Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 7 ноября 2018 г.
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
при секретаре Байдалиной Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес> о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием,
УСТАНОВИЛ:
Гайтанова Н.М. обратилась с иском к администрации <адрес> о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере стоимости восстановительного ремонта транспортного средства – 256 740 руб., расходов по оплате экспертного заключения – 3 500 руб.
Требования мотивированы тем, что 27.07.2017 произошло ДТП: истец, управляя принадлежащим ей автомобилем, совершила столкновение с другим автомобилем, поскольку из-за деревьев, мешающих обзору, она не смогла своевременно увидеть двигавшейся автомобиль. Полагает, что ответчиком были нарушены п. 1.3 Правил благоустройства территории <адрес> и требования п. 4.12 СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, которыми предписано, что расстояние от ствола дерева до каря проезжей части улицы должно составлять не менее 2 метров, что ответчиком обеспечено не было. В результате ДТП автомобиль истца получил повреждения, восстановительный ремонт которых с учетом процента износа составляет 256 740 руб. Полагает, что ущерб подлежит возмещению ответчиком, как лицом, в обязанности которого входит обеспечение надлежащей видимости проезжей части.
Определениями суда от 04.07.2018 и от 22.10.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены Департамент городского хозяйства администрации <адрес> и МКУ <адрес> «УДИБ».
В судебное заседание истец Мансурова Н.М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента городского хозяйства администрации <адрес> Белослудова Ю.А. (доверенность от 01.10.2018) против удовлетворения требований возражала, в обоснование возражений пояснила, что все полномочия по содержанию дорог переданы МКУ <адрес> «УДИБ»; кроме того, истец является виновным в нарушение ПДД РФ и совершении ДТП.
В судебное заседание представитель ответчика администрации <адрес>, третьего лица МКУ <адрес> «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении процесса не просили.
В силу ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся участников процесса, не просивших об отложении рассмотрения дела.
Изучив иск, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что иск не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с п. п. 1.3, 6.3 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов от 25.06.2013 № В-378, лицами, ответственными за благоустройство, являются собственники земельных участков, зданий (включая жилые дома), помещений в них, сооружений, объектов благоустройства, за исключением следующих случаев:
лицом, ответственным за благоустройство в отношении жилого дома и прилегающей к нему территории, является товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, если собственники помещений жилого дома выбрали способ управления - управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
лицом, ответственным за благоустройство в отношении жилого дома и прилегающей к нему территории, является управляющая организация, если собственники помещений в жилом доме выбрали способ управления - управление управляющей организацией;
ответственные за благоустройство, обязаны в том числе обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы), осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения…
В ходе судебного разбирательства установлено, что 21.07.2017 по <адрес>, в районе <адрес> произошло ДТП: Гайтанова Н.М., управляя принадлежавшим ей автомобилем «Мазда 6», г/н №, совершила столкновение с автомобилем «Хонда Фит», г/н №, под управлением Занько Д.В., в связи с чем автомобиль истца получил повреждения задней правой части, стоимость восстановительного ремонта которых согласно экспертному заключению ООО «Автооценка» от 18.08.2017 с учетом процента износа составила 256 740 руб.
Согласно представленным ДМИЗО администрации <адрес> сведений от 28.03.2018 земельный участок, занимаемый многоквартирными жилыми домами по адресу: <адрес> и 12, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 24:50:0400205:598.
Принадлежность спорного участка дороги муниципальной собственности и передаче его в оперативное управление МКУ <адрес> «УДИБ» следует из ответа ДМИЗО администрации <адрес> от 12.10.2018, а также из ответа Департамента городского хозяйства администрации <адрес> от 15.10.2018 о наличии муниципального контракта от 25.10.2017, заключенного между заказчиком МКУ «УДИБ» и подрядчиком МП <адрес> «Управление зеленого строительства».
Обращаясь к администрации <адрес> с требованиями о возмещении причиненного в результате ДТП ущерба, истец ссылается на ненадлежащее исполнение администрацией города своих обязанностей по надлежащему содержанию уличной сети и обеспечению безопасности дорожного движения, а именно п. 4.12 СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, исходя из которого расстояние от ствола дерева до края проезжей части улицы должно составлять не менее 2 метров при условии, что диаметр кроны не больше 5 метров.
Дав оценку установленным судом обстоятельствам, суд находит, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком.
Так, положениями статьи 2 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ N 196-ФЗ) определено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 6, 7, 12,21 статьи 3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ N 257-ФЗ) определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, обеспечение сохранности автомобильных дорог - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог), пользователями таких автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог), должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог).
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
При этом согласно статье 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из п. 4 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приведенного закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.п. 2.5 Положения о департаменте городского хозяйства администрации <адрес>, утвержденного Распоряжением администрации <адрес> от 01.07.2011 N 84-р, задачей департамента является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>.
Таким образом, администрация <адрес> в пределах имеющихся полномочий определила орган местного самоуправления, который организует и координирует работу, в том числе по содержанию улично-дорожной сети.
В свою очередь распоряжением заместителя Главы города - руководителем департамента городского хозяйства администрации <адрес> от 25.04.2014 № 26-гх в целях обеспечения безопасности дорожного движения и организации бесперебойного движения транспортных средств при ремонте и содержании автомобильных дорог местного значения <адрес>, обеспечения соответствия состояния дорог при их ремонте и содержании техническим регламентам и нормативным актам МКУ <адрес> «УДИБ» определено ответственным за обеспечение ремонта и содержание автомобильных дорог местного значения <адрес> в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.1.10 Устава МКУ <адрес> «УДИБ» (в редакции распоряжения администрации города от 30.07.2014 №57-гх) учреждение выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог местного значения в границах <адрес>, осуществлению деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети <адрес>.
Учреждение создано для осуществления от имени муниципального образования <адрес> функций заказчика в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, технического надзора и контроля за выполнением работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог местного значения в границах <адрес>, осуществлению деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети <адрес>
В силу п.2.2.2 Устава на стадии предпроектной проработки и подготовки к выполнению работ, указанных в п.п.2.1 настоящего Устава (в том числе содержание городских дорог местного значения в границах <адрес>) учреждение осуществляет осмотр объектов на предмет установления их фактического технического состояния, в том числе факторов, влияющих на безопасность и здоровье людей.
Согласно ст.17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Из приведенных выше положении следует, что администрация <адрес> не является непосредственно как лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог, так и прилегающей территории, поскольку в предусмотренном законом порядке в рамках имеющихся компетенции данные обязательства были переданы соответствующему учреждению, обеспечивающему реализацию данных полномочий и содержание соответствующего участка и безопасность дорожного движения в <адрес>.
Таким образом, суд находит, что причины дорожно-транспортного происшествия не состоят в прямой причиной связи действиями (бездействием) администрации <адрес>, в связи с чем в удовлетворении требований непосредственно к администрации <адрес> следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований понесенные истцом судебные расходы по оплате отчета об оценке в силу ст. 98 ГПК РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО2 к администрации <адрес> о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: /подпись/
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева