Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 31 октября 2022 года
судья Карпова О.А. |
№ 33-3190/2022 УИД 51RS0006-01-2022-001448-78 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
26 октября 2022 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Булыгиной Е.В., |
судей |
Свиридовой Ж.А., |
Засыпкиной В.А. |
|
при секретаре |
Урманчеевой А.А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № * по исковому заявлению прокурора города Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республика Карелия о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны,
по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республика Карелия на решение Мончегорского городского суда Мурманской области от _ _ .
Заслушав доклад судьи Засыпкиной В.А., выслушав возражения относительно доводов жалобы помощника прокурора Самохваловой Н.Н., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
установила:
прокурор г. Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (далее - МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия) с вышеназванным иском, указав в его обоснование, что в ходе проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории города Мончегорска, выявлены нарушения требований законов в сфере оформления прав на федеральное имущество, а именно защитные сооружения гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО), которое до момента определения соответствующего собственника в силу закона находятся в федеральной собственности.
По информации МКУ «Управление ГОиЧС города Мончегорска», по адресу: ..., расположен объект гражданской обороны - противорадиационное укрытие, реестровый номер № *, который балансодержателя не имеет, право собственности на него не зарегистрировано, объект бесхозяйный.
По сведениям ГУ-МЧС России по Мурманской области от _ _ № *, вышеназванное противорадиационное укрытие состоит в реестре ЗС ГО.
Поскольку собственник ЗС ГО не определен, оно является федеральной собственностью в силу закона.
Указывая, что отсутствие собственника может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан
Просил суд возложить на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение - противорадиационное укрытие, реестровый номер № *, расположенное по адресу: ..., в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Судом принято решение, которым исковые требования прокурора города Мончегорска удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель МТУ Росимущества Тихонова И.В. просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам МТУ Росимущества об отсутствии оснований для внесения спорного имущества в реестр федерального имущества, поскольку правоустанавливающие документы на объект гражданской обороны не оформлены, судебного акта о признании права собственности Российской Федерации на данное имущество не имеется, в связи с чем, отсутствуют соответствующие документы (данные) для внесения спорного объекта в реестра федерального имущества, предусмотренные пунктом 39 Порядка учета федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета и контроля за использованием федерального имущества».
Выражает несогласие с выводом суда о том, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице МТУ Росимущества. Ссылаясь на положения статей 7,8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», указывает, что полномочия по созданию, сохранению и учету существующих объектов гражданской обороны, предназначенных для укрытия населения, отнесены в том числе к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Приводит довод о том, что судом первой инстанции не исследован вопрос обоснованности постановки на учет спорного объекта как объекта гражданской обороны, поскольку потребность в защищенном объекте гражданской обороны на данной территории для защиты категории населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 отсутствует.
Отмечает, что судом также не дана надлежащая оценка техническому состоянию спорного объекта, позволяющему использовать его по назначению, в то время как актом комиссионного обследования от 20.09.2018 установлено, что защитные свойства спорного объекта частично утрачены.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора г. Мончегорска Калинин К.А. и представитель третьего лица Главного управления МЧС по Мурманской области Бобровская А.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, представители третьих лиц Главного управления МЧС России по Мурманской области, ТСН «ТСЖ Наследие», извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из содержания статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В силу положений пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища и противорадиационные укрытия.
Из пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ).
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться только законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление от 27 декабря 1991 года № 3020-1).
В соответствии с пунктом 2 раздела 3 приложения № 1 к постановлению от 27 декабря 1991 года № 3020-1 объекты оборонного производства, в том числе защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 3 постановления от 27 декабря 1991 года № 3020-1 определено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в приложениях 1 - 3 к указанному постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого постановления они стали относиться к федеральной собственности.
При этом в силу пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны не допускается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории г. Мончегорска в многоквартирном доме по адресу: ..., расположено защитное сооружение - противорадиационное укрытие.
В соответствии с паспортом убежища (ПРУ) от 14.05.2010, вместимость убежище - 49 человек, общая площадь * кв.м, общий объем: *,количество выходов - *, расположение защитного сооружения - встроенное убежище, класс защиты убежища: III, техническая характеристика системы вентиляции: ФВЛ-49, степень герметичности - мм.в.ст., система отопления: горячее водоснабжение от ТЭЦ ЦЭО ОАО «Кольская ГМК», система электроснабжения: энергосеть АО «МЭС», система водоснабжения - централизованная, тип канализации – самотечная.
В соответствии с актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения от 20 сентября 2018 года, утвержденном и.о. главы администрации города Мончегорска защитное сооружение по адресу: ..., инв. № * принято в эксплуатацию в 1957 году и значится бесхозным, в пользование не передавалось, находится в состоянии, требующем ремонта, к приему укрываемых не готово.
По информации, предоставленной ГУ-МЧС России по Мурманской области от _ _ , ЗС ГО с инв. № * зарегистрировано в журнале учета ЗС ГО, расположенных на территории Мурманской области.
По сообщению МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия от 20.07.2022, сведения о защитных сооружениях гражданской обороны в реестре федерального имущества не учитываются и не учитывались, документами, подтверждающими отнесение спорного объекта к ЗС ГО, МТУ Росимущество не располагает.
Комитет имущественных отношений администрации г. Мончегорска в ответе на запрос прокуратуры от 19.07.2022 сообщил, что защитные сооружения гражданской обороны - противорадиационные укрытия в реестре муниципального имущества города Мончегорска не состоят.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», с учетом требований Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, Положением об учете и о контроле за использованием федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пришел к выводу о том, что спорное убежище, являющееся объектом гражданской обороны, относится к федеральной собственности в силу закона, в связи с чем, должно быть включено в реестр федерального имущества.
При этом суд правомерно исходил из того, что ответчик, являясь уполномоченным органом, не принял мер по включению объекта в реестр федерального имущества, что негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан, в связи с чем, прокурор обоснованно заявил требования в целях защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года № 468 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, согласно пункту 4 которого территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 утверждено Положение об учете и о контроле за использованием федерального имущества (далее по тексту - Положение об учете и о контроле за использованием федерального имущества), в соответствии с пунктом 2 которого учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
В силу пункта 3 Положения об учете и о контроле за использованием федерального имущества объектом учета федерального имущества (далее - объект учета) является расположенное, в том числе, на территории Российской Федерации федеральное имущество - недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также жилые и нежилые помещения, машино-места и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 указанного Положения учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы), если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах.
Ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации (пункт 16 Положения).
Таким образом, отсутствие у МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия данных для внесения спорного имущества в реестр федерального имущества не освобождает от возложенной законом обязанности по включению объекта в реестр федерального имущества ответчика, который не лишен возможности самостоятельного получения необходимых данных для реализации возложенных на него полномочий.
Ввиду изложенного не могут повлечь отмену решения суда, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по внесению спорного объекта в реестр федерального имущества в связи с отсутствием у него для этого необходимых документов (данных).
Приведенные в жалобе доводы об отсутствии сведений о собственнике или владельце спорного объекта и о порядке признания имущества бесхозяйным являются несостоятельными, поскольку в силу пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, являются федеральной собственностью, вплоть до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном законом порядке, и, тем самым, не могут быть отнесены к бесхозяйной вещи.
Отклоняются как несостоятельные и доводы жалобы о том, что учет и охрана объектов гражданской обороны относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление от 27 декабря 1991 года № 3020-1).
В соответствии с пунктом 2 раздела 3 приложения № 1 к постановлению от 27 декабря 1991 года № 3020-1 объекты оборонного производства, в том числе защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 3 постановления от 27 декабря 1991 года № 3020-1 определено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в приложениях 1 - 3 к указанному постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого постановления относятся к федеральной собственности.
Довод подателя жалобы об отсутствии потребности в защитном сооружении гражданской обороны на данной территории, судебной коллегией отклоняется, поскольку материалами дела достоверно подтвержден статус спорного объекта как защитного сооружения гражданской обороны.
При этом, ненадлежащее техническое состояние спорного объекта не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку доказательств, подтверждающих исключение спорного объекта из состава защитных сооружений гражданской обороны в установленном Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № 583 порядке, материалы дела не содержат и стороной ответчика таких доказательств не представлено.
Более того, согласно пункту 2.9 указанных Правил для снятия защитного сооружения гражданской обороны с учета необходимо наличие документов, подтверждающих собственность на объект, в том числе, в случае отнесения объекта к федеральной собственности выписки из реестра федерального имущества.
Доводов о несогласии с установленным судом сроком исполнения возложенной обязанности - три месяца с момента вступления решения суда в законную силу - апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение в указанной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
В целом, изложенные в апелляционной жалобе доводы связаны с иным толкованием положений законодательства, примененных судом при разрешении спора, а также иной оценкой установленных по делу обстоятельств, что не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от _ _ оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи