Решение по делу № 33а-15594/2021 от 24.11.2021

Судья: Столярова Т.С. УИД 52RS0008-01-2021-001837-25

(дело №2а-1602/2020) Дело № 33а-15594/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                 22 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.

судей: Гущевой Н.В. и Есыревой Е.В.

при секретаре судебного заседания – Мельниковой К.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Самарцевой В.В.

с участием административного ответчика: Громова ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством ВКС с ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области

в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Громова ФИО9

на решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 июля 2021 года по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области к Громову ФИО10 о взыскании недоимки по налогам и пени,

установила:

административный истец Межрайонная ИФНС России №6 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать Громова ФИО11 задолженность по налогам и пеням. В обоснование требований указано на то что, задолженность по налогам составляет 2694,10 руб., в т.ч. по транспортному налогу за 2017г в размере 2250 руб., по пени по транспортному налогу в размере 444,10 руб. Указанные суммы административный истец просил взыскать с административного ответчика.

Решением Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 июля 2021 года административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Нижегородской области к Громову ФИО12 о взыскании задолженности по налогам и пеням, удовлетворены частично.

Взыскано с Громова ФИО13 в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Нижегородской области задолженность по транспортному налогу за 2017г в размере 2250 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 04.12.2018 года по 09.07.2019 год в размере 126 рублей 03 копеек.

В удовлетворении остальной части иска о взыскании пеней по транспортному налогу за 2016 год за период с 26.02.2018 год по 09.07.2019 год в размере 318,07 рублей отказано.

Взыскано с Громова ФИО14 госпошлина в госдоход в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе Громов ФИО15 просит решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 июля 2021 года отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, пояснил, что еще в 2001 году транспортное средство АУДИ-100 СС, государственный регистрационный знак [номер] было угнано, в следствии чего матерью было подано заявление в Канавинское РОВД г.Н.Новгорода.

Громов ФИО16., участвующий в судебном заседании судебной коллегии посредством видеоконференцсвязи, просил отменить решение суда первой инстанции.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Громова ФИО17., судебная коллегия приходит к следующему.

С доводами апелляционной жалобы Громов ФИО18. судебная коллегия согласиться не может по следующим мотивам и основаниям.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N229-ФЗ) предусмотрено, что срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно ч.2 ст. 52 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Частью 2.1 ст. 52 НК РФ, предусмотрено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (ч.2.1)

Частью 3 той же нормы права определено, что в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с ч.4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 6 Закона Нижегородской области от 28 ноября 2002 года № 71-З «О транспортном налоге» на территории Нижегородской области ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства.

На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10-ти дней со дня соответствующей регистрации, также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

При этом налоговые органы являются только пользователями поступившей из органов ГИБДД информации о зарегистрированных объектах налогообложения и их правообладателях, и не могут самостоятельно вносить изменения в регистрационные данные, то есть налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период.

Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и плата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства, прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД.

Из материалов настоящего дела следует и судом первой инстанции установлено, что Громов ФИО19. по данным регистрирующего органа, поступившим в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России № 18 по Нижегородской области, является собственником автомобиля AUDI-100 СС, государственный регистрационный знак [номер].

20.09.2018 года в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № 57403779 от 23.08.2018 года на уплату транспортного налога за 2017 г за автомобиль AUDI-100 СС, государственный регистрационный знак [номер] в размере 2250 рублей до 03.12.2018 г.

26.02.2019 г. в адрес ответчика направлено требование № 5314 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.02.2019 г. по транспортному налогу за 2017г в размере 2550 руб.

В связи с неуплатой транспортного налога в срок начислены пени в размере 444,10 рублей.

Налоговым органом принято решение о взыскании налога через суд.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Приокского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области от 07.10.2020 г. судебный приказ № 2а-922/2020 от 28.05.2020г о взыскании с Громова ФИО20 задолженности в сумме 3040,19 руб. отменен.

При принятии заявления о вынесении судебного приказа мировой судья не установил пропуска срока обращения налогового органа в суд и удовлетворил заявление, вынес судебный приказ.

С этого времени исчисляется шестимесячный срок обращения налогового органа в суд о взыскании недоимки по налогам.

05 апреля 2021 года административное исковое заявление налогового органа поступило в Приокский районный суд г.Н.Новгород.

В соответствии со ст. 357 НК РФ Громов ФИО21 является плательщиком транспортного налога, т.к. за налоговый период на его имя зарегистрировано транспортное средство, указанное в налоговом уведомлении от 23.08.2018 г. №57403779: AUDI-100 СС, государственный регистрационный знак [номер], дата регистрации права - 11.03.1998г.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции учел, что задолженность подтверждается расчетом, который, признан судом первой инстанции арифметически правильным, указный расчет административным ответчиком не опровергнут, доказательств оплаты указанной задолженности или ее части суду не представлено.

Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно учел что, оснований для возложения обязанности по уплате пеней по транспортному налогу за 2016 год за период с 26.02.2018 год по 09.07.2019 год в размере 318,07 рублей, не имеется, поскольку административным истцом не представлено доказательств о принятых мерах в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации по взысканию недоимки по транспортному налогу за 2016 год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П).

Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога на имущество физических лиц, а также пени, в связи с чем налоговым органом подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не установила, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налога и пени, имущество, являющееся объектом налогообложения, в спорный период принадлежало Громову ФИО22., судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования инспекции и взыскал с налогоплательщика задолженность по налоговым платежам.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по своей сути направлены на переоценку выводов суда, все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло отражение в судебном постановлении, и с которой суд апелляционной инстанции согласен.

Кроме того, доводы апелляционной жалобы Громова ФИО23. в полной мере опровергаются материалами настоящего дела.

Судебной коллегией проверялись доводы апелляционной жалобы относительно угона автомобиля и объявления его в розыск.

Так судом апелляционный инстанции получены ответы на запросы из ГУ МВД России по Нижегородской области, согласно данных Федеральной информационной системы ГИБДД МВД России, по состоянию на 08.12.2021 года транспортное средство марки AUDI 100, VIN: [номер] было зарегистрировано за Громовым ФИО24 [дата] года рождения. С 12.05.2021 года снято с регистрационного учета по заявлению владельца ТС. Согласно данных Федеральной информационной системы ГИБДД МВД России, по состоянию на 08.12.2021 года сведения о розыске указанного транспортного средства отсутствуют.

Установленные обстоятельства подтверждают правильность выводов суда первой инстанции.

Нормы материального права применены судом верно, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Принимая во внимание вышеизложенные мотивы, а также учитывая, что судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.310 КАС РФ в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

определила:

решение Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 июля 2021 года по настоящему делу, оставить без изменения, апелляционную жалобу Громова ФИО25 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе обжаловать судебные акты по настоящему делу в течение шести месяцев начиная со дня принятия апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

33а-15594/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Нижегородской области
Ответчики
Громов Сергей Александрович
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Самарцева Валентина Витальевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
26.11.2021Передача дела судье
22.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2022Передано в экспедицию
22.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее