Судья Некрасова О.С. Дело № 33-1015/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.
рассмотрела в открытом в судебном заседании 15 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 декабря 2015 года, по которому:
возложена обязанность на администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предоставить Яровому Д.В. благоустроенное жилое помещение в <Адрес обезличен> на условиях специализированного найма на состав семьи ... человек общей площадью не менее ... кв.м.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения истца Ярового Д.В., судебная коллегия
установила:
Яровой Д.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании Яровой Д.В. на иске настаивал.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласился.
Судом принято решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Яровой Д.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с апелляционной жалобой не согласился, просил отказать в его удовлетворении, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Ответчик администрация МО ГО «Сыктывкар», будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, своего представителя для участия в заседание суда апелляционной инстанции не направила.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Яровой Д.В., <Дата обезличена> года рождения, остался без попечения родителей, ...
....
В <Дата обезличена> Яровой Д.В. окончил ..., далее окончил обучение в ....
Материалами дела установлено, что Яровой Д.В. собственного жилья не имеет, временно зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО10
По обращению истца письмом от <Дата обезличена> администрация МО ГО «Сыктывкар» отказала Яровому Д.В. в предоставлении жилого помещения на основании того, что истец не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Сведений об обеспечении Ярового Д.В. жилым помещением в порядке реализации его льготы в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не представлено.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 7 декабря 2012 года № 104-РЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии со статьей 7 Закона жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста ... лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенной судом позиции Конституционного Суда Республики Коми, а также принципа правовой определенности, в целях обеспечения реализации социальных гарантий граждан, при определении размера площади предоставляемого жилья суд правильно руководствовался положениями части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 года № 104-РЗ, в соответствии с которым жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда предоставляется не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах ...
Доводы жалобы о том, что суд проигнорировал порядок обеспечения истца жилым помещением и о том, что Яровой Д.В. не состоит в списках, нуждающихся в жилом помещении не могут повлечь отмену решения суда, учитывая, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору специализированного найма, жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет.
Отсутствие заявления со стороны истца в органы, отвечающие за постановку на учет и реализацию жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу социального статуса истца, при установлении обстоятельств, свидетельствующих о праве истца на жилое помещение, нельзя расценивать как основание для отказа в удовлетворении требований при обращении в суд.
При вынесении решения, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-