Решение по делу № 2а-3394/2021 от 26.04.2021

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Гатчина 22 ноября 2021 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

с участием представителя административных ответчиков УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области и МВД России Павловой А.С. по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Кремчеевой Э.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Горячева Вячеслава Владимировича к Следственному отделу по г. Гатчина Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Ленинградской области, ИВС УМВД России по г. Гатчина Ленинградской области, УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области, Российской Федерации в лице МВД России, Следственному Управлению Следственного Комитета РФ по Ленинградской области о взыскании компенсации за содержание под стражей,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным иском к административным ответчикам, указав в обосновании своих требований, что фактически был задержан по подозрению в совершении преступления ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Гатчинского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. ДД.ММ.ГГГГ был этапирован из ИВС <адрес> в СИЗО- УФСИН России по <адрес> и <адрес>, где после медицинского осмотра ему был поставлен диагноз: <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ был этапирован из СИЗО- УФСИН России по <адрес> и <адрес> в СИЗО- УФСИН России по <адрес> и <адрес>, где содержится по настоящее время. За время расследования уголовного дела, а также на судебных заседаниях по рассмотрению вопроса о продлении в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, неоднократно заявлял о том, что страдает тяжким заболеванием. Полагает, что игнорирование данного факта подвергает его жизнь и здоровье опасности, ввиду отсутствия в СИЗО- УФСИН России по <адрес> и <адрес> квалифицированного специалиста врача-инфекциониста, который мог бы оказать квалифицированную помощь и назначить соответствующее лечение.Также,под стражей провел суток, из которыхпо требованию следственных органов СК РФ без проведения следственных действий в рамках расследования уголовного дела с ДД.ММ.ГГГГ в количестве дней находился в ИВС УМВД России по <адрес>, где условия его содержания не соответствовали нормам действующего законодательства, а именно, в камере, в которой он содержался площадью 10 кв. м содержались по 4 человека, также вторые ярусы спальных мест не оборудованы лестницами и поручнями, защищающими от падения во время сна с высоты м.На окнах камер установлены помимо решеток металлические отсекатели, препятствующие попаданию в камеру света и воздуха.Искусственное освещение очень тусклое, не позволяющее заниматься чтением и подготавливаться к судебным заседаниям.Из-за отсутствия искусственной вентиляции, в камере присутствуетспертый воздух, из-за которого постоянно испытывает приступы удушья. Также нередко совместно с ним в камере содержаться люди больные <данные изъяты> и другими инфекциями. Постельное белье, на котором спят эти люди не проходит санитарную обработку и дезинфекцию. Сотрудники ИВС <адрес> раздают пищу в уличной одежде, без перчаток, что увеличивает риск заражения опасными инфекциями. Свидетельством антисанитарных условий в ИВС <адрес> являются тараканы, свободно передвигающиеся по всей территории ИВС и камер, а также по посуде, из которой ему приходится есть. Таким образом, вследствие действий следственных органов СК РФ, которые намеренно содержат его в бесчеловечных условиях содержания под стражей, были нарушены его права, в связи с чем он просит взыскатьс административного ответчика Следственного отдела по <адрес> управления Следственного Комитета по РФ компенсацию в размере <данные изъяты> евро по курсу ЦБ РФ на ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с административного ответчика ИВС УМВД России по <адрес> компенсацию в размере <данные изъяты> евро по курсу ЦБ РФ на ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец, участвующий в судебном заседании посредством ВКС,требования настоящего иска поддержал, по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области и МВД России в судебном заседании требования настоящего иска не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск о том, что согласно сведениям Журналов учета лиц, содержащихся в ИВС УМВД России по <адрес> ЛО, за указанные административным истцом спорные периоды, ФИО1 В.В. действительно содержался в ИВС ФИО1 в указанные им периоды времени.Однако, истцом не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о наличии указанных им нарушений, а также возникновения негативных для него последствий в результате имевших, по мнению истца, нарушений условий его содержания в ИВС УМВД России в спорный период. Более того, согласно данным журналов медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС №, , жалоб на состояние здоровья по прибытии и убытии из ИВС УМВД России у Горячева В.В. не имелось, что подтверждается его собственноручными подписями. В нарушение требований закона административным истцом не указано, каким конкретно положениям нормативных правовых актов, по его мнению, противоречили его условия содержания в ИВС УМВД России. Факты, на которые административный истец ссылается, как на основания своих требований ничем не подтверждены.Кроме того, полагают, что со стороны административного истца имеет место пропуск срока обращения в суд без уважительной причины с требованием о признании незаконными бездействия административного ответчика УМВД России в спорные периоды его содержания в ИВС УМВД России, что само по себе является основание для отказа в удовлетворении исковых требований.О нарушении своих прав, свобод и законных интересов в спорные периоды содержания в ИВС УМВД России ФИО2 В.В. обратился в Гатчинский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, при этом, административный истец не указывает, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов, в связи с чем, полагает, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пропущен. При этом, заявления о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления от Горячева В.В. не поступало, равно как и не указаны обстоятельства, указывающие на уважительность причин пропуска процессуального срока, а также не имеется документов, подтверждающих уважительность данных причин. Доказательств, что административный истец был лишен возможности своевременной подачи административного иска об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц, а также ненадлежащих условий содержания в ИВС УМВД России, если таковые имели место быть на момент его содержания, Горячевым В.В. не представлено (л. д. ).

Впоследствии представителем административного ответчика УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области были представлены дополнения к возражениям(л.д. )о том, чтос ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Горячев В.В. содержался в ИВС ПиО УМВД России в камерах , и , которые являются -х местными, площадью от до кв.м. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Горячев В.В. содержался в -х местных камерах и , площадью от до кв.м, расположенных в помещениях спецприемника УМВД России, часть камер которого временно была переоборудована для размещения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в связи с осуществлением работ по капитальному ремонту здания ИВС ПиО УМВД России по адресу: <адрес> по государственным контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту данного объекта УМВД России. Во все вышеуказанные периоды содержание Горячева В.В. в ИВС ПиО УМВД России совместно с ним одновременно в камерах содержалось не более трех человек.Таким образом, доводы Горячева В.В. о нарушении требований минимальной площади камер считает необоснованными. В оконных проемах камер вместо подоконников устраиваются откосы с закругленными углами. Остекление оконных проемов камер следует выполнять из стекол и рам в соответствии с классом защиты оконных конструкций по РД 78.36.006-2005, который предусматривает наличие на стеклах защитной пленки. Согласно Своду Правил 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России, введенных в действие ДД.ММ.ГГГГ, размеры оконных проемов в ИВС составляют не менее м по высоте и м по ширине, оконные переплеты в камерах створные. По требованию лиц, содержащихся в ИВС, окна открываются для дополнительной вентиляции. Согласно п. 17.13 СП 12-95 МВД России, на всех оконных проемах служебных и вспомогательных помещений, камер, медицинских изоляторов, палат специализированных учреждений милиции и гаражей с наружной стороны необходимо устанавливать металлические решетки из круглой стали диаметром не менее мм и поперечных полос сечением не менее мм. Размеры ячеек решеток должны быть мм. Согласно государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по капитальному ремонту объекта УМВД России по Гатчинскому району ЛО, в камерах ИВС ПиО УМВД России заменены электрические светильники.Также, ИВС УМВД России оборудован приточно-вытяжной вентиляцией, которая на момент содержания Горячева В.В. находилась в исправном состоянии.Также, на основании заключенного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по дезинфекционной обработке, проведена дезинфекционная обработка зданий помещений УМВД России. Доводы Горячева В.В. об отсутствии постельного белья опровергаются сведениями камерной карточки, согласно которой в графе отметка о выдаче (сдаче) постельных принадлежностей и другого имущества ИВС, стоит подпись Горячева В.В. К тому же, согласно СП 12-95 МВД России специальных требований к оборудованию 2-х ярусных кроватей в ИВС ограждением верхнего яруса, а также лестницами не предусмотрено. При этом, истцом не указано, каким нормативным актам противоречит отсутствие лестниц и защитных ограничений. В ИВС ПиО УМВД России раздача пищи производится сотрудниками ИВС в установленное Правилами внутреннего распорядка время в белых халатах и с использованием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки). ИВС ПиО УМВД России оборудован медицинским блоком. Лица, содержащиеся в ИВС ПиО, которым по медицинским показаниям предусмотрено отдельное содержание, содержатся в медицинском блоке. Фельдшером ИВС в целях контроля состояния здоровья ежедневно проводятся осмотры лиц, содержащихся в ИВС УМВД России. Случаев заболевания COVID-19 в ИВС ПиО зафиксировано не было. Согласно Правилам внутреннего распорядка ИВС в субботу и воскресенье с до осуществляется вывод спецконтингента в душ. В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка ИВС, камеры ИВС ПиО УМВД России оборудованы тазами для гигиенических целей и стирки одежды, которые выдаются по требованию. Также, камеры оборудованы санитарными узлами (кабинками) отгороженными от общего помещения санитарными перегородками и дверками с соблюдением необходимых требований приватности. В связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований Горячева В.В. не имеется.

Представителем административного ответчика МВД России также были представлены возражения на административное исковое заявление, согласно которому полагает размер компенсации необоснованным в связи с нарушением п. 7 ч. 2 ст. 252 КАС РФ (л.д. ).

Представитель административного ответчикаСУ СК РФ по Ленинградской областив судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается уведомлением в получении судебной повестки.

Представитель административного ответчика Следственного Отдела по г. Гатчина Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Ленинградской областив судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается сведениями из Журнала исходящей корреспонденции Гатчинского городского суда Ленинградской области.

Представитель административного ответчика ИВС УМВД России по г. Гатчина и Ленинградской областив судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается распиской в получении судебной повестки.

Суд, руководствуясь ст. ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

Согласно ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.

В соответствии со статьёй 2З Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 10З-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона. Согласно статье 24 этого закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (далее - Конвенции) запрещает пытки и гласит, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию,

Согласно положениям ч. ч. 1,5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного

в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Согласно материалов дела, Приказом ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ.утверждено положение об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> (л.д. ).

Из письма, представленного СУ СК России по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уголовное дело в отношении Горячева В.В. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ, и ФИО10 по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158 УК РФ, п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ, по факту убийства ФИО11, находилось в производстве следственного отдела по г. Гатчина Следственного управления и в настоящее время направлено в Ленинградский областной суд для рассмотрения по существу. По информации ИВС ПиО УМВД России по <адрес> Горячев В.В. этапировался по требованиям следователей следственного отдела по г. Гатчина ФИО12, ФИО13, ФИО14 для проведения следственных действий и продления сроков содержания под стражей в следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что уголовное дело в настоящее время находится в Ленинградском областном суде, предоставить более точную информацию о датах проведения следственных и процессуальных действий с участием ФИО1 В.В. не представляется возможным (л.д. ).

Также, Заместителем начальника ИВС ПиО УМВД России старшим лейтенантом полиции ФИО9 суду была представлена справка от ., в которой указано с разбивкой по дням содержание Горячева В.В. в конкретной камере в ИВС ПиО УМВД России с общей площадью камеры и количестве человек, содержащихся в ней совместно с истцом, а также количество спальных мест(л.д. ).

Согласно сведениям из камерной карточкина период содержания Горячева В.В. в ИВС ПиО УМВД России, последнему под роспись выдавались постельные принадлежности и другое имущество ИВС в том числе: матрац, подушка, одеяло, две простыни, наволочка, полотенце, бумага для гигиенических целей (туалетная бумага – м), мыло хозяйственное ( гр.), туалетное мыло, зубная паста (порошок), зубная щетка, настольные игры, издания периодической печати, предметы для уборки камеры (л.д. ).

Также, в обосновании заявленных возражений УМВД России по <адрес> ЛО представлен технический паспорт на изолятор временного содержания на мест, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. ).

Доводы ответчиков, изложенные ими в возражениях, подтверждены представленными письменными доказательствами.

Так, УМВД России по <адрес> заключен государственный контракт на оказание услуг по обработке белья от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

УМВД России по <адрес> заключен государственный контракт на оказание услуги по восстановлению работоспособности и поддержанию технико-экономических и эксплуатационных показателей систем вентиляции и кондиционирования на объекте УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

УМВД России по <адрес> заключен государственный контракт на поставку металлической посуды для нужд УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

УМВД России по <адрес> заключен государственный контракт на оказание услуги по дезинсекции и дератизации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.

УМВД России по <адрес> заключен государственный контракт на оказание услуги по дезинсекции и дератизации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

УМВД России по <адрес> заключен государственный контракт на оказание услуг по дезинфекционной обработке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Согласно акта сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ, проведена работа по дезинфекции на основании государственного контракта на оказание услуг по дезинфекционной обработке от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно актов сдачи оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.проведена работа по дезинфекции здания ИВС, расположенного по адресу: <адрес>, на основании государственного контракта .

УМВД России по <адрес> заключен государственный контракт на поставку мягкого инвентаря для нужд УМВД России по <адрес> ЛО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

УМВД России по <адрес> заключен государственный контракт на оказание услуг прачечной от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

УМВД России по <адрес> заключен государственный контракт на оказание услуги по восстановлению работоспособности и поддержанию технико-экономических и эксплуатационных показателей систем вентиляции и кондиционирования на объекте УМВД России по <адрес> ЛО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

УМВД России по <адрес> заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта ФИО1 по <адрес> ЛО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Также,УМВД России по <адрес> ЛОпредставленыфототаблицы камерных помещений, в которых содержался Горячев В.В. с зонами приватности, прогулочного двора и душевой (л. д. ).

По данным Журналовмедицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ жалоб на состояние здоровья в период с в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в письменной и устной форме от обвиняемогоГорячева В.В., ДД.ММ.ГГГГ г. р., не поступало (л. д.

По данным журнала регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер изолятора временного содержания в период содержания Горячева В.В. в ИВС ПиО УМВД России прогулки осуществлялись регулярно, за исключением добровольного отказа последнего от них по погодным и иным условиям, а также в период проведения следственных действий и проведения судебных заседаний, что подтверждается подписью Горячева В.В.

Согласно ответа на запрос из ФКУЗ Медико-санитарная часть филиал «Больница » /ТО/75/30-1568 от ДД.ММ.ГГГГ Горячев В.В. при поступлении в СИЗО- УФСИН России по <адрес> и <адрес> жалоб не предъявлял, состояние здоровья оценено как удовлетворительное, был осмотрен врачами-специалистами, в том числе врачом-инфекционистом, ему назначено лечение.

Ответчиками заявлено о пропуске срока подачи настоящего иска.

Суд находится данные доводы несостоятельными, т. к. в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что административный истец содержался в ИВС ПиО УМВД России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Обратился в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГг., т. е. не позднее трех месяцев с даты последнего пребывания в ИВС, а соответственно срок подачи настоящего иска нельзя считать пропущенным. Доводы представителя административного ответчика в этой части основаны на неверном толковании норм действующего законодательства в части сроков обращения в суд с административным иском, т. к. административным истцом обжалуются действия ответчиков при его пребывании в ИВС в течение всего срока.

Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к"бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, какправило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы.

Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

В силу ст. 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушенными, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).

Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

В соответствии с частью 2 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.

В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (частью 3 статьи 77.1 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 2 - 4 Постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально- бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное – как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц. Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительногосодержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации).

Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 УИК РФ.

Так, согласно части 1 статьи 99 данного Кодекса норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая

2004 года N 174-0, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы Анчугова

С.Б. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, указал, что это законоположение, содержащее дифференциацию норм жилой площади с учетом пола, возраста, состояния здоровья и условий отбывания наказания конкретным осужденным, с одной стороны, является юридической гарантией недопущения предоставления площади в камере ниже минимального размера, установленного законом, а с другой - не препятствует реализации рекомендаций международных организаций (в частности, Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания) по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными при наличии необходимых экономических и социальных условий.

Постановлением Европейского Суда по правам человека от 20 октября 2016 года, вынесенным Большой Палатой Европейского Суда по делу "ФИО16 против <данные изъяты>", жалоба N 7334/13 на отсутствие личного пространства в тюрьме, не достигающего периодически 3 кв. м, сформулировано правило: оценка того, имело ли место нарушение требований статьи 3 Конвенции, не может быть сведена к исчислению квадратных метров, которыми располагает заключенный, так как данный подход не учитывает тот факт, что практически лишь всеобъемлющий учет конкретных условий содержания под стражей может дать точную картину реальной жизни заключенных.

Европейский Суд указал, если личное пространство, доступное заключенному, не достигает 3 кв. м площади пола в переполненных тюремных камерах, нехватка личного пространства считается столь суровой, что возникает сильная презумпция нарушения требований статьи 3 Конвенции. Бремя доказывания возлагается на государство-ответчика, которое может опровергнуть эту презумпцию, доказав, что имелись факторы, способные адекватно компенсировать недостаток личного пространства.

Приведенная позиция воспроизведена в решении от 17 марта 2020 года по делу "ФИО15 и другие против Российской Федерации", в котором Европейский Суд по правам человека констатировал, что последовательная практика Европейского Суда заключается в том, чтобы считать 3 кв. м жилой площади на человека в качестве соответствующего минимального стандарта, предусмотренного статьей 3 Конвенции.

Как установлено судом при разрешении спора, при содержании в различных камерах в ИВС минимальная площадь, которая приходилось на истца составляла 4,2 и более кв. м площади личного пространства, что не свидетельствует о переполненности камер (помещений), невозможности свободного перемещения между предметами мебели, а также не свидетельствует о причинении истцу реального физического вреда либо глубоких физических или психических страданий, которые свидетельствовали бы о бесчеловечном обращении.

Доводы истца об отсутствием достаточного естественного освещения и доступа свежего воздуха, ненадлежащих условий прогулки, ненадлежащих санитарно-гигиенических условий опровергаются представленными в материалы дела стороной ответчика доказательствами, исследованными судом, фотоматериалами, государственными контрактами на проведении дезинфекционных работ, на оказание услуг по обработке белья от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), на оказание услуги по восстановлению работоспособности и поддержанию технико-экономических и эксплуатационных показателей системвентиляции и кондиционирования, на поставку металлической посуды для нужд, на оказание услуги по дезинсекции и дератизации, на поставку мягкого инвентаря (л.д. 106-108), на оказание услуг прачечной от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), по капитальному ремонту объекта УМВД России по <адрес> ЛО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116-120), журналамимедицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, журналом регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер изолятора временного содержания.

Допрошенные по делу свидетели ФИО6, ФИО7, ФИО8,подтверждали довода истца, изложенные в иске оневыдаче гигиенических средств, о качестве питания и постельного белья, при этом, указывали на то, что в камерах имеются холодильники, телевизоры, прогулка осуществляется не строго по времени, а может продолжаться и в течение часа и более.

В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека; в соответствии с п. 43 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи; для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдают: мыло хозяйственное, бумагу для гигиенических целей, настольные игры, издания периодической печати, предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере.

Как следует из п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется прогулка (п. 130 Правил). На прогулку не выводятся больные, которым прогулка не рекомендована врачом или фельдшером. Вывод на прогулку подозреваемых и обвиняемых осуществляется в дневное время по графику, составленному начальником ИВС, исключающему нарушения правил изоляции различных категорий подозреваемых и обвиняемых. Прогулка может быть отменена или сокращена по распоряжению начальника ИВС в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, а также на период ликвидации чрезвычайных происшествий (побегов, случаев самоубийств и т.д.), осложнения обстановки и в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар и т.п.).

Согласно ст. 9 Закона N 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Горячев В.В. в период предварительного расследования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уголовного дела по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ по факту убийства ФИО11, содержался в ИВС УМВД России по <адрес>, всего его срок пребывания в ИВС дней.

Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что факты нарушения условий содержания в ИВС в периоды содержания Горячева В.В. под стражей не нашли своего подтверждения, были опровергнуты представленными стороной ответчика вышеприведенными доказательствами, а соответствующие доводы истца являются голословными. При этом, на вопросы суда истец пояснил, что не было смысла писать жалобы на администрацию ИВС, так как жалобы не принимались.

Так, камеры, в которых содержался истец, предусмотрены для нахождения в них 4 человек, оснащены индивидуальными спальными местами, столом, двухместной скамьей, табуретом. В камере имеется санузел с соблюдением приватности, представляющий собой бетонное ограждение в форме буквы «<данные изъяты>», отделанное кафельной плиткой, высота бетонной кабины, огораживающий санузел составляет метра, зона приватности не входит в зону видеонаблюдения. Все камеры оснащены приточно-вытяжной вентиляцией, имеются окна, которые оклеены матовой пленкой, окна открываются. Камеры оснащены дневным и ночным освещением. Для восстановления работоспособности и поддержанию технико-экономических и эксплуатационных показателей систем вентиляции и кондиционирования УМВД России по <адрес> заключаются государственные контракты.Наличие в камерах, в которых содержался Горячев В. В. окон, которые открываются, спального места, стола, табуретки, скамьи подтверждается представленными фотоматериалами. Также, фотоматериалами подтверждается наличие зоны приватности, отсутствие в указанной зоне камеры видеонаблюдения. Санитарно-гигиенические требования содержания также подтверждаются вышеприведенными контрактами по дезинфекции и дезинсекции, выдача мягкого инвентаря осуществлялась, что подтверждается камерной карточкой, подписанной административным истцом.

Прогулки обвиняемых осуществляются по скользящему графику ежедневно в светлое время суток в прогулочном дворе, который оборудован скамейками и навесом от дождя. Оборудование прогулочного двора подтверждается представленными фотоматериалами.

По субботним и воскресным дням в период с 9 до 18 часов в ИВС осуществляется вывод спецконтингента в душ, оборудование и наличие которого подтверждается фотоматериалами.

Суд приходит к выводу о том, что условия содержания истца в ИВС соответствовали нормам, установленным Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103-ФЗ, с какими либо жалобами на ненадлежащие условия содержания истец в период его пребывания в ИВС не обращался.

Также, в деле отсутствуют доказательства того, что в период пребывания истца в ИВС он получил какие-либо травмы, либо обращался за оказанием медицинской помощи.

Также, суд считает, что заявленные в деле в качестве ответчиков Следственный отдел по г. Гатчина Следственного Комитета РФ по Ленинградской области, а также Следственный Комитет РФ по Ленинградской области не относятся к органам, осуществляющим содержание подозреваемых, обвиняемых под стражей, их действия по этапированию административного истца в ИВС не состоят в прямой причинно-следственной связи с содержанием, по мнению истца, в надлежащихусловиях в ИВС <адрес>.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания незаконными бездействий ответчиков по не обеспечению истца минимальными нормами материально-бытового обеспечения и взыскания в пользу истца компенсации за нарушение условий содержания под стражей, а потому в иске надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искаГорячева Вячеслава Владимировича к Следственному отделу по г. Гатчина Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Ленинградской области, ИВС УМВД России по г. Гатчина Ленинградской области, УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области, Российской Федерации в лице МВД России, Следственному Управлению Следственного Комитета РФ по Ленинградской области о взыскании компенсации за содержание под стражей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяцас момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинный документ находится в материалах

дела

УИД

Гатчинского городского суда Ленинградской области

2а-3394/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Горячев Вячеслав Владимирович
Ответчики
УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области
Российская Федерация в лице МВД России
ИВС УМВД России по Гатчине ЛО
Следственный отдел по г.Гатчине СУ СК по ЛО
Суд
Гатчинский городской суд Ленинградской области
Судья
Гиренко Марина Викторовна
Дело на сайте суда
gatchinsky.lo.sudrf.ru
26.04.2021Регистрация административного искового заявления
26.04.2021Передача материалов судье
29.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.07.2021Предварительное судебное заседание
16.08.2021Предварительное судебное заседание
23.09.2021Предварительное судебное заседание
25.10.2021Предварительное судебное заседание
22.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее