«23» апреля 2015 года
Старицкий районный суд Тверской областив составе председательствующего судьи Беляевой И.Б.,
при секретаре Хревенковой Л.Г.,
с участием помощника прокурора Старицкого района Козловой О.О.,
представителя администрации Старицкого района Панихиной Т.С.,
представителя отдела образования администрации Старицкого района Куркиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Старице Тверской области гражданское дело по иску прокурора Старицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Луковниковская средняя общеобразовательная школа" и Администрации Старицкого района об обязании оборудовать в зданиях школы систему видеонаблюдения,
установила:
Прокурор Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Луковниковская средняя общеобразовательная школа" (далее - МБОУ «Луковниковская СОШ»), Администрации Старицкого района Тверской области (далее - администрация) о возложении обязанности оборудовать систему видеонаблюдения в зданиях школы по адресу: Тверская обл., Старицкий район, с. Луковниково, <адрес>, на основании ст. ст. 3,5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 345-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации", ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В обоснование требований указано, что в нарушение действующего законодательства в зданиях школы отсутствует система видеонаблюдения, что не обеспечивает безопасность учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
В письменных возражениях администрация Старицкого района Тверской области иск не признала. Считает, что нормы закона не предусматривают прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательного учреждения систему видеонаблюдения. Отраслевой целевой программой МО «Старицкий район» Тверской области «Обеспечение правопорядка и безопасности населения Старицкого района на 2014-2016г.г.» предусмотрена подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Старицкий район» Тверской области». Согласно указанной подпрограмме, усиление антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей в Старицком районе осуществляется, в том числе посредством таких мероприятий, как обслуживание и модернизация системы видеонаблюдения и тревожных кнопок в муниципальных образовательных учреждениях Старицкого района Тверской области. Срок проведения данных мероприятий установлен 2014-2016г., то есть в настоящее время не наступил. МБОУ «Луковниковская СОШ» составлена смета, прошедшая согласование в Тверском региональном центре по ценообразованию в строительстве, по которой стоимость работ по монтажу системы видеонаблюдения составляет <данные изъяты> руб.
В судебном заседании прокурор Козлова О.О. исковые требования поддержала, просила установить ответчикам срок для исполнения обязанности оборудовать здания школы системой видеонаблюдения - до 01 сентября 2016 года.
Ответчик МБОУ «Луковниковская СОШ» при надлежащем извещении в судебное заседание своего представителя не направил. В письменном отзыве иск не признал, просил в его удовлетворении отказать. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Отдела образования администрации Старицкого района Тверской области Куркина И.А. просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ "Луковниковская СОШ" является юридическим лицом, несет в установленном законодательством России порядке ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Имущество школы является собственностью МО «Старицкий район» и закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления.
МБОУ "Луковниковская СОШ" занимает два здания по адресу: Тверская обл., Старицкий район, с. Луковниково, <адрес>, которые не оборудованы системой видеонаблюдения, что не оспаривается ответчиками и подтверждается актом обследования общеобразовательного учреждения.
Как следует из Конвенции ООН о правах ребенка, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В силу ст. 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что в зданиях МБОУ "Луковниковская СОШ" отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Суд полагает, что это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 22 октября 2009 года N 339 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму на прокуроров в пределах своей компетенции возложена обязанность на основе анализа состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Письмом Рособразования от 16 января 2009 года N 16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
МБОУ "Луковниковская СОШ" Старицкого района является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В связи с этим осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имущества.
При таких обстоятельствах суд полагает возложить обязанность по оборудованию зданий школы системой видеонаблюдения как на муниципальную образовательную организацию, так и на Администрацию Старицкого района Тверской области, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Прокурор просил суд установить срок для выполнения требований – до 01 сентября 2016 года. Данный срок сторонами не оспаривался, по мнению суда, является достаточным и разумным.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ «23» ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: