Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
17 июня 2020 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Петросяном Г.А.,
с участием истца – ФИО2,
представителя истца – ФИО4,
представителя ответчика – ФИО5,
специалиста - ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным, признании незаконным ответа на обращение,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (далее - Управление):
-о признании незаконным бездействия по установлению повышенного базового размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по возрасту на иждивенца начиная с ноября 2018 года;
-признании незаконным ответа Управления по установлению ФИО2 повышенного базового размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по возрасту на иждивенца №Ф-5154-1401/6430-19 от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что истец ФИО2 приходится матерью ФИО6 С ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 являлся студентом высшего учебного заведения, форма обучения – очная за счет бюджетных ассигнований. Решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным решение Управления об отказе в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по возрасту на иждивенца, на Управление возложена обязанность произвести ФИО2 начисление и выплату повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за сентябрь и октябрь 2018 года. Указанное решение суда вступило в законную силу, и было истцом предъявлено для исполнения в Управление. Истец указывает, что выплата до настоящего времени не производится. В результате незаконного бездействия должностных лиц нарушено ее право на пенсионное обеспечение, право на своевременное начисление и выплату фиксированных платежей к страховой части пенсии по старости на иждивенца.
В судебном заседании истец, представитель истца, заявленные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении. Дополнительно пояснили, что одновременно с подачей искового заявления была направлена жалоба в прокуратуру. По результатам рассмотрения данной жалобы Управлением была выявлена ошибка, был произведен перерасчет и в марте 2020 года произведена выплата, специалист Управления был привлечен к дисциплинарной ответственности. Просили признать незаконным бездействие Управления по не выплате повышенной фиксированной выплаты на иждивенца к страховой пенсии по старости, а также ответ Управления №Ф-5154-1401/6430-19 от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В разъяснениях, данных в абзаце 6 пункта 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", имеется прямое указание на то, что не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, рассматриваются и разрешаются в рамках гражданского судопроизводства.
Характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, определяются на стадии принятия заявления к производству суда.
Следовательно, несмотря на то, что ФИО2 заявила требования в порядке административного судопроизводства, суд исходя из их содержания, самостоятельно определил вид судопроизводства (гражданское) при решении вопроса о принятии иска к производству.
Такое процессуальное решение согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N28-П, согласно которой институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО2 был удовлетворен частично.
Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ФИО2 повышенного размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по возрасту на иждивенца ФИО6
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым возложена обязанность произвести ФИО2 начисление и выплату повышенного размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по возрасту на иждивенца ФИО6 в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О страховых пенсия» за сентябрь и октябрь 2018 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Указанное решение суда вступило в законную силу.
Согласно части 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Клиентскую службу в <адрес> с заявлением, приложив вступившее в законную силу решение суда для его исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было рассмотрено, ФИО2 дан ответ о том, что решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о начислении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за сентябрь и октябрь 2018 года исполнено. В июле 2019 года начислена доплата повышения фиксированной выплаты за период с сентября 2018 года по октябрь 2018 года в размере 3321,94 руб.
Также из материалов дела следуют, что ГУ – отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> было рассмотрено обращение ФИО2 по вопросу повышения фиксированной выплаты в связи с иждивением нетрудоспособного члена семьи.
Из ответа на указанное обращение от ДД.ММ.ГГГГ (обжалуемое) следует, что в июле 2019 года на основании решения суда ФИО2 произведена доплата с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3321,94 руб. (по 1660,97 руб. ежемесячно).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратилась в прокуратуру <адрес> с жалобой по вопросу начисления надбавки.
Из ответа прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии ФИО2 составил 9861,26 руб., с учетом наличия иждивенца, так как ГУ-УПФ РФ в <адрес> вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении и выплате пенсии. Размер пенсии после проведенной индексации составил с ДД.ММ.ГГГГ -10556,66 руб., с ДД.ММ.ГГГГ -11253,50 руб. с учетом наличия иждивенца. Доплата за вышеуказанный период планируется осуществить в ближайший выплатной период. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> было повторно рассмотрено обращение ФИО2 по вопросу установления фиксированной выплаты к страховой части пенсии по возрасту на иждивенца.
Проведенной проверкой установлено, что должностными лицами ГУ –УПФ РФ в <адрес> Республики Крым в нарушение требований ст.ст. 10,16,17 №400-ФЗ не осуществлен своевременный перерасчет выплаты пенсии с учетом наличия нетрудоспособного иждивенца, чем нарушены пенсионные права ФИО2 Причинами допущенных нарушений является ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей должностными лицами государственного учреждения, ответственными за начисление и выплату фиксированных платежей к страховой части пенсии по возрасту на иждивенца, в связи с отсутствием контроля за работой подчиненных работников, принимавших необоснованные решения. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Управления внесено представление об устранении нарушений при установлении ФИО2 фиксированной выплаты к страховой части пенсии по возрасту на иждивенцев. Факты, изложенные в представлении, нашли свое подтверждение, к виновному лицу применено дисциплинарное взыскание. Размер пенсии после устранения ошибки составил с ДД.ММ.ГГГГ – 9861,26 руб., с учетом наличия нетрудоспособного иждивенца. Размер пенсии после проведенной индексации составляет с 01.01. 2019 – 10556,66 руб., с ДД.ММ.ГГГГ -11253,50 руб. Доплата пенсии начислена в марте 2020 года в сумме 28449,50 руб. С ДД.ММ.ГГГГ выплата повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом наличия нетрудоспособного иждивенца приостановлена, поскольку ДД.ММ.ГГГГ иждивенцу ФИО6 исполнилось 23 года.
Из материалов пенсионного дела, копия которого была предоставлена суду, следует, что на основании распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет размера пенсии. Общий размер пенсии составляет 9861,26 руб., из которых 3217,39 руб. страховая пенсия, 6643,87 руб., фиксированная выплата (с учетом повышения).
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Управления также произведен перерасчет размера пенсии. Общий размер пенсии составил 10556,66 руб., из которых 3444,41 страховая пенсия, 7112,25 руб., фиксированная выплата (с учетом повышения).
Также с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Управления ФИО2 произведен перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Общий размер пенсии составил 11253,50 руб., из которых 3671,83 страховая пенсия, 7581,67 руб., фиксированная выплата (с учетом повышения).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ГУ – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с обращением, в котором просила предоставить ей дальнейший расчет начислений, производимых отделением за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по каждому основанию произведенного начисления, с указанием сумм и дат.
Из выписки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что в марте 2020 года ФИО7 была произведена выплата повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом наличия нетрудоспособного иждивенца в размере 28449,50 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С апреля 2020 года указанная выплата прекращена, поскольку ДД.ММ.ГГГГ иждивенцу ФИО6 исполнилось 23 года.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста - ФИО8 пояснила, что Управлением на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ была произведена выплата с повышением фиксированной выплаты на иждивенца ФИО6 за сентябрь и октябрь 2018 года. В феврале 2020 года Управлением вынесено решение об обнаружении ошибки допущенной при установлении выплаты пенсии. С ноября 2018 года фиксированная выплата на иждивенца ФИО6 была возобновлена. В марте 2020 года ФИО2 была произведена разница с ноября 2018 по февраль 2020 года в размере 28440,00 руб. (иждивенческая надбавка). С апреля 2020 года указанная выплата прекращена, поскольку ДД.ММ.ГГГГ иждивенцу ФИО6 исполнилось 23 года.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: - правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставления услуг, которые являются необходимыми и заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; - открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; - доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; - возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (ст. 5 названного Закона).
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (ст. 6 названного Закона).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
По смыслу положений частей 1, 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N166-ФЗ отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются названным Законом, который распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 3 ч. 1 с. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Управление в пределах своей компетенции выполнило требования закона об обязательном рассмотрении поступившего обращения и направлению ответа по существу поставленных вопросов. Несогласие ФИО2 с ответом заинтересованного лица само по себе не свидетельствует о нарушении заинтересованным лицом возложенных на него Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N59-ФЗ обязанностей. Не может свидетельствовать о незаконности действий (бездействия) и не согласие заявителя с разрешением его вопроса о праве на пенсионное обеспечение.
Поскольку, в ответе, направленном ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган подробно изложил периоды, указал расчет пенсии, период выплаты произведенной на основании решения суда, ответ подписан уполномоченным лицом, мотивирован, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным ответа на обращение №Ф-5154-1401/6430-19 от ДД.ММ.ГГГГ и изложенных в нем обстоятельств, а также об отсутствии нарушений прав истца при рассмотрении данного обращения.
Доводы истца о бездействии ответчика по невыплате повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ноября 2018 года, выявленного, в том числе, в ходе проведенной прокурорской проверки по обращению ФИО2, в части нарушения требований пенсионного законодательства, суд считает несостоятельными, поскольку наличие допущенной ошибки при исчислении размера пенсии, перерасчете размера пенсии, не свидетельствует о незаконном бездействии должностных лиц пенсионного фонда. На момент вынесения судом решения допущенная ошибка ответчиком устранена, на основании решения Управления принятого в феврале 2020 года, в марте 2020 года ФИО2 произведена выплата повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом наличия нетрудоспособного иждивенца в размере 28449,50 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о признании бездействий незаконными, признании незаконным ответа на обращение, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Ф. Камынина
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
УИД:91RS0№