ИЗБЕРБАШСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2019 года по делу № 12-62/2019
Судья Избербашского городского суда Республики Дагестан Магомедова Н.И., рассмотрев 12.12.2019 года в открытом судебном заседании, при секретаре судебного заседания Магомедовой Ш.О. административное дело по жалобе должностного лица (заведующей) МКОУ «Детский сад №14» г.Избербаш на постановление №0144 от 07.11.2019г. государственного инспектора по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы №11 по г.Избербаш и Каякентскому району по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением №0144 от 07.11.2019г. должностное лицо (заведующая) МКОУ «Детский сад №14» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Основанием для привлечения МКОУ «Детский сад №14» к административной ответственности послужили: распоряжение о проведении плановой, выездной проверки юридического лица №133 от 24.09.2019г.; акт проверки №133 от 28.10.2019г.; протокол об административном правонарушении №144 от 28.10.2019г.; постановление о привлечении к административной ответственности №0144 от 07.11.2019г.
В судебном заседании представитель МКОУ «Детский сад №14» заведующая Алигаджиева Н.М. (приказ Управления Образованием г.Избербаш о назначении от 09.01.2017г. №1-к, выписка из ЕГРЮЛ от 21.11.2019, подтверждающая правомочие действовать от юридического лица без доверенности) поддержала изложенные в жалобе доводы, в обоснование которых указала следующее.
С данным постановлением по делу об административном правонарушении я фактически не согласна, так как большая часть указанных нарушений была устранена незамедлительно, т.е. до вынесения постановления 07.11.2019г., на момент вынесения постановления должностному лицу были представлены подтверждающие документы об их устранении, о чем свидетельствует отсутствие указанных нарушений в выданном надзорным органом предписании об устранении нарушений. В частности, были закреплены к полу ковровые дорожки; установлены рассеиватели (колпаки) на светильниках; оборудован запор на двери эвакуационного выхода; вывешены инструкции о действиях персонала в случае пожара рядом с планами эвакуации; ответственный по пожарной безопасности Чуланова М.И. прошла обучение ПТМ. К сожалению, в данный момент мы не располагаем средствами для того, чтобы своими силами оборудовать выход на кровлю стационарной лестницей и заменить всю поврежденную электропроводку. Несмотря на отсутствие финансирования, регулярно принимались меры по недопущению нарушений в области противопожарной безопасности объекта. За счет собственных финансовых вложений за период 2018-2019гг. в МКДОУ были проведены следующие работы: заменены светильники в помещениях спален; заменены кабели с нарушениями изоляции, розетки и рубильники в пищеблоке; заменены кабели с нарушениями изоляции в складских помещениях; расширен дверной проем на путях эвакуации старшей группы; заменена дверь эвакуационного выхода старшей группы на 1м этаже. К сожалению, устранить все имеющиеся в предписании нарушения не представляется возможным из-за недостаточного финансирования МКДОУ. В частности, в настоящее время отсутствуют возможность произвести реконструкцию и ремонтные работы, позволяющую обеспечить возможность для безопасной эвакуации людей при пожаре со второго этажа здания детсада из-за отсутствия эвакуационных лестниц и дополнительных эвакуационных выходов; средства для установки в здании системы пожарной сигнализации, дублирующей подачу сигналов на пульт подразделения пожарной охраны; возможность провести эксплуатационные испытания пожарных лестниц (ограждений) на крышах и возможность замены дверей эвакуационных выходов младшей группы, находящейся на 1 этаже, а также помещения кухни на путях эвакуации таким образом, чтобы они открывались по направлению выхода из здания; средства для установки автоматической сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на кухне и складских помещениях. В связи с отсутствием финансирования для проведения вышеназванных работ, мною неоднократно составлялись обращения в вышестоящую инстанцию. На наш взгляд, при вынесении постановления инспектором не были приняты во внимание вышеперечисленные факты. В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст.30.1, 30.2, ч.1 ст.20.4 КоАП РФ просит постановление об административном правонарушении №0144 от 07.11.2019г. в отношении заведующего МКДОУ «Детский сад №14» признать незаконным и отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы №11 по г.Избербаш и Каякентскому району главный государственный инспектор Алискендеров М.Д. просил в удовлетворении жалобы отказать, постановление №0144 от 07.11.2019г. оставить без изменения. В письменных возражениях указывает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Проведенная плановая проверка старшим инспектором ОНД и ПР №11 по г. Избербаш и Каякентскому району Гусеновым Д.Г., на основании распоряжения органа государственного контроля № 133 от 24.09.2019г. проведена законно, в соответствии с Приказом МЧС России от 30.11.2016 №644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2017 №45228).?Государственный инспектор пришел к верному выводу о наличии в действиях (бездействиях) должностного лица заведующей МКДОУ «Детский сад №14» г.Избербаш состава административного правонарушения и ее действие правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в пределах санкций настоящей статьи. Все 7 пунктов нарушения указанные в протоколе об административном правонарушении от 28.10.2019г. №144 имели место непосредственно на момент проведения плановой проверки, то есть на 28.10.2019г., с чем была согласна и сама заведующая МКДОУ «Детский сад №14» г.Избербаш Алигаджиева Н.У. Выявленные нарушения пожарной безопасности в ходе проведения мероприятий по плановой проверке могут представлять угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя МКОУ «Детский сад №14» г.Избербаш Алигаджиевой Н.У. и должностного лица Алискендерова М.Д., суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как усматривается из содержания оспариваемого постановления, копия вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности Алигаджиевой Н.У. в день его вынесения, то есть 07.11.2019г. С жалобой на постановление Алигаджиева Н.У. обратилась 14.11.2019г.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок на обжалование указанного постановления соблюден.
Согласно ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее- ФЗ №69).
В соответствии со ст.38 ФЗ №69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установки общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ №123).
Как следует из материалов дела, инспектором по пожарному надзору ОНД и ПР №11 Гусеновым Д.Г. была проведена плановая выездная проверка на основании распоряжения №133 от 24.09.2019г. с целью выполнения плана проведения плановых проверок на 2019 год и оценки соответствия осуществляемых юридическим лицом деятельности или действия (бездействия) обязательным требованиям пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 28.10.2019г. №133, в котором указано, что на проверяемом объекте выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- на объекте защиты допущена эксплуатация электропроводов (кабелей) с видимыми нарушениями изоляции рядом с пожарным шитом во дворе. (Постановление Правительства РФ№ 390: п/п а) п. 42);
- не оборудован выход на кровлю стационарной лестницей. (СНиП 2.01.02-85* п.2.9);
- на объектах защиты, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей, не установлены системы пожарной сигнализации (кухня, склад). (ФЗ №123, ч.2 cт.54);
- на объектах защиты, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей, не установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (кухня, склад). (ФЗ №123-ФЗ, ч.2 ст.54);
- на объекте защиты с массовым пребыванием людей не надежно к полу закреплены ковры (ковровые дорожки, другие покрытия полов). (Постановление правительства РФ № 390, п. 39);
- на объекте защиты в помещении котельной светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ, п/п в) п. 42);
- на объекте защиты допущена эксплуатация двери эвакуационного выхода, не оборудованной запором, позволяющим свободное открытие изнутри без ключа (Постановление правительства РФ №390, п.35);
- на объекте защиты руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации не вывешены рядом с планами эвакуации инструкции о действиях персонала в случае пожара. (Постановление правительства РФ №390, п.2);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год). (Правила противопожарного режима в РФ, п.21);
- на объекте защиты помещения, со второго этажа предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел., имеет менее двух эвакуационных выходов. (СП 1.13130.2009, п.5.2.12);
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации (нет договора на обслуживание АПС). (Правила противопожарного режима в РФ, п.63);
- на объекте защиты, лица не прошедшие обучение пожарно-технического минимума допущены к работе (отв. за ПБ). (Постановление правительства РФ № 390, п.3);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной зашиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал. (Правила противопожарного режима в РФ, п.61);
- на объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) система пожарной сигнализации не дублирует подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ФЗ №123, ч.7 ст.83).
Полагая, что указанные нарушения являются основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности, в отношении заведующей МКОУ «Детский сад №14» г.Избербаш составлен протокол об административном правонарушении №144 от 28.10.2019г., а затем постановление №0144 от 07.11.2019г. о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Не отрицая сам факт наличия нарушений, заведующая МКОУ «Детский сад №14» г.Избербаш Алигаджиева Н.У. указала в жалобе и подтвердила в судебном заседании о том, что невыполнение требований пожарной безопасности связано исключительно с отсутствием финансирования, само бюджетное учреждение не имеет самостоятельных доходов и полностью зависит от поступающих финансовых средств от учредителя, которым в соответствие с п.1.3 Устава учредителем является МЗ РД, а собственником имущества - РД, в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям РД.
Многочисленные обращения о выделении дополнительных финансовых средств для осуществления мероприятий по укреплению пожарной безопасности дошкольного учреждения, подтверждаемые представленной на обозрении суда перепиской с главой Администрации ГО «г.Избербаш» и Управлением Образования Администрации ГО «г.Избербаш» (от 06.11.2019г. №21-И, №20-И, от 21.03.2019г. №08-И, №07-и, от 10.08.2018г. №21-И, от 05.02.2018г. №06-И) оставлены без реагирования.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 ст.2.1 КоАП РФ понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность судом не установлено и таковые лицом, привлекаемым к административной ответственности суду, не предоставлены.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности подтверждены представленными в деле доказательствами, соответствующими требованиям ст.26.2 КоАП РФ. Факт частичного устранения выявленных нарушений не отрицался в судебном заседании должностным лицом Алигаджиевой Н.У.
При изложенных обстоятельствах, доводы Алигаджиевой Н.У. о том, что постановление, вынесенное в отношении нее, является незаконным и необоснованным, судом не могут быть приняты во внимание.
Санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Таким образом, наказание должностному лицу назначено в пределах санкции статьи.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.1-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу должностного лица (заведующей) МКОУ «Детский сад №14» г.Избербаш Алигаджиевой Н.У. на постановление №0144 от 07.11.2019г. государственного инспектора по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы №11 по г.Избербаш и Каякентскому району по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без удовлетворения, постановление без изменения.
Решение суда может быть обжаловано лицами, указанными в ст.25.1-25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, направившим дело на рассмотрение в суд, опротестовано прокурором в Верховный Суд Республики Дагестан в порядке ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Н.И. Магомедова