Решение по делу № 3а-676/2019 от 04.02.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 февраля 2019 года                             г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-676/2019 по административному исковому заявлению Чебоганова И.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания в размере равном их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

    

Чебоганов И.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , площадью 413,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Указанное выше нежилое здание находится на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2 220 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, расположенном по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец имеет исключительное право на приобретение земельного участка с кадастровым номером в собственность или в аренду. При этом, цена земельного участка, рассчитывается исходя из размера его кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 8 октября 2018 года и составляет 22 856 298 рублей 60 копеек, а кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на 24 июля 2013 года и составляет 5 085 316 рублей 24 копейки.

Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью объектов недвижимости, считает ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы.

Согласно отчетам об оценке от 15 ноября 2018 года № и от 13 декабря 2018 года № , подготовленным оценщиками ООО РИЦ «Мегаполис», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 8 октября 2018 года составляет 2 699 520 рублей, а кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года составляет 2 576 641 рубль.

При таких обстоятельствах, Чебоганов И.А. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в судебном порядке.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 220 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 октября 2018 года в размере 2 699 520 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 413,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 2 576 641 рубль.

В судебном заседании представитель административного истца Семенова О.В., действующая на основании доверенностей от 19 июля 2017 года № и от 9 января 2019 года, изменила и уточнила административные исковые требования, просит суд:

- восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления в отношении нежилого здания с кадастровым номером ;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 220 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 октября 2018 года в размере 2 699 520 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 413,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 2 576 641 рубль.

В обоснование своих требований привела доводы, изложенные выше.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административных исковых требований по существу на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Чебоганова И.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что Чебоганову И.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , площадью 413,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Указанное выше нежилое здание находится на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2 220 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, расположенном по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 8 октября 2018 года № и от 16 октября 2018 года № .

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 8 октября 2018 года составляет 22 856 298 рублей 60 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 ноября 2018 года № .

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 24 июля 2013 года составляет 5 085 316 рублей 24 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 октября 2018 года № .

Как следует из пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, физические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности имеют исключительное право на приобретение (выкуп, аренда) земельных участков в собственность и вправе оспорить его кадастровую стоимость, если цена такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, административный истец, являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного на земельном участке с кадастровым номером , имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, Чебоганов И.А. 4 февраля 2019 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения Чебоганова И.А. в суд с настоящим административным иском в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик нежилого здания с кадастровым номером , повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование своих требований представлены отчеты об оценке от 15 ноября 2018 года № и от 13 декабря 2018 года № , подготовленные оценщиками ООО РИЦ «Мегаполис».

Из отчета об оценке от 15 ноября 2018 года № усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , итоговая рыночная стоимость которого по состоянию на 8 октября 2015 года составила 2 699 520 рублей.

Из отчета об оценке от 13 декабря 2018 года № усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 24 июля 2013 года составила 2 576 641 рубль.

Исследовав отчеты об оценке, подготовленные оценщиками ООО РИЦ «Мегаполис», суд приходит к выводу о том, что они соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на даты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщиков в отношении земельного участка с кадастровым номером и нежилого здания с кадастровым номером не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщиков относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщиков подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке, подготовленные оценщиками ООО РИЦ «Мегаполис», не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчеты об оценке от 15 ноября 2018 года № и от 13 декабря 2018 года № , подготовленные оценщиками ООО РИЦ «Мегаполис», в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером и нежилого здания с кадастровым номером , и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов настоящего административного дела следует, что датой обращения Чебоганова И.А. в суд является 4 февраля 2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Чебоганова И.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 220 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 октября 2018 года в размере 2 699 520 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 413,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 2 576 641 рубль.

Датой подачи Чебогановым И.А. заявления в суд считать 4 февраля 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2019 года.

    

Председательствующий:                     Непопалов Г.Г.

3а-676/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Чебоганов И.А.
Ответчики
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
04.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
05.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2019[Адм.] Судебное заседание
04.02.2019Регистрация административного искового заявления
04.02.2019Передача материалов судье
05.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее