Дело № 2-530/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Вилючинск Камчатского края 04 декабря 2018 года
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Вороновой В.М.
при секретаре Козыревой Н.С.,
с участием истца Киселёвой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киселёвой Татьяны Владимировны к командиру войсковой части №, федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о признании приказа об отмене выплаты компенсационного характера незаконным, возложении обязанности отменить приказ, возложении обязанности выплачивать выплату компенсационного характера с момента прекращения выплаты,
установил:
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
решил:
В удовлетворении исковых требований Киселёвой Татьяны Владимировны к командиру войсковой части №, федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о признании приказа об отмене выплаты компенсационного характера незаконным, возложении обязанности отменить приказ, возложении обязанности выплачивать выплату компенсационного характера с момента прекращения выплаты, – отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено 07 декабря 2018 года.
Судья В.М. Воронова
Дело № 2-530/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вилючинск Камчатского края 04 декабря 2018 года
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Вороновой В.М.
при секретаре Козыревой Н.С.,
с участием истца Киселёвой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киселёвой Татьяны Владимировны к командиру войсковой части №, федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о признании приказа об отмене выплаты компенсационного характера незаконным, возложении обязанности отменить приказ, возложении обязанности выплачивать выплату компенсационного характера с момента прекращения выплаты,
установил:
Истец Киселёва Т.В. обратилась в суд с иском к командиру в/ч №, федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» (далее ФКУ «УФО по КК и ЧАО»), в котором, просила признать незаконным приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать командира в/ч № отменить указанный приказ, обязать ФКУ «УФО МО РФ по КК и ЧАО» выплачивать истцу выплату компенсационного характера за учет, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов в размере 50% к должностному окладу с момента прекращения выплаты.
В обоснование заявленных требований истец указала, что работает в в/ч № (филиале в/ч №) с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец заключила трудовой договор № с ответчиком, согласно которому истец была принята на должность командира отделения команды ВОХР на неопределенный срок. В соответствии с п.17 главы 3 Приложения № Приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года №255 ей была установлена компенсационная выплата в размере 50% к должностному окладу за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов. На основании разъяснений Департамента социальных гарантий МО РФ от 10 апреля 2017 года №182/5/2247, согласно которым указанная выплата начальникам подразделений (отрядов, команд) ВОХР, то есть лицам, не заступающим в караул и занимающихся организацией и обеспечением деятельности ВОХР, не положена, оспариваемым приказом командира в/ч № от 22 мая 2018 года указанная выплата была прекращена истцу с 01 мая 2018 года. Ссылаясь на положения Инструкции, утвержденной Приказом МО РФ от 30 декабря 2001 года №541 «О ведомственной охране Министерства обороны РФ», разъяснения начальника главного Управления кадров МО РФ №173/ТК1045 от 22 мая 2017 года и указывая, что по роду своей служебной деятельности на основании приказов командира «Для подержания боевой готовности и внутреннего порядка, охраны вооружения, боеприпасов, боевой и другой техники, имущества и помещений и т.д.» в соответствии с графиком вахт ВОХР, истец заступает начальником караула по охране и защите объекта хранения вооружения и боеприпасов, полагала, что все работники, заступающие в караул имеют право на установление компенсационной выплаты в размере 50% к должностному окладу, в связи с чем, считала оспариваемый приказ командира в/ч № об отмене командирам отделений ВОХР, исполняющим обязанности начальников караулов, компенсационной выплаты за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов незаконным. Кроме того, полагала, что ответчиком был нарушен порядок лишения её оспариваемой выплаты, поскольку в нарушение ст. 72 Трудового кодекса РФ уведомление об изменении существенных условий трудового договора в ее адрес не направлялось, и соответствующее дополнительное соглашение к трудовому договору не заключалось, с приказом об изменении существенных условий договора ее не ознакомили.
Истец Киселёва Т.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно истец пояснила, что согласно распорядка, она заступает на суточное дежурство в 09 часов, в ее должностные обязанности входит смена постовых, прием, выдача оружия караулу, который заступает и сменяется с поста, инструктаж, боевой расчет, проведение занятий, обход, расстановка и проверка часовых, проверка территории объекта охраны, оформление постовой ведомости, журналов, другой документации караула, проверка соблюдения контрольно-пропускного режима, поддержка связи с часовыми на постах, начальником команды ВОХР, дежурным по части, прием объектов охраны под сигнализацию, выдача и прием ключей от цехов и складов, организация и контроль поддержания в чистоте караульного помещения и прилегающей территории. Пояснила, что в целях выполнения возложенных на нее задач, она в большую часть смены находится в караульном помещении, занимается обеспечением деятельности и руководством караулом, заступившим на суточное дежурство. Пояснила, что на пост в карауле она не заступает, непосредственно приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов она не занимается, однако считает, что в ее должностные обязанности входит непосредственная охрана вооружения и боеприпасов, в связи с чем, на основании п. 17 Приложения № 2 приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года №255, ей положена компенсационная выплата в размере 50% должностного оклада, которой с мая 2018 года была прекращена в виду внесения приказом № 154 от 22 мая 2018 года изменений в приказ № 22 от 09 января 2018 года, с чем она не согласна.
Ответчик командир в/ч № о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно поступившим ранее письменных возражений представителя ответчика командира в/ч № - Терещенко П.С., ссылаясь на положения ст. 349 Трудового кодекса РФ, п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года №255, ответчик полагал, что для начисления оспариваемой компенсационной выплаты в размере 50 % должностного оклада требуется несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположением и предназначением объектов. То есть, право на указанную компенсационную выплату у лица из числа гражданского персонала военизированной охраны МО РФ возникает у лиц, непосредственно занятых приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов при осуществлении им охраны вооружения и боеприпасов. В соответствии с Инструкцией по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 541 от 30 декабря 2001 года непосредственную охрану и защиту объектов хранения вооружения и боеприпасов осуществляют часовые из состава караула. Полагал, что должностные обязанности истца Киселевой, как начальника караула, не могут расцениваться как непосредственная постоянная занятость истца приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. С учетом изложенных обстоятельств истец права на указанную компенсационную выплату не имеет, поскольку оспариваемая выплата устанавливается только гражданскому персоналу подразделения военизированной охраны, непосредственно занятому охраной вооружения и боеприпасов в составе караула по охране объектов. В данном случае, истец непосредственно не охраняет вооружение и боеприпасы, которые хранятся в в/ч №, а занимается организацией и обеспечением деятельности караула в целом, при этом непосредственно на пост истец не заступает. Считал ссылки истца на ст.ст.72,74 Трудового кодекса РФ необоснованными, поскольку прекращение незаконной выплаты не является существенным изменением условий труда. Просил в удовлетворении исковых требований отказать (т. 1 л.д.165-167).
Ответчик ФКУ «УФО МО РФ по КК и ЧАО» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, для участия в судебном заседании своего представителя не направил, об отложении рассмотрения дела не просил. Согласно представленному суду ранее письменному отзыву на иск ответчика ФКУ «УФО МО РФ по КК и ЧАО» представитель Акимова Т.Ю. просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что истец работает в в/ч № в должности командира отделения команды ВОХР с 20 февраля 2012 года. Ссылаясь на п.17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года №255 полагала, что для получения компенсационной выплаты в размере 50% должностного оклада требуется одновременное соблюдение нескольких условий: работник должен относиться к гражданскому персоналу ВОХР, непосредственно заниматься приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, а также осуществлять эту деятельность на складе Министерства обороны РФ по хранению вооружения и боеприпасов. Ссылаясь на п.п.15, 31, 98, 99 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны РФ, утвержденной приказом министра обороны РФ 30 декабря 2001 года №541 полагала, что основания для выплаты истцу компенсационной надбавки за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов отсутствуют, поскольку Киселева, занимая должность командира отделения команды ВОХР не осуществляет функции по непосредственной охране объектов из состава караула, данные функции осуществляет часовой, способом патрулирования между внешним и внутренним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны либо неподвижными часовыми, продолжительность пребывания которых на посту указывается в постовой ведомости. При этом согласно разъяснений заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 10 апреля 2017 года №182/5/2247, работники, занятые организацией и обеспечением деятельности подразделения военизированной охраны ведомственной охраны Министерства обороны РФ, а также другими функциями, не связанными с охраной вооружения и боеприпасов, не имеют права на указанную выплату. Доводы истца о нарушении работодателем положений ст. 72 Трудового кодекса РФ полагала несостоятельными, поскольку трудовым договором данная надбавка истцу не установлена, а прекращение ее выплаты ввиду отсутствия законных оснований, поскольку истица не выполняла и не выполняет функции по непосредственной охране и защите объектов, не является нарушением условий трудового договора. Кроме того, указала, что приказом заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № дсп в/ч № и № зачислены на финансовое обеспечение в Управление без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства. На Управление возложено финансовое обеспечение, в том числе в/ч № и № в части выплаты заработной платы гражданскому персоналу. Данные войсковые части юридическими лицами не являются, гражданской процессуальной правоспособностью не обладают, в качестве юридических лиц не зарегистрированы. Ближайшим юридическим лицом к войсковым частям является ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», которое ответчик просит привлечь к участию в деле (т. 1 л.д. 39-42).
Третье лицо Министерство обороны РФ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, для участия в судебном заседании своего представителя не направил, об отложении рассмотрения дела не просил. Представитель Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. Согласно поступившим ранее письменным возражениям, ссылаясь на положения ст.ст. 129, 135, ч.2 ст. 349 Трудового кодекса РФ, п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года №255, Инструкцию по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ №541 от 30 декабря 2001 года полагала, что компенсационная выплата в размере 50% должностного оклада (тарифной ставке) командиру отделения команды ВОХР не может производиться, поскольку непосредственную охрану вверенных караулу военизированной охраны МО РФ объектов осуществляет часовой, а не начальник команды военизированной охраны или его заместитель, при этом компенсационная выплата производится только за время непосредственного исполнения обязанностей часового на посту, а не за все время нахождения стрелка ВОХР в карауле. Истец к лицам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, находящихся на созданных для их хранения базах, арсеналах, складах, не относится, следовательно, не имеет права на получение спорной выплаты. При этом начальника команды ВОХР, его заместителей, начальника караула нельзя отнести к лицам непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, находящихся на созданных для их хранения базах, арсеналах, складах, так как оружие и боеприпасы, за которые они лично отвечают, предназначены для выполнения задач ВОХР, а не для хранения на арсеналах, базах, складах МО РФ (т. 1 л.д. 156-159).
Третье лицо ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, письменного мнения по иску не представило.
Третье лицо Департамент социальных гарантий Министерства обороны, извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Согласно поступившему мнению Директор Департамента Яркоева Ю. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителей Департамента. Ссылаясь на положения п.17 Приложения к Приказу Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года №255, приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2001 года №541, исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению указав, что право на компенсационную выплату в размере 50 % должностного оклада имеют вооруженные работники подразделений военизированной охраны в составе караулов и выполняющие обязанности на постах (часовые), что должно быть подтверждено соответствующими учетными документами: постовыми ведомостями, приказами и т.д. (т. 2 л.д.118).
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.ст. 21, 22 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан, в том числе, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
По смыслу ст. 129 ТК РФ заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как следует из требований ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со статьей 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» работодателями в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации являются командиры воинских частей, в чьем непосредственном подчинении состоит данная войсковая часть.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что войсковая часть № является филиалом <данные изъяты> - войсковой части №. При этом войсковые части № и № не являются юридическими лицами, а являются структурными подразделениями 703 центра (материально-технического обеспечения, Тихоокеанского флота.
Из Положения о филиале (<данные изъяты>) арсенала (<данные изъяты>) <данные изъяты> - войсковой части № следует, что указанный филиал предназначен для <данные изъяты> Согласно подпункту 2 пункта 7 Положения о филиале одной из основных задач филиала является осуществление мероприятий по приему, хранению, выдаче (поставке, отпуску) и ремонту вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств в силы (войска) флота (т.2 л.д. 45-55).
Финансовым довольствующим органом войсковой части № и войсковой части № является ФКУ «УФО МО РФ по КК и ЧАО», куда войсковые части № и № зачислены на финансовое обеспечение и который на основании договоров на обслуживание № и №, заключенных между ФКУ «УФО МО РФ по КК и ЧАО» и войсковыми частями № и № соответственно, осуществляет финансово-экономическое обслуживание войсковой части в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (п.п. 1.1.,1.2.), при этом войсковая часть обязана своевременно представлять ФКУ «УФО МО РФ по КК и ЧАО» документы, необходимые для начисления заработной платы и иных выплат личному составу воинской части и несет ответственность за достоверность, полноту сведений и надлежащее оформление, представляемых документов (пункт 2.1).
В судебном заседании установлено, что истец Киселёва Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ работает в войсковой части №, была принята в порядке перевода в ВОХР стрелком, в должности командира отделения команды ВОХР состоит с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки истца, справкой в/ч № № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 12-13,14, 15-21, 22, 180-181, 197).
В силу указанных норм трудового законодательства, приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 3910, положений договора на обслуживание, ответчик ФКУ «УФО МО РФ по КК и ЧАО» не является по отношению к истцу работодателем, в свою очередь командир в/ч № выполняет в трудовых отношениях, сложившихся на основании трудового договора, по отношению к истцу функции работодателя и обязан нести ответственность за нарушение прав, связанных с получением работником заработной платы и иных предусмотренных трудовым договором и правовыми актами выплат.
Разделом 4 трудового договора №, заключенного с истцом, с учетом дополнительного соглашения к нему № от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен должностной оклад в размере 6 000 рублей, компенсационная выплата за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, доплата за выслугу лет в размере 40 %. Положениями п. 4.1.3 трудового договора установлено, что стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат) устанавливаются в соответствии с Приказом Министра Обороны от 10 ноября 2008 года № 555 и коллективным договором.
Судом в ходе рассмотрения дела также установлено, что истцу Киселёвой Т.В. до 01 мая 2018 года, в том числе за период с января по апрель 2018 года включительно, на основании приказа командира в/ч № № от ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась компенсационная выплата в размере 50 % должностного оклада за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, что подтверждается справкой-расчетом, карточкой–справкой за 2017 год и карточкой-справкой за 2018 года, а также расчетными листками заработной платы истца, и не оспаривалось ответчиками в ходе рассмотрения дела по существу.
Оспариваемым приказом командира в/ч № № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 182-196) в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, согласно которым вышеуказанная выплата установлена только для стрелков ВОХР, указание на установление данной выплаты командирам отделения ВОХР, в том числе Киселёвой Т.В. исключено, и с мая 2018 года указанная компенсационная выплата истцу не выплачивается, что подтверждено расчетными листами и не оспаривалось сторонами.
Заявляя требование о признании данного приказа незаконным истец мотивирует данное тем, что в ее должностные обязанности как командира отделения ВОХР – осуществляющего функции начальника караула входит непосредственная охрана боеприпасов и вооружения, в связи с чем, компенсационная выплата в размере 50 % должностного оклада за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов ей положена.
Рассматривая данные доводы истца, суд приходит к следующему.
В судебном заседании на основании пояснений истца, а также представленных суду копии должностной инструкции (т. 1 л.д. 244-245), копии листа боевого расчета (т. 2 л.д. 10), выписок из приказов командира в/ч № о назначении суточных нарядов (т. 1 л.д. 246-250, т.2 л.д.1-9), копий постовых и раздаточных ведомостей (т.2 л.д. 11-38) установлено, что в период с мая 2018 года по сентябрь 2018 года истец регулярно заступает в качестве начальника караула в суточные наряды, задачами которого является обеспечение сохранности оружия и боеприпасов, обеспечение сохранности жизни и здоровья военнослужащих, обеспечение пропускного режима, соблюдение регламента служебного времени и распорядка дня, своевременное оповещение подразделений и управления части об объявлении тревог, соблюдение внутреннего распорядка части, соблюдение военнослужащими части формы одежды, установленной в гарнизоне.
Непосредственно командир отделения ВОХР отвечает за обучение и воспитание подчиненного личного состава; трудовую дисциплину и соблюдение подчиненным личным составом установленной формы одежды, правил несения караульной службы, пропускного режима и режима секретности; точное выполнение подчиненным личным составом возложенных на него обязанностей (т. 1 л.д. 244).
Приказом Министра обороны РФ №255 от 23 апреля 2014 года «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583», утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Положение), и одновременно признан утратившим силу приказ Министра обороны РФ №555 от 10 ноября 2008 года «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583».
Вышеуказанным Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Пунктом 14 названного Положения установлено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 выплаты компенсационного характера устанавливаются гражданскому персоналу воинских частей и организаций, в том числе за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
В соответствии с пунктом 15 указанного Положения основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителя воинской части и организации.
Согласно п. 17 Положения к выплатам гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, относится компенсационная выплата к должностному окладу гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, которая устанавливается по должностям: гражданский персонал военизированной охраны, заведующий хранилищем, заведующий складом, кладовщик.
В примечании к п. 17 Положения определен перечень организаций и воинских частей, должностным лицам которых положена оспариваемая выплата.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Предусмотренная п. 17 Положения компенсационная выплата назначается по должности (профессии) гражданского персонала военизированной охраны в размере 50% к должностному окладу (тарифной ставке).
Таким образом, из содержания п.17 Положения следует, что для начисления оспариваемой выплаты компенсационного характера требуется несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположение и предназначенность самого объекта.
При этом право на указанную компенсационную выплату у гражданского персонала военизированной охраны Министерства обороны Российской Федерации возникает при непосредственной занятости приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, находящихся в арсеналах, центрах, базах и складах Министерства Обороны по хранению вооружения и боеприпасов.
Приказом Министра обороны РФ № 541 от 30 декабря 2001 года «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» утверждена Инструкция по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации (далее Инструкция), согласно которой подразделения военизированной охраны ведомственной охраны (далее именуются военизированные подразделения) создаются для охраны и защиты особо важных и режимных военных объектов: арсеналов, баз, складов со стрелковым оружием и боеприпасами центрального, окружного, армейского, корпусного подчинения, ракетно-артиллерийского, минно-торпедного вооружения, авиационного, бронетанкового вооружения и техники, специальной техники связи, ядовитых сильнодействующих веществ, вызывающих поражение людей, взрывчатых веществ, ракетного топлива, горючего и смазочных материалов, ремонтных предприятий, научно-исследовательских и испытательных организаций (п. 3 Инструкции).
Финансирование деятельности подразделений ведомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации. Порядок финансирования определяется Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации. Условия оплаты труда работникам ведомственной охраны определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими условия оплаты труда для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (п.9 Инструкции).
Пунктом 18 Инструкции установлено, что охраной и защитой объекта является комплекс организационных и технических мер по обеспечению контроля над объектом, сохранности на нем материальных средств, ограждения их от противоправных посягательств и враждебных действий. Охрана объектов осуществляется путем организации деятельности подразделения ведомственной охраны на постах в сочетании с применением технических средств охраны, средств связи, сигнальных средств и служебных собак в целях своевременного обнаружения противоправных действий против объекта и его защиты.
Пунктом 19 Инструкции предусмотрено, что для охраны и защиты объектов из работников военизированных подразделений назначаются караулы ведомственной охраны. Караулом ведомственной охраны называется вооруженное подразделение работников ведомственной охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима. Постом (сторожевым постом) называется объект или участок объекта, порученный для охраны и защиты работнику ведомственной охраны, а также место или участок местности, на котором он выполняет свои должностные обязанности. Караульным называется работник ведомственной охраны, находящийся в составе караула для выполнения задач по охране и защите объектов. Вооруженные работники ведомственной охраны в составе караула и выполняющие должностные обязанности на постах называются часовыми караула ведомственной охраны (далее именуются часовые). Вооруженные и невооруженные работники ведомственной охраны, не входящие в состав караула и выполняющие должностные обязанности на постах, называются сторожами.
Согласно п. 23 Инструкции в состав караула назначаются: начальник караула, помощник начальника караула, помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны или смена операторов (два-три работника, один из которых может быть назначен помощником начальника караула по техническим средствам охраны), помощник начальника караула по применению караульных собак, караульные, водители транспортных средств.
В соответствии с п. 27 Инструкции, оружие и боеприпасы на новый состав караула получает заступающий начальник караула под личную подпись в книге выдачи оружия и боеприпасов и выдает личному составу караула по раздаточной ведомости с указанием даты, времени, наименования образца, серии и номера оружия, наименования и количества боеприпасов под личную подпись караульного, получившего оружие и боеприпасы. Караульные перед убытием на посты (по прибытии с постов) берут оружие из пирамид (возвращают в пирамиды), а боеприпасы для карабинов получают у начальника караула или его помощника по их команде и под их контролем.
В соответствии с пунктом 31 вышеуказанной Инструкции для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внешним и внутренним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Отдельные объекты могут охраняться неподвижными часовыми, которые в установленное время по средствам связи докладывают начальнику караула об остановке на посту.
Из анализа вышеуказанных положений Инструкции следует, что под работниками, занимающими должности ВОХР непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов, понимаются лица, выполняющие должностные обязанности на постах в карауле, то есть непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны Минобороны России, осуществляет часовой (караульный), а не иные лица ВОХР, в том числе заступающие в караул.
В судебном заседании на основании пояснений истца Киселёвой Т.В. в совокупности с исследованными письменными доказательствами установлено, что истец занимает должность командира отделения команды ВОХР войсковой части № и заступает в состав караула начальником караула, исполнение должностных обязанностей которого непосредственно с заступлением на пост не связанно, напротив, в целях исполнения возложенных на начальника караула должностных обязанностей, она большую часть смены обязана находиться в караульном помещении, отлучатся из которого истцу в силу п. 103 Инструкции разрешается только для смены часовых, проверки несения ими службы или по их вызову, а также в случае происшествия или стихийного бедствия в районе военного объекта.
Анализируя должностные обязанности истца, как командира отделения команды ВОХР - начальника караула, в совокупности с п.п. 99-103 Инструкции, суд приходит к выводу, что в целом должностные обязанности истца заключаются в организации деятельности караула, в обеспечении и контроле исполнения подчиненным личным составом своих должностных обязанностей, при этом начальник караула отвечает за охрану и защиту порученных караулу объектов, боевую готовность работников вневедомственной охраны, исправность технических средств охраны, ограждения, средств связи и пожаротушения на постах и в караульном помещении, транспортных средств, а также за находящиеся в караульном помещении оружие, боеприпасы и другое имущество согласно описи.
Между тем начальник караула непосредственной охраной вооружения и боеприпасов, находящихся в арсеналах, центрах, базах и складах Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов, в том объеме, в котором это указанно в п. 31 Инструкции, не занимается, в его должностные обязанности данное не входит, также не входит в должностные обязанности начальника караула непосредственный прием, хранение, выдача вооружения и боеприпасов.
Те действия, непосредственно связанные с оружием и боеприпасами, которые выполняются в силу должностных обязанностей начальником караула, в том числе прием и выдача стрелкового оружия и боеприпасов к нему для нужд караула, осуществляются в ином помещении (комнате для хранения стрелкового оружия караульного помещения), которое к вышеуказанным арсеналам, центрам, базам и складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов не относится.
Доказательств того что, с мая 2018 года по настоящее время истец исполняла обязанности караульного (часового) на посту по непосредственной охране объектов, вверенных караулу военизированной охраны Министерства обороны РФ, каковыми в рассматриваемой ситуации являются склады, цеха, хранилища филиала <данные изъяты>, суду вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, оспариваемый истцом приказ командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит нормам трудового законодательства, так как Киселёва Т.В., занимающая должность командира отделения команды ВОХР, заступающая в суточный наряд начальником караула, не обладает правом на получение спорной компенсационной выплаты, поскольку не относится к лицам, непосредственно занятым охраной, приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов.
Доводы истца о том, что работодателем был нарушен порядок лишения её оспариваемой компенсационной выплаты, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Так, в силу положений ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из представленных суду доказательств следует, что непосредственно условиями трудового договора истцу спорная компенсационная выплата на постоянной основе не установлена.
Действующим законодательством установление компенсационных и стимулирующих выплат истцу постановлено в зависимость от наличия оснований и условий для таких выплат, установленных приказом МО РФ и коллективным договором.
В отношении спорной надбавки в п. ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора указанно, что компенсационная выплата к должностному окладу в соответствии с п. 17 гл. 3 Приложения № Приказа Министра обороны № от ДД.ММ.ГГГГ устанавливается гражданскому персоналу непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
Следовательно, прекращение с 01 мая 2018 года истцу компенсационной выплаты в виду внесения изменений в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ не является изменением определенных сторонами условия трудового договора, в связи с чем, ссылки истца на нарушение работодателем порядка, установленного нормой ст.74 ТК РФ, в данном конкретном случае, являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав истца со стороны командира войсковой части № при издании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого истцу прекращена с 01 мая 2018 года компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50 %, предусмотренная п.17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255, не допущено.
Установив, что истец, занимающая должность командира отделения команды ВОХР войсковой части № не обладает правом на получение спорной компенсационной выплаты за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боезапасов, суд не находит оснований для удовлетворении исковых требований Киселёвой Т.В. о признании приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении на командира в/ч № обязанности отменить указанный приказ, а также о возложении обязанности выплачивать выплату компенсационного характера в размере 50 % к должностному окладу с момента прекращения такой выплаты, заявленных истцом к ответчику ФКУ «УФО МО РФ по КК и ЧАО», как финансово-довольствующему органу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
решил:
В удовлетворении исковых требований Киселёвой Татьяны Владимировны к командиру войсковой части №, федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о признании приказа об отмене выплаты компенсационного характера незаконным, возложении обязанности отменить приказ, возложении обязанности выплачивать выплату компенсационного характера с момента прекращения выплаты, – отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2018 года.
Судья В.М. Воронова