Дело № Председательствующий – ФИО6
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО16,
судей ФИО15 ФИО18
при секретаре ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Ингушетия в интересах Российской Федерации к ФИО4 Республики Ингушетия о признании незаконным постановления об отказе в досрочном прекращении полномочий ФИО3 и досрочном прекращении полномочий ФИО3 Республики Ингушетия
по апелляционной жалобе заинтересованного лица ФИО2 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО15, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Республики Ингушетия в административном иске указал, что прокуратурой республики проведена проверка исполнения ФИО3 Республики Ингушетия ФИО9 обязанности по представлению в установленный срок сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также указанных сведений на свою супругу и несовершеннолетних детей. Данной проверкой установлено, что ФИО2 не представил в комиссию ФИО4 Республики Ингушетия по контролю за достоверностью вышеназванных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего несовершеннолетнего сына ФИО12 за 2018 год. В справке на сына за 2017 год не привел сведения о наличии у него в собственности автомобиля марки «Мерседес-Бенц» 2006 года выпуска. Также представил неполные сведения в справке за 2017 год, а именно: не указал о своем доходе 110 000 руб. от продажи принадлежавших ему автомобилей «Шевроле Нива» 2011 года выпуска и «ВАЗ-21065» 1997 года выпуска.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором республики от ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес ФИО1 Республики Ингушетия с требованием рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий ФИО3 ФИО2 Народным ФИО5 Республики Ингушетия на заседании от ДД.ММ.ГГГГ принято решение, согласно которому ФИО3 единогласно проголосовали против прекращения полномочий ФИО3 ФИО2
Полагая действия административного ответчика неправомерными, прокурор с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным с момента принятия постановление ФИО4 Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии решения о досрочном прекращении полномочий ФИО3 шестого созыва ФИО2 и считать полномочия данного ФИО3 досрочно прекращенными.
В заседании суда первой инстанции представитель административного истца ФИО10 поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика ФИО11 и представитель заинтересованного лица ФИО12 просили отказать в удовлетворении административного иска по доводам письменных возражений.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявления удовлетворено в полном объеме.
На решение суда заинтересованным лицом ФИО9 подана апелляционная жалоба с просьбой о его отмене, полагая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Заинтересованное лицо ФИО2, извещенный надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица ФИО12 и представителя административного ответчика ФИО11, просивших удовлетворить апелляционную жалобу, представителя административного истца ФИО10, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в отношении ФИО3 Республики Ингушетия шестого созыва ФИО2 прокуратурой Республики Ингушетия проведена проверка на предмет исполнения им обязанности, установленной ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции», ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 9 закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «О статусе ФИО3 Республики Ингушетия» по представлению в установленный срок сведений о своих, своей супруги и несовершеннолетних детей доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ФИО2 в комиссию ФИО4 Республики Ингушетия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых ФИО3, представил справки о доходах за 2018 год на себя, свою супругу ФИО13 и несовершеннолетнюю дочь ФИО14, при этом на своего несовершеннолетнего сына ФИО12 не представил. В справках за 2017 г. не указал о своем доходе в общей сумме 110 000 руб. от продажи принадлежащих ему автомобилей марки «Шевроле-Нива» 2011 года выпуска и автомобиля марки «ВАЗ-21065» 1997 года выпуска (сняты с учета в МРЭО ГИБДД ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), а также о наличии у его сына ФИО12 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ автомобиля марки «Мерседес-Бенц» 2006 года выпуска.
Прокурор Республики Ингушетия, основываясь на результатах проверки, установившем факт неисполнения ФИО9 возложенной федеральным законом обязанности, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 Республики Ингушетия внес представление о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий ФИО3 шестого созыва ФИО2
В рамках исполнения данного представления комиссия ФИО4 Республики Ингушетия, установив на заседании от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), что сведения, которые подал ФИО2, являются недостоверными и неполными, приняла решение о направлении в Мандатную комиссию ФИО4 Республики Ингушетия материалов для принятия дальнейшего решения. Мандатной комиссией на рассмотрение внесен проект постановления о досрочном прекращении полномочий ФИО3 ФИО2, ФИО3 которого на очередном заседании от ДД.ММ.ГГГГ единогласно проголосовали против утверждения данного проекта, о чем свидетельствует выписка из протокола №, направленная в адрес прокуратуры Республики Ингушетия.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ли) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению объективности противодействия коррупции, в силу п.п. 1,5 ст. 7 Федерального закона № З-ФЗ, в частности являются проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
Деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» иными федеральными законами, конституциями (уставами), онами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Ограничения, связанные с депутатской деятельностью приведены в ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ.
Пунктом 3.1 данной статьи установлено, что ФИО3 ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых ФИО3 законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее-комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» определены категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами.
ФИО3 законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно части 2 указанной выше статьи включены в перечень лиц, в отношении которых устанавливается контроль за расходами, а также за входами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок осуществления, кого контроля установлен приведенным выше Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими статус лиц, замещающих указанные должности, нормативными правовыми актами резидента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ФИО3 Республики Ингушетия в силу ст. 9 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О статусе ФИО3 Республики Ингушетия» ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, /ходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги или супруга) и несовершеннолетних детей в комиссию по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного актера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
Непредставление или несвоевременное представление ФИО3 сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих руги (супруга) и несовершеннолетних детей является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий (подп. 10.3 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ).
Аналогичное правовое последствие закреплено в п. 3.1 ч. 3 ст. 12 Федерального на от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти объектов Российской Федерации».
Разрешая требование о признании незаконным постановления ФИО4 Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии решения о досрочном прекращении полномочий ФИО3 ФИО2, суд первой инстанции указал, что Народным ФИО5 Республики Ингушетия принято решение противоречащее положениям ч. 3.1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ, ст. 9 и подп. 10.3 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ, так как сам по себе факт непредставления или несвоевременного представления сведений уже является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, поскольку наступление такого последствия прямо предусмотрено и установлено законодателем.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что досрочное прекращение полномочий ФИО3 вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №).
В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Приходя к выводу о наличии законных оснований для прекращения полномочий ФИО3, суд первой инстанции, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, указал, что на отсутствие у ФИО2 каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших ему в своевременной подаче справки о доходах на своего сына и приведении в справках на 2017 год сведений о дополнительном доходе.
Глава 22 КАС РФ не содержит исключений для обжалования решений и действий представительного органа субъекта Российской Федерации. ФИО4 Республики Ингушетия принимать решения в соответствии с компетенцией, но такие решения не должны противоречить федеральным законам. Проверка в судебном порядке законности действий представительного органа не нарушает общего баланса полномочий законодательных и судебных органов.
Таким образом, является верным заключение суда первой инстанции об ошибочности утверждения об отсутствии у прокурора права на оспаривание в порядке, установленном КАС РФ, действия представительного органа в связи с отказом принятия решения о досрочном прекращении полномочий ФИО3 ФИО2
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным, и обоснованным, доводы апелляционной жалобы, как основанные на неправильном толковании норм материального права, несостоятельными и не влекущими отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению прокурора Республики Ингушетия в интересах Российской Федерации к ФИО4 Республики Ингушетия о признании незаконным постановления об отказе в досрочном прекращении полномочий ФИО3 и досрочном прекращении полномочий ФИО3 Республики Ингушетия оставить без изменения.
Апелляционную жалобу заинтересованного лица ФИО2 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО15