РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
23 декабря 2020 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.
при секретаре Пугачевой Н.Е.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 2Р°-5406/2020 РїРѕ административному РёСЃРєСѓ РћРћРћ «Специализированное Агентство Аналитики Рё Безопасности» Рє судебному приставу-исполнителю РћРЎРџ Центрального района Рі. Тольятти Филипповой Рќ.Рђ., начальнику отдела-старшему судебному приставу Подолян Р.Р•., УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области РѕР± оспаривании бездействий должностного лица службы судебных приставов,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РћРћРћ «Специализированное Агентство Аналитики Рё Безопасности» обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј, РІ котором СЃ учетом уточнений просило признать бездействие судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ Центрального района Рі. Тольятти УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Лебедевой Р•.Рђ., выраженное РІ РЅРµ соблюдении установленного С‡. 5 СЃС‚. 61.1 ФЗ в„– 229 «Об исполнительном производстве» СЃСЂРѕРєР° рассмотрения ходатайств РѕС‚ 25.09.2020 Рі. РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ, незаконным; признать бездействие судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ Центрального района Рі. Тольятти УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Лебедевой Р•.Рђ., выраженное РІ несоблюдении установленного С‡. 7 СЃС‚. 64.1 ФЗ№ 229 «Об исполнительном производстве» СЃСЂРѕРєР° направления РєРѕРїРёР№ постановлений, принятых РїРѕ результатам рассмотрения ходатайств РѕС‚ 25.09.2020 Рі. РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ, обязать административного ответчика направить РІ адрес взыскателя РєРѕРїРёРё постановлений, принятых РїРѕ результатам рассмотрения ходатайств РѕС‚ 25.09.2020 Рі. РІ рамках указанного выше исполнительного производства, ссылаясь РЅР° то, что судебным приставом-исполнителем РЅРµ были рассмотрены ходатайства взыскателя РІ десятидневный СЃСЂРѕРє, установленный законом, РєРѕРїРёРё постановлений РЅРµ были направлены РІ адрес РћРћРћ «СААБ».
В ходе рассмотрения дела судом на основании определения от 02.12.2020 г. произведена замена административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области Лебедевой Е.А. на судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области Филлипову Н.А.
Административный истец представитель ООО «СААБ» в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик, представитель административного ответчика начальника отдела-старшего судебного пристава Подолян Р.Р•. – судебный пристав-исполнитель РћРЎРџ Центрального района Рі. Тольятти УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Филиппова Рќ.Рђ., РІ судебное заседание РЅРµ явилась, представила СЃСѓРґСѓ отзыв РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, РІ котором просила отказать РІ удовлетворении уточненных административных исковых требований, ссылаясь РЅР° то, что обращения административного истца РѕС‚ 25.09.2020 Рі., направленные РІ адрес отделения, РЅРµ являются ходатайствами, СЃСЂРѕРє рассмотрения которых составляет десять дней РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку РЅРµ содержит РїСЂРѕСЃСЊР±С‹ совершить исполнительские действия РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 64 указанного выше закона. Обращения истца должны быть классифицированы как обращения РІ соответствии СЃ ФЗ в„– 59 «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», СЃСЂРѕРє ответа РЅР° которые составляет 30 дней. Р’ период СЃ 01.10.2020Рі. РїРѕ 10.10.2020 Рі. РѕС‚ истца поступило 1500 обращений, СЃСЂРѕРє дачи ответа РЅР° которые составляет 30 дней. Р’ соответствии СЃ С‡. 1 СЃС‚. 12 Федерального Закона РѕС‚ 02.05.2006 Рі. в„– 59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» СЃСЂРѕРє рассмотрения обращений был продлен РЅР° 30 дней, Рѕ чем РћРћРћ «Агентство Финансового Контроля» Рё РћРћРћ «Специализированное Агентство Аналитики Рё Безопасности» были уведомлены 27.10.2020 Рі. РџРѕ всем обращениям заявителей были даны ответы РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 27.11.2020 Рі. РЎСЂРѕРє дачи ответов РЅРµ нарушен.
Административный ответчик УФССП России по Самарской области, заинтересованное лицо Кузнецова Ю.Е. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, причины своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства по делу о рассмотрении дела в его отсутствие не представили.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ полагает, что административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление удовлетворению РЅРµ подлежит, РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.п.2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Согласно пункту 11 административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 122 Закона об исполнительном производстве).
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё следует РёР· материалов дела, что производстве судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ Центрального района Рі. Тольятти УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области находилось исполнительное производство в„–-РРџ, возбужденное РЅР° основании исполнительного документа в„– РѕС‚ 07.02.2017 Рі. РІ отношении должника Кузнецовой Р®.Рђ.
25.09.2020 Рі. РѕС‚ РћРћРћ «СААБ» РІ адрес РћРЎРџ Центрального района Рі. Тольятти УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области были направлены несколько ходатайств РѕР± истребовании сведений Рѕ направлении запросов судебным приставом-исполнителем для определения имущественного положения должника РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ.
ООО «СААБ», не получив ответа на ходатайства в десятидневный срок с момента их отправления, 13.11.2020 г. обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно Методическим рекомендациям по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденным Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 11 апреля 2014 года N 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства; обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные законом (пункт 2.1).
Пунктом 4.1 приведенных Методических указаний установлено, что при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
Ходатайства истца РѕС‚ 25.09.2020 Рі. содержат РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ Рѕ предоставлении сведений Рѕ том, РєРѕРіРґР° судебным приставом-исполнителем РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ направлены запросы РІ коммерческие Рё некоммерческие банки Самарской области РЅР° розыск счетов Рё вкладов; запрос РІ ЗАГС для установления семейного положения, смены фамилии должника Рё установления факта смерти; запрос РІ РФНС Самарской области РЅР° предмет установления ЕГРЮЛ, РРќРќ, фактического адреса должника; запросы РІ органы, осуществляющие регистрацию имущества (Росреестр РїРѕ Самарской области); запрос РІ УФМС РїРѕ Самарской области РЅР° предмет смены адреса, выбытия должника.
Таким образом, вышеуказанные ходатайства содержат требования сообщить о ходе исполнительного производства, в них отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения, в связи с чем должны быть рассмотрены в порядке, установленном Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», в соответствии с ч. 1 ст. 12 которого письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 указанного выше закона в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращения.
Ходатайства ООО «СААБ» поступили в адрес ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП России по Самарской области в период с 01.10.2020 г. по 10.10.2020 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» 27.10.2020 г. срок рассмотрения обращений истца был продлен на срок 30 дней, т.е. до 27.11.2020 г., о чем ООО «СААБ» был уведомлен, что подтверждается материалами дела.
Судебным приставом-исполнителем были подготовлены ответы на ходатайства взыскателя, были направлены в адрес ООО «СААБ» в срок до 27.11.2020 г., что подтверждается письменными доказательствами, содержащимися в деле.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеизложенного, СЃСѓРґ РЅРµ усматривает нарушений судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ Центрального района Рі. Тольятти УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области прав Рё законных интересов РћРћРћ «СААБ» РІ части нарушений СЃСЂРѕРєРѕРІ рассмотрения ходатайств РћРћРћ «СААБ» РѕС‚ 25.09.2020 Рі., действия административного ответчика были осуществлены РІ соответствии СЃ требованиями Федерального закона в„– 59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращения граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Довод административного истца о том, что ходатайства от 25.09.2020 г. должны были быть рассмотрены судебным приставом-исполнителем в десятидневный срок со дня их поступления и по их результатам должны были быть вынесены постановления об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении ходатайств в порядке, предусмотренном ст. 64.1 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судом отклоняется, является несостоятельным по следующим основаниям.
В порядке ст. 64.1 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений, в частности: об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в соответствии с ч. 3.1 ст. 38 Закона; о приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона; об объявлении в розыск должника, его имущества, ребенка в соответствии со ст. 65 Закона; о наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 80 Закона; жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 Закона; об отводе в исполнительном производстве в соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона; в иных случаях, предусмотренных законом.
Должностным лицом службы судебных приставов в соответствии со ст. 64.1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам: совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона (в том числе, об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия); применение мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Закона.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеизложенного, обращения административного истца РѕС‚ 25.09.2020 Рі. РЅРµ являются ходатайствами, СЃСЂРѕРє рассмотрения которых составляет 10 дней РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 64.1 ФЗ в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку РЅРµ содержат РїСЂРѕСЃСЊР±С‹ совершить какие-либо исполнительные действия РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 64 указанного выше закона.
Таким образом, оснований для признания бездействия судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ Центрального района Рі. Тольятти УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области, выразившихся РІ РЅРµ соблюдении установленного С‡. 5 СЃС‚. 61.1 ФЗ в„– 229 «Об исполнительном производстве» СЃСЂРѕРєР° рассмотрения ходатайств РѕС‚ 25.09.2020 Рі. РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ, несоблюдении установленного С‡. 7 СЃС‚. 64.1 ФЗ№ 229 «Об исполнительном производстве» СЃСЂРѕРєР° направления РєРѕРїРёР№ постановлений, принятых РїРѕ результатам рассмотрения ходатайств РѕС‚ 25.09.2020 Рі. РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ, РЅРµ установлено, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, оснований для удовлетворения административного РёСЃРєР° РЅРµ усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14,175-178 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного иска ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.12.2020 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина