Дело № 2-2811/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
07 сентября 2015 года Анапский городской суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего Абраменко С.В.,
при секретаре Курочкиной Е.П.,
с участием помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В.,
представителя ответчика действующего на основании доверенности от 17.08.2015 Зыкина В.Л.,
представителя главного управления МЧС России по Краснодарскому краю – Суханова Д.К., действующего на основании доверенности от 26 марта 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Центральный Универмаг» о признании незаконным действий и обязании устранить допущенные нарушения законодательства об отходах производства и потребления, пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Анапский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Центральный Универмаг» о признании незаконным действий и обязании устранить допущенные нарушения законодательства об отходах производства и потребления, пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности в местах массового пребывания людей на территории муниципального образования город-курорт Анапа.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Центральный Универмаг» осуществляет деятельность по эксплуатации нежилого помещения, используемого в качестве торгового центра «Центральный универмаг», расположенного по адресу: г.-к.Анапа, ул.Краснодарская, 5.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 29 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В силу требований статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека и т.д.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее -Правила).
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 14 Правил ООО «Центральный Универмаг» не обеспечено хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. Сбор отработанных люминесцентных ламп осуществляется в металлический контейнер, находящийся на хозяйственной площадке универмага, не защищенной от попадания атмосферных осадков и свободного доступа людей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушениями требований пожарной безопасности являются невыполнение или ненадлежащее их выполнение.
Статьей 20 указанного закона установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Положениями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) установлены обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, в том числе при проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила).
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 утверждены «Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее - НПБ 110-03)
Проверкой установлено, что ООО «Центральный универмаг» требования пожарной безопасности существенным образом нарушены.
Так, в нарушение требовании НПБ 110-03 (табл. 1, п. 10.3) в помещении торгового центра отсутствует автоматическая установка пожаротушения.
Собственник объекта не организовал перекатку пожарных рукавов, что противоречит требованиям п. 57 Правил.
В нарушение п. 475 Правил не на всех имеющихся огнетушителях имеются порядковые номера.
Должностные лица предприятия прошли обучение мерам пожарно-технического минимума, в административных и общественных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны что является нарушением п. 3 Правил.
В нарушение требований п.2 инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил.
У приемно-контрольного прибора не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта, что противоречит положениям п.64 Правил.
В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. уточнила заявленные требования и просила из просительной части иска исключить требование обязать ООО «Центральный Универмаг» устранить допущенные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о пожарной безопасности, а именно: обеспечить хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары; 1 помещении торгового центра установить автоматическую установку пожаротушения; осуществить перекатку пожарных рукавов; все имеющиеся огнетушители обозначить порядковыми номерами; осуществить обучение мерам пожарно-технического минимума должностных лиц; в административных и общественных помещениях на видных местах вывесить таблички с указанием номеров вызова пожарной охраны; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил; у приемно-контрольного прибора вывесить инструкцию о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта. Также исключить требование о запрете деятельности ООО «Центральный Универмаг» по эксплуатации торгового центра «Центральный универмаг», расположенного по адресу: г.-к. Анапа, ул.Краснодарская, 5 до полного устранения нарушений законодательства. В остальной части заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Зыкин В.Л., в судебном заседание требования прокурора признал в части бездействие ООО «Центральный Универмаг», в части нарушения законодательства об отходах производства и потребления, пожарной безопасности. Остальные нарушения полностью устранены.
Представитель Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Суханов Д.К. в судебном заседании суду пояснил, что ООО «Тукан» устранены все допущенные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, пожарной безопасности.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит уточненные требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Центральный Универмаг» осуществляет деятельность по эксплуатации нежилого помещения, используемого в качестве торгового центра «Центральный универмаг», расположенного по адресу: г.-к.Анапа, ул.Краснодарская, 5.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.Статьей 29 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В силу требований статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека и т.д.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее -Правила).
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 14 Правил ООО «Центральный Универмаг» не обеспечено хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. Сбор отработанных люминесцентных ламп осуществляется в металлический контейнер, находящийся на хозяйственной площадке универмага, не защищенной от попадания атмосферных осадков и свободного доступа людей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушениями требований пожарной безопасности являются невыполнение или ненадлежащее их выполнение.
Статьей 20 указанного закона установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Положениями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) установлены обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, в том числе при проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила).
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 утверждены «Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее - НПБ 110-03)
Проверкой установлено, что ООО «Центральный универмаг» требования пожарной безопасности существенным образом нарушены.
Так, в нарушение требовании НПБ 110-03 (табл. 1, п. 10.3) в помещении торгового центра отсутствует автоматическая установка пожаротушения.
Собственник объекта не организовал перекатку пожарных рукавов, что противоречит требованиям п. 57 Правил.
В нарушение п. 475 Правил не на всех имеющихся огнетушителях имеются порядковые номера.
Должностные лица предприятия прошли обучение мерам пожарно-технического минимума, в административных и общественных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны что является нарушением п. 3 Правил.
В нарушение требований п.2 инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил.
У приемно-контрольного прибора не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта, что противоречит положениям п.64 Правил.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Вышеуказанные нарушения носят длящийся характер и не устранены в течение продолжительного времени. При этом ответчиком не принимаются меры по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации объекта массового пребывания граждан.
Бездействием ответчика нарушены требования ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», предусматривающей принципы противодействия терроризму, к числу которых относится: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий терроризма.
В указанном законе дано понятие террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Таким образом, в случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности, допущенных ООО «Центральный Универмаг», минимизация последствий террористического акта достигнута не будет.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 69-ФЗ, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, возмещение ущерба, причиненного пожаром, а также на получение информации по вопросам пожарной безопасности.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если такие права и законные интересы нарушены.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее заявление направляется в интересах неопределённого круга лиц.
При этом ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В судебном заседании также установлено, что из сообщения № 14-3486-14-46 от 03 сентября 2015 года ТО Роспотребнадзора следует, что при проведении дополнительной проверки выявлено, что ООО «Центральный Универмаг» нарушения требований об отходах производства и потребления полностью устранены.
Согласно сообщения № 23-1310-9-8 от 04 сентября 2015 года следует, что дополнительной проверкой на предмет устранения ранее выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности ООО «Центральный Универмаг» установлено, что нарушения требований пожарной безопасности устранены в полном объеме.
В связи с чем, суд полагает, что требования прокурора в части признания бездействия ООО «Центральный универмаг» нарушения законодательства об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку в силу ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации органы прокуратуры от уплаты государственной пошлины освобождены, принимая во внимание то, что исковые требования удовлетворены с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Уточненные исковые требования Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Центральный Универмаг» о признании незаконным действий и обязании устранить допущенные нарушения законодательства об отходах производства и потребления, пожарной безопасности - удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Центральный Универмаг» в части нарушения законодательства об отходах производства и потребления и о пожарной безопасности при эксплуатации торгового центра «Центральный универмаг», расположенного по адресу: г.-к. Анапа, ул.Краснодарская, 5 – незаконным.
Взыскать с ООО «Центральный Универмаг» в пользу соответствующего бюджета бюджетной системы РФ государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий: