№ 2-51/2024
10RS0006-01-2023-000072-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Лахденпохья Республика Карелия 13 мая 2024 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Якшиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сычевой Татьяны Николаевны, поданному по доверенности Герасимовым Денисом Валерьевичем, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными решений, понуждении к действиям,
У С Т А Н О В И Л:
Герасимов Д.В., действующий в интересах Сычевой Т.Н., обратился в суд к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с административным исковым заявлением по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Сычева Т.Н. обратилась в Министерство с заявлением (вх. №) о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
В своем решении от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21 Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления в связи с пересечением испрашиваемого земельного участка с ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером №, который предоставлен на праве аренды иному лицу под строительство дачи.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административный истец вновь обратилась в Министерство с заявлениями (вх. №№ и 11657) об утверждении той же схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В своих решениях от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №.4-21) и от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №.4-21) Министерство отказало в удовлетворении заявлений по тем же основаниям.
Далее письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21 Министерство в адрес административного истца направило Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» в кадастровом квартале №, площадью 884 кв.м., местоположение: <адрес>, <адрес>, Куркиекское сельское поселение, <адрес>, вид разрешенного использования – запас, категория земель – земли запаса.
Данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Министерство с заявлением об осуществлении перевода земельного участка из категории – земли запаса, в категорию земель – земли населенных пунктов.
В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.№ Министерство сообщило о необходимости обращения в администрацию Лахденпохского муниципального района за изменением категории земли.
Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р были внесены изменения в Распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Пункт первый данного Распоряжения изложен в следующей редакции: «Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью 884 кв.м., местоположение: <адрес>, <адрес>, Куркиекское сельское поселение, <адрес>. Земельный участок расположен в территориальной зоне – ЖИ-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Категория земель – земли населенных пунктов».
Затем административный истец обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) относительно вида разрешенного использования и категории земель данного земельного участка.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ орган регистрации прав отказал во внесении вышеуказанных сведений в связи с необходимостью подготовки нового межевого плана. Административным истцом был подготовлен новый межевой план и подан в Управление Росреестра по <адрес>.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ орган регистрации прав приостановил действия по государственному кадастровому учету по тем основаниям, что земельный участок снят с государственного кадастрового учета.
После этого в адрес административного истца поступило распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р об отмене распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». В сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21 в качестве причины отмены распоряжения указало на возможное пересечение испрашиваемого административным истцом земельного участка с ранее учтенными земельными участками с кадастровыми номерами №.
Административный истец обжаловала принятые решения, однако Министерство отказало в удовлетворении жалоб.
С принятым решением административный истец не согласен. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», указал, что отмена ранее принятого решения о предоставлении ей земельного участка не способствует принципу поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, тем более, что в оспариваемом распоряжении административный ответчик не привел ни одного основания для его принятия, направив в адрес административного истца лишь письмо с разъяснениями принятого решения. Доводы Министерства, изложенные в данном письме, носят голословный характер. Как в период утверждения административному истцу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так и в период постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, земельные участки с кадастровыми номерами № хоть и являлись ранее учтенными, но их границы были установлены в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № так и остался на государственном кадастровом учете в границах, а земельный участок с кадастровым номером № по заявлению Министерства был снят с государственного кадастрового учета. По сведениям публичной кадастровой карты имеется отображение в виде синих полос (так отображаются утвержденные Министерством схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий) в месте, где административный истец испрашивает земельный участок, Министерством иным лицам утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий.
На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р «Об отмене распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р». Восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №.
В дальнейшем административный истец уточнил заявленные требования, указав, что в настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, границы которого установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данный земельный участок расположен совершенно в ином месте, отличном от места, в котором административный истец испрашивает земельный участок. Границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены. В настоящее время в месте, где административный истец испрашивает земельный участок, Министерством на основании распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р иным лицам утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Узнав о данном обстоятельстве, административный истец обратилась в Министерство с заявлением об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р, на что письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21 Министерство ответило отказом. Также письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21 Министерство отказало в отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р, указав, что при утверждении схемы расположении иным лицам не были выявлены пересечения с ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером №, тогда как при отмене распоряжения, которым административному истцу была утверждена схема расположения земельного участка, Министерство указало именно на пересечение с ранее учтенным земельным участкомс кадастровым номером №. Таким образом, Министерство фактически признало факт отсутствия оснований для отмены распоряжения административного истца.
На основании изложенного, административный истец просит суд также признать незаконными распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р.
На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.
ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление об увеличении заявленных исковых требований. Истец просил наряду с ранее заявленными требованиями аннулировать и исключить из ЕГРН сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № и №, сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет на основании распоряжений Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р. Указал, что ответчиком подготовлены и направлены в адрес третьего лица договоры аренды.
Таким образом, истец просит:
- признать незаконным распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р «Об отмене распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р»;
- признать незаконными распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р;
- восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №;
- аннулировать и исключить из ЕГРН сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №.
Истец Сычева Т.Н., при надлежащем извещении, в судебном заседании отсутствовала.
Представитель истца на основании доверенности Герасимов Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать с учетом доводов, приведенных Министерством в письменном отзыве. Действующим законодательством допускается пересмотр органом власти принятого решения, если указанное решение противоречит требованиям законодательства. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, указали, что по результатам рассмотрения обращения иного лица были выявлены обстоятельства, послужившие основанием для отмены Распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, а именно совпадение границ данного земельного участка с границами ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами №. Таким образом, предоставленная истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена без учета сведений об указанном выше земельном участке, что является основанием для отказа в её утверждении.
Третье лицо Кузнецов С.А. в судебном заседании в удовлетворении требований просил отказать, пояснил, что им как лицом, заинтересованным в оформлении в аренду земельного участка в целях ведения огородничества, расположенного в границах <адрес> сельского поселения Лахденпохского муниципального района, посредством информационного ресурса «Публичная кадастровая карта Управления Росреестра» с привлечением кадастрового инженера проводилась работа по поиску подходящей для данных целей территории. При осуществлении поиска подходящего земельного участка его внимание привлекла территория, расположенная в кадастровом квартале №, рядом с земельным участком с кадастровым номером №. При этом было обращено внимание на образованный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 884 кв.м. По сведениям ЕГРН данный земельный участок был отнесен к категории земель «земли запаса», а в соответствии с действующим на тот момент Генеральным планом Куркиекского сельского поселения данный земельный участок был расположен в границах населенного пункта <адрес>. Кроме того, местоположение земельного участка с кадастровым номером № частично совпадало с местоположением ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами №, предоставленных на праве аренды иному лицу. Сведения об обременении указанных земельных участков также содержались в ЕГРН. Таким образом, истцом при подготовке схемы расположения земельного участка в целях образования земельного участка с кадастровым номером №, а Министерством при принятии решения об утверждении схемы данного земельного участка были нарушены основные требования и механизмы образования земельных участков, установленные законодательством, поскольку возможность образования нового земельного участка с одновременным разделом 2-х земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не предусмотрена. В связи с изложенным, ДД.ММ.ГГГГ он в адрес Министерства направил возражения по вопросу образования земельного участка с кадастровым номером № и необходимости проведения правовой проверки принятого решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данное обращение было удовлетворено, данный земельный участок снят с кадастрового учета. После чего он продолжил работы по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № с учетом местоположения ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами №, документов территориального планирования и градостроительного зонирования <адрес>, и подаче соответствующего заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в Министерство. По результатам рассмотрения его заявлений Министерством были приняты оспариваемые истцом распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р.
Иные участники судебном заседания, при надлежащем извещении, отсутствовали.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
В процессе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ вх. № Сычева Т.Н. обратилась в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р истцу была утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале №, площадью 884 кв.м., местоположение: <адрес> <адрес>, <адрес>, Куркиекское сельское поселение, <адрес>, вид разрешенного использования – запас, категория земель – земли запаса.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с присвоением кадастрового номера № поставлен на государственный кадастровый учет.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р были внесены изменения в Распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Пункт первый данного Распоряжения изложен в следующей редакции: «Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью 884 кв.м., местоположение: <адрес>, <адрес>, Куркиекское сельское поселение, <адрес>. Земельный участок расположен в территориальной зоне – ЖИ-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Категория земель – земли населенных пунктов».
ДД.ММ.ГГГГ Министерство издало Распоряжение №-м/20р «Об отмене распоряженийМинистерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р».
В сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21 в качестве причины отмены распоряжений Министерство указало, что местоположение земельного участка с кадастровым номером № частично совпадает с местоположением ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами №, сведения о которых содержатся в ЕГРН и границы которых не установлены в соответствии с действующим законодательством и подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок снят с кадастрового учёта.
Сычева Т.Н., не согласившись с принятым решением Министерства, обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) Кузнецов С.А. обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 400 кв.м., в кадастровом квартале №, цель использования земельного участка - огородничество.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21 Министерство отказало Кузнецову С.А. в удовлетворении заявления в связи с выявленным совпадением местоположения испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым Министерством решением об утверждении схемы расположения земельного участка (Распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р), при этом данное распоряжение принято по ранее поданному заявлению иного лица.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) Кузнецов С.А. обратился в Министерство с заявлением, в котором просил вернуться к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. № и дополнений к нему от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, площадью 695 кв.м.
Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р Кузнецову С.А. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 695 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, в кадастровом квартале №, вид разрешенного использования – ведение огородничества, земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1. Зона индивидуальной жилой застройки», категория земель – земли населенных пунктов.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), с учетом дополнительного заявления от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), Кузнецов С.А. обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 998 кв.м., в кадастровом квартале №, цель использования земельного участка - огородничество.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21 Министерство отказало Кузнецову С.А. в удовлетворении заявления в связи с выявленным совпадением местоположения испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым Министерством решением об утверждении схемы расположения земельного участка. При этом данное распоряжение принято по ранее поданному заявлению иного лица.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) Кузнецов С.А. обратился в Министерство с заявлением, в котором просил вернуться к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. № и дополнений к нему от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, площадью 998 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) Кузнецов С.А. обратился в Министерство с заявлением, в котором в дополнение к ранее поданным заявлениям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с корректировкой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, просил предварительно согласовать предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 1219 кв.м., в кадастровом квартале №. Вид права – аренда, цель использования земельного участка – огородничество.
Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р Кузнецову С.А. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1219 кв.м., по адресу: <адрес>, Куркиекское сельское поселение, <адрес>, в кадастровом квартале №, вид разрешенного использования – ведение огородничества, земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1. Зона индивидуальной жилой застройки», категория земель – земли населенных пунктов.
На основании распоряжений Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами №. Между ответчиком и Кузнецовым С.А. подписаны договоры аренды данных земельных участков, которые не прошли государственную регистрацию.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании положений ст. 10.1 ЗК РФ, п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия №390-П от 02.11.2017, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с 01.01.2016 осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карели
Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, также в случае подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1 ст. 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.12 ст. 11.10 ЗК РФ).
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст. 11.10 ЗК РФ (подп.1 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ).
В силу подп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является ее разработка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из содержания пунктов 14, 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления или орган исполнительной власти обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
В силу пп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Статьей 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. В силу п.п. 19 п. 2 указанной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно положениям ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) утверждение схемы расположения земельного участка, 2) подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, 3) принятие решения о предварительном согласовании ит.д.
В силу п. 4 ст. 39.15 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Судом установлено, что решением, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21, на первоначальное заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления в связи с пересечением испрашиваемого земельного участка площадью 1038 кв.м. с ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером №, который предоставлен на праве аренды иному лицу под строительство дачи.
Посчитав уведомление от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21 неправомерным и необоснованным, истец ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) обратилась в Министерство с заявлениями о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, приложив к обращению выкопировку из плана землеустройства <адрес> с указанием месторасположения земельного участка с кадастровым номером №, предоставленную архивом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии РК, первоначальную схему испрашиваемого истцом земельного участка, на которой вновь образованный земельный участок условно обозначен :ЗУ1, а ранее учтенный земельный участок - :29, свидетельствующие об отсутствии пересечения площадей.
Решением, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21, Министерство вновь отказало в удовлетворении заявления Сычевой Т.Н. по аналогичному основанию, указав, что границы земельного участка с кадастровым номером № в настоящее время не установлены в соответствии с действующим законодательством и подлежат уточнению, в связи с чем невозможно исключить пересечение данного земельного участка с испрашиваемым. Согласно выкопировки из плана землеустройства <адрес>, приложенной к обращению, невозможно определить точное местоположение земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) истец вновь обратилась к ответчику с просьбой утвердить обновленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом требований ответчика, изложенных в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21, а именно с учетом месторасположения земельного участка с кадастровым номером № и уменьшением площади испрашиваемого земельного участка с 1038 кв.м. до 884 кв.м.
Решением, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.4-21, Министерство вновь отказало истцу в удовлетворении заявления по тем же основаниям.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения поступившего заявления Сычевой Т.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ Министерство обратилось в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по РК с просьбой предоставить информацию о наличии/отсутствии ранее учтенных земельных участков в пределах испрашиваемого земельного участка.
В ответ на запрос Межмуниципальный отдел по Сортавальскому, Питкяранскому и <адрес>м Управления Росреестра по РК направил выкопировки планово-картографического материала на земельные участки, расположенные в квартале 10:12:<адрес> Республики Карелия.
ДД.ММ.ГГГГ (исх. №.4-21) дополнительно на № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство по результатам рассмотрения заявления и приложенных документов, направило в адрес истца распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Таким образом, ответчик признал факт отсутствия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе в связи с пересечением площади испрашиваемого земельного участка с ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с присвоением кадастрового номера № поставлен на государственный кадастровый учет.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р были внесены изменения в Распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Пункт первый данного Распоряжения изложен в следующей редакции: «Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью 884 кв.м., местоположение: <адрес>, <адрес>, Куркиекское сельское поселение, <адрес>. Земельный участок расположен в территориальной зоне – ЖИ-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительств. Категория земель – земли населенных пунктов».
Основанием для издания Министерством оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р «Об отмене Распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р» послужило частичное совпадение местоположения земельного участка с кадастровым номером № с местоположением ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами №, сведения о которых содержатся в ЕГРН, и границы которых не установлены в соответствии с действующим законодательством и подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из писем ответчика в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ №.4-21 и от ДД.ММ.ГГГГ №.4-21, данное обстоятельство было выявлено по результатам рассмотрения обращений Кузнецова С.А.
Вместе с тем, при рассмотрении обращений Кузнецова С.А. о проведении проверки образования земельного участка с кадастровым номером №, обстоятельства, послужившие основанием для отказа в утверждении представленной с заявлением схемы расположения испрашиваемого земельного участка, в том числе сведения о совпадении с границами ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами №, Министерством выявлены не были, о чем свидетельствуют ответы в адрес Кузнецова С.А.
Вышеприведенный анализ доказательств, исследованных судом, свидетельствует о том, что решение от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р об отмене ранее принятых распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р было принято ответчиком произвольно, в отсутствии доказательств частичного совпадения местоположения земельного участка с кадастровым номером № с местоположением ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами №.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сычевой Татьяны Николаевны удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №-м/20р от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р».
Признать незаконными распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №-м/20р от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» и №-м/20р от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 884 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В Назарова
Мотивированное решение составлено 20 мая 2024 года