Дело № 2-537/2021
УИД 29RS0011-01-2021-000954-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года село Верхняя Тойма
Красноборский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Королевой Я.А.
при секретаре Кичевой Е.А.,
с участием
представителя истца помощника прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Шариковой В.С.,
представителя ответчика директора МБОУ «Верхнетоемская СОШ» Русанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Верхнетоемская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования Верхнетоемского района о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Вилков Д.Л. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Верхнетоемская СОШ» и Управлению образования Верхнетоемского района о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму, а именно: здание школы, расположенное по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Кулижского, д. 20Б, обеспечить физической охраной, контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) к основным входам в здания, входящие в состав объектов (территорий); здание детского сада, расположенное по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Ломоносова, д. 27А, обеспечить физической охраной, оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), организовать контрольно-пропускные пункты (посты охраны) к основным входам в здания, входящие в состав объектов (территорий), оснастить стационарными или ручными металлоискателями; здание школы, расположенное по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, дер. Дудыревская, д. 24, здание школы и детского сада, расположенное по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, пос. Сойга, д. 16, здание детского сада, расположенное по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, пос. Приозерный, ул. Набережная, д. 4, здания детского сада, расположенного по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Кировская, д. 10 и 12, обеспечить пропускным и внутриобъектовым режимом и осуществлением контроля за их функционированием; оснастить системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержанием их в исправном состоянии. Свои требования обосновал тем, что в целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. В ходе проведения прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области проверки исполнения МБОУ «Верхнетоемская СОШ» законодательства об образовании, о противодействии терроризму выявлены нарушения закона, которые способствуют созданию условий для наступления негативных последствий в учреждении, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних. При этом обязанность по финансированию установки средств противодействия терроризму должно быть возложено как на само образовательное учреждение, так и на администрацию муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора Верхнетоемского района Шарикова В.С. поддержала заявленные требования.
В судебном заседании представитель ответчика директор МБОУ «Верхнетоемская СОШ» Русанов А.В. возражал против заявленных исковых требований. В представленных суду возражениях указал, что МБОУ «Верхнетоемская СОШ» принимает меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений на объектах в пределах ассигнований, выделенных из бюджета Верхнетоемского муниципального района. По муниципальной программе на усиление антитеррористической защищенности объектов образования в 2020-2021 годах учреждению выделялись средства, которые были направлены на закупку и установку систем видеонаблюдения (школа и детсад в с. Верхняя Тойма, школа и детсад в пос. Сойга), приобретение ручного металлоискателя (школа с. Верхняя Тойма). Во всех обособленных подразделениях введен контрольно-пропускной режим (приказ директора от 18.12.2015). Положение о контрольно-пропускном режиме размещено на сайте учреждения, назначены должностные лица ответственные за его соблюдение. В школе в с. Верхняя Тойма (ул. Кулижского, д. 20Б) контрольно-пропускной режим обеспечивается дежурными из числа педагогических работников на посту, который находится при основном входе в здание. В ноябре 2019 года проведено категорирование всех восьми объектов по всем адресам осуществления образовательной деятельности. Паспорта объектов согласованы и утверждены. К объектам III категории отнесены здания школы (ул. Кулижского, д. 20Б) и детсада (ул. Ломоносова, д. 27А) в с. Верхняя Тойма. Остальные - к IV категории. Для обеспечения здания школы физической охраной силами ФГУП «Охрана» потребуется в год 1 153 680,00 рублей, здания детсада (ул. Ломоносова, д. 27А) – в год 897 180,00 рублей. Монтаж оборудования, обеспечивающего передачу тревожных сообщений на объектах учреждения, потребует дополнительно 93 474,92 рубля. Всего (с учетом текущего содержания имеющейся охраны по заключенным договорам) потребуется 2 915 952,00 рублей. Такими средствами МБОУ «Верхнетоемская СОШ» не располагает. Считает, что поскольку Правительством Российской Федерации подготовлен проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)», то в случае его принятия объекты учреждения, категорированные в настоящее время как объекты III категории, должны будут перейти в IV категорию. Соответственно, МБОУ «Верхнетоемская СОШ» выполнит все требования, предъявляемые к объектам просвещения в плане их антитеррористической защищенности.
В судебное заседание представитель Управления образования Верхнетоемского района не явился. В представленном суду отзыве и.о. начальника Управления образования Верхнетоемского района Томилова А.В. указала, что с предъявленным иском не согласна, так как в настоящее время вносятся изменения в акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий). В случае принятия постановления у многих объектов снизится категория опасности, что позволит уменьшить количество требований, выдвинутых прокурором к МБОУ «Верхнетоемская СОШ». Согласно проекту вносимых изменений, все объекты МБОУ «Верхнетоемская СОШ» будут относиться к объектам IV категории. В соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, из мероприятий по антитеррористической защищенности останутся только обеспечение пропускным и внутриобъектовым режимом и осуществление контроля за их функционированием и оснащение системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Возложение обязанности устранить нарушения действующего законодательства повлечет значительные расходы, не предусмотренные ни в бюджете Верхнетоемского муниципального района, ни в бюджете Верхнетоемского муниципального округа на 2022 год. Просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, рассмотреть дело без участия представителя Управления образования.
Третье лицо администрация Верхнетоемского муниципального района своего представителя в суд не направила, отзыва по иску в суд не представила, просила рассмотреть дело без участия своего представителя.
По определению суда в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Управления образования Верхнетоемского района Архангельской области и представителя третьего лица.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика МБОУ «Верхнетоемская СОШ», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов дела, в соответствии с п.п. 1.1.-1.3. Устава МБОУ «Верхнетоемская СОШ», утвержденного распоряжением Управления образования администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 24.11.2015 № 249, МБОУ «Верхнетоемская СОШ» (далее – ОУ) является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования, и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности. Организационно-правовая форма: учреждение. Тип учреждения: муниципальное бюджетное учреждение. Тип образовательной организации: общеобразовательная организация.
Согласно п. 1.4. Устава, учредителем и собственником ОУ является муниципальное образование «Верхнетоемский муниципальный район».
В силу п. 1.5. Устава ОУ является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования № 1006), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий) (п. 2 Требований № 1006).
Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования (п. 4 Требований № 1006).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5 Требований № 1006).
Согласно п. 24 Требований № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
На основании п. 25 Требований № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В соответствии с п.п. 30, 31 Требований № 1006 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца; система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания; в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Согласно п. 1.1 Положения об Управлении образования администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» утвержденного решением Собрания депутатов МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 30.06.2015 № 6 Управление образования администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» (сокращенное наименование – Управление образования Верхнетоемского района) является структурным подразделением администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район», созданным с целью реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В силу п. 1.7. Управление образования Верхнетоемского района обладает правами юридического лица, имеет печать.
В соответствии с подп. 55 и 61 п. 2.2. Положения, Управление образования Верхнетоемского района в соответствии с возложенными на него задачами оказывает содействие муниципальным образовательным организациям по организации работы в части обеспечения, в том числе антитеррористической безопасности; рассматривает и утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных образовательных организаций.
Проверка показала, что здание школы, расположенное по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, село Верхняя Тойма, улица Кулижского, дом 20Б, физической охраной не обеспечено, контрольно-пропускные пункты (посты охраны) к основным входам в здания, входящие в состав объектов (территорий), отсутствуют; здание детского сада, расположенное по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, село Верхняя Тойма, улица Ломоносова, дом 27А, физической охраной не обеспечено, на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации) не оборудовано, контрольно-пропускные пункты (пост охраны) к основным входам в здания, входящие в состав объектов (территорий), отсутствуют, объекты (территории) стационарными или ручными металлоискателями не оснащены. Здание школы, расположенное по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, деревня Дудыревская, дом 24, здание школы и детского сада, расположенное по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, поселок Сойга, дом 16, здание детского сада, расположенное по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, поселок Приозёрный, дом 4, здания детского сада, расположенные по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, село Верхняя Тойма, улица Кировская, дома 10 и 12, не обеспечены пропускным и внутриобъектовым режимом и осуществлением контроля за их функционированием; не оснащены системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.
Таким образом, МБОУ «Верхнетоемская СОШ» осуществляет деятельность в условиях, не обеспечивающих охрану объектов (территорий).
Ответчиками МБОУ «Верхнетоемская СОШ» и Управлением образования Верхнетоемского района не обеспечиваются в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора Верхнетоемского района Архангельской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 1 ст. 333.19 НК РФ и п. 2 ст. 61.1 БК РФ с ответчика МБОУ «Верхнетоемская СОШ», не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета МО «Верхнетоемский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой суд определяет исходя из того, что исковое заявление направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которые являются физическими лицами, то есть в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Верхнетоемская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования Верхнетоемского района о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.
Обязать МБОУ «Верхнетоемская СОШ» и Управление образования Верхнетоемского района обеспечить безопасные условия обучения и воспитания детей в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006.
Взыскать с МБОУ «Верхнетоемская СОШ» в доход бюджета муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области (Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 13 декабря 2021 года.
Председательствующий Я.А. Королева