связи с чем не может быть предоставлен административному истцу в собственность, является несостоятельной, поскольку земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ гаражному кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования, что соответствовало действующим на тот период нормам законодательства. Границы земельного участка, выделенного гаражному кооперативу №, определены и установлены в соответствии с нормами действовавшего на момент выделения земельного участка законодательства, вид разрешенного использования определен под эксплуатацию гаражей. Спорный земельный участок выделялся непосредственно под строительство гаражей индивидуального пользования, что следует из акта Иркутского городского совета депутатов трудящихся от Дата. В последующем под строительство гаражей произведен дополнительный отвод земельного участка. До настоящего времени на земельном участке расположен гаражный кооператив №, земельный участок используется непосредственного под его эксплуатацию.
Административный истец обратился в государственный орган в отношении уже ранее предоставленных на законных основаниях гаражному кооперативу земельных участков, при этом назначение земельных участков не изменялось.
Отказ административного ответчика в утверждении схем расположения земельного участка под гаражным боксом, принадлежащим административному истцу на праве собственности, нарушает права административного истца как собственника гаражного бокса на утверждение схемы расположения земельного участка и дальнейшее оформление в собственность в порядке, установленном земельным законодательством, земельного участка для обслуживания и эксплуатации непосредственно гаражного бокса, принадлежащего ему на праве собственности.
Передача истцу в собственность земельного участка под принадлежащим ему гаражом не влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, не препятствует членам ГСК и владельцам других гаражей пользоваться общим имуществом кооператива.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Оспариваемый отказ создает препятствия ФИО1 в оформлении прав на земельный участок в соответствии с действующими нормами, в связи с чем является незаконным.
Административным ответчиком доказательств, объективно и бесспорно опровергающих доводы административного истца о незаконности решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, в суд не представлено.
При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что административный ответчик, в случае принятия решения о строительстве объекта местного значения, в том числе, в границах спорного земельного участка, не лишен права изъятия данного земельного участка в порядке, предусмотренном главами 7-7.1 ЗК РФ.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, имеющихся в материалах дела доказательств, разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к выводу о том, что КУМИ Администрации Адрес, рассматривая заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка, не имело достаточных оснований для отказа в его удовлетворении, в связи с чем требования административного истца о признании незаконным отказа КУМИ Администрации Адрес в предоставлении земельного участка № от Дата, подлежат удовлетворению.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка признано судом незаконным, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца путем выдачи ФИО1 распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 30 кв.м, расположенного по адресу: Адрес, гаражный кооператив №, бокс №, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административным истцом срок обращения в суд с данным иском не пропущен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Администрации Адрес, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным, нарушающим права и законные интересы ФИО1 решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес № от Дата об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 30 кв.м, расположенного по адресу: Адрес.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от Дата об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 30 кв.м, расположенного по адресу: Адрес.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Адрес в течение месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу уведомить суд, а также ФИО1 об его исполнении.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд Адрес в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – Дата, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.
Судья И.А. Горбатько