Решение по делу № 2-157/2023 (2-6479/2022;) от 29.09.2022

Дело № 2-157/2023

УИД03RS0005-01-2022-009694-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    07 марта 2023 года г.Уфа

    Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Проскуряковой Ю.В.,

при секретаре Захаренковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании принять меры по финансированию оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха,

установил:

    Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об обязании принять меры по финансированию оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

В обоснование указал, что прокуратурой выявлены нарушения в части обеспечения постоянного мониторинга состояния атмосферного воздуха на территории Республики Башкортостан.

Положением о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681, предусмотрено, что государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственного фонда.

Федеральный закон № 113-Ф3 определяет, что стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением - это комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.

В соответствии с пунктами 5.4.3, 5.4.4 Положения Росгидромет осуществляет деятельность по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе по организации и прекращению деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определению их местоположения, а также государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 96-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся, в том числе организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха, и обеспечение его проведения.

Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 «О государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды», организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляется в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Учитывая изложенные правовые нормы, полномочия по организации деятельности стационарных пунктов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха единой системы государственного экологического мониторинга, определения их места расположения возложены федеральным законом на Росгидромет и его территориальные органы и организации.

На территории Республики Башкортостан государственный мониторинг загрязнения окружающей среды - атмосферного воздуха, почвы, воды осуществляет ФГБУ «Башкирское УГМС».

    В соответствии с пунктами 3.2.13, 3.2.16 Устава ФГБУ «Башкирское УГМС» осуществляет материально-техническое оснащение наблюдательной сети Учреждения приборами, оборудованием и другими материальными ресурсами, в целях обеспечения установленной сферы деятельности, организацию и выполнение работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции, находящихся на праве оперативного управления зданий и сооружений, метеорологических площадок, постов наблюдения за загрязнением атмосферы.

    Так, на территории Республики Башкортостан мониторинг атмосферного воздуха проводится ФГБУ «Башкирское УГМС» 6 лабораториями на 20 стационарных постах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, расположенных в следующих городах: в г. Уфа – 9; г. Стерлитамак – 5; г. Салават – 3; г. Благовещенск – 1; г. Туймазы - 1.

В соответствии с пунктами 1.2, 2.5, 2.6, 2.7 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест», введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 № 3395, стационарный пост наблюдения предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа.

Число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тыс. жителей, 2 поста - 50-100 тыс. жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тыс. жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тыс. жителей, 5 - 10 постов - более 500 тыс. жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей.

В населенных пунктах устанавливают один стационарный или маршрутный пост через каждые 0,5 - 5 км с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнения.

Аналогичные требования к размещению и количеству постов наблюдений за состоянием загрязнения атмосферы предъявляются «РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы» (далее - РД 52.04.186-89).

В ходе проверки установлено, что с учетом числа населения количество постов государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха на территории Республики Башкортостан в городах Сибай, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Учалы, Туймазы не соответствует требованиям вышеназванного ГОСТ 17.2.3.01-86, а также РД 52.04.186-89.

Так, с учетом числа населения на сегодняшний день в г. Сибай необходимо 2 поста, в г.Кумертау необходимо 2 поста, в г.Нефтекамск необходимо 2-3 поста, в г.Октябрьский необходимо 2-3 поста, в г.Белебей необходимо 2 поста, в г.Ишимбай необходимо 2 поста, в г.Мелеуз необходимо 2 поста, в г.Учалы необходим 1 пост.

При этом в вышеуказанных населенных пунктах полностью отсутствуют какие-либо посты наблюдений за состоянием загрязнений атмосферного воздуха как государственного, регионального, территориального и локального уровней.

В г. Туймазы в настоящее время не хватает 1 поста наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

Опрошенная 12.09.2022 г. в ходе проверки начальник ФГБУ «Башкирское УГМС» Горохольская В.З. пояснила, что в связи с отсутствием необходимого финансирования из федерального бюджета на приобретение, установку и содержание стационарных постов наблюдения соблюдение требований указанного руководящего документа в части наличия необходимого количества постов исходя из численности населения в вышеуказанных городах в настоящее время не представляется возможным.

Отсутствие необходимого количества систем мониторинга исключает возможность получения фактических сведений о наличии загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, не позволяет точно определить превышения их предельно-допустимой концентрации, и, как следствие, предоставить уполномоченным органам, в том числе обеспечивающим безопасность государства, достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, а также оперативно реагировать на нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.

Учитывая, что федеральным законодательством обязанность по финансированию оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха возложена на Росгидромет, а вопросы по осуществлению материально-технического оснащения наблюдательной сети, ее оборудования отнесены к ФГБУ «Башкирское УГМС», настоящий иск с соответствующими требованиями предъявляется одновременно к двум вышеуказанным организациям.

Таким образом, обращение прокурора в суд с данным иском связано с необходимостью защиты конституционных прав, законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, обеспечения защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, что свидетельствует об отнесении данного спора к экологическому, связанному с природопользованием, что согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ подведомственно суду общей юрисдикции.

С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для устранения допущенных нарушений, а также степени экологической опасности изложенных нарушений, срок для финансирования Росгидрометом оборудования стационарных постов наблюдения должен быть установлен в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а ФГБУ «Башкирское УГМС» обязано принять меры по оборудованию необходимых постов наблюдения в срок в течение 9 месяцев с момента выделения соответствующего финансирования.

С учетом изложенного, а также с учетом уточнений, прокурор просит обязать Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ИНН 7703092752, ОГРН 1037739532192) в срок в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять исчерпывающие меры, направленные на финансирование оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, а также на обеспечение проведения на них наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в городах Сибай, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Учалы, Туймазы Республики Башкортостан в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов, введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 № 3395;

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ИНН 0276014882) в срок в течение 9 месяцев с момента выделения денежных средств оборудовать в городах Сибай, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Учалы, Туймазы Республики Башкортостан посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов, введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 № 3395.

Также по ходатайству истца в качестве соответчиков были привлечены Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан.

В судебном заседании Башкирский природоохранный межрайонный прокурор Гуслов Е.А. поддержал уточненные исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФГБУ "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Сабиров Ф.Р. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ответчика Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Суфиянов А.А. иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Правительства РБ, в судебное заседание не явились, в суд направлены письменные возражения.

Представители третьих лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ, Администрации г.Кумертау, Администрации г. Учалы, Администрации г.Нефтекамск, Администрации г.Сибай, Администрации г.Мелеуз, Администрации г.Октябрьский, Администрации г.Туймазы, Администрации г.Белебей, Администрации г.Ишимбай, Администрации г. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела изаещены надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п.1 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Во исполнение указанных норм Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился с настоящим иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) установлено, что загрязнение атмосферного воздуха – это поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Мониторингом атмосферного воздуха является система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

Основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст.3 Федерального закона № 96-ФЗ).

В соответствии с вышеуказанным законом постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681 утверждено Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), которым предусмотрено, что государственный экологический мониторинг осуществляется рядом министерств и ведомств федерального уровня, в том числе Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственного фонда.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.

Государственный экологический мониторинг осуществляется посредством функционирования государственной наблюдательной сети, а именно: стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды.

Федеральный закон № 113-Ф3 определяет, что стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением - это комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004
№ 372 утверждено Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Положение).

Согласно пункту 1 Положения Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.

В соответствии с пунктами 5.4.3, 5.4.4 Положения Росгидромет осуществляет деятельность по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе по организации и прекращению деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определению их местоположения, а также государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).

Согласно пункту 2.1 Положения об управлениях и самостоятельных отделах центрального аппарата Росгидромета, утвержденного 12.01.2015, управления и самостоятельные отделы Росгидромета обеспечивают в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» осуществление возложенных на Росгидромет функций, связанных с управлением государственным имуществом, оказание государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 96-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся, в том числе организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха, и обеспечение его проведения.

Статьёй 23 Федерального закона № 96-ФЗ предусмотрено, что государственный мониторинг атмосферного воздуха организуют Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: участие в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 «О государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды», согласно пункту 3 которого организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона № 113-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в установленном порядке утверждает перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организует и обеспечивает проведение таких работ, осуществляет иную деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях финансируется за счёт федерального бюджета.

Иные работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях могут финансироваться за счет федерального бюджета и других, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Согласно статье 13 Федерального закона № 113-ФЗ организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляется в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Таким образом, полномочия по организации деятельности стационарных пунктов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха единой системы государственного экологического мониторинга, определения их места расположения возложены федеральным законом на Росгидромет и его территориальные органы и организации.

В соответствии с пунктом 4 Положения по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На территории Республики Башкортостан государственный мониторинг загрязнения окружающей среды осуществляет ФГБУ «Башкирское УГМС».

Названное учреждение в своей деятельности руководствуется Уставом ФГБУ «Башкирское УГМС», утвержденным приказом Росгидромета от 06.10.2015 № 609.

    Согласно пунктам 2.1, 3.1, 3.2.2 Устава ФГБУ «Башкирское УГМС» является юридическим лицом, предметом и целью деятельности которого является выполнение работ, оказание услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Росгидромета, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации на территории Республики Башкортостан, проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, в том числе за загрязнением атмосферного воздуха, радиоактивным загрязнением окружающей среды, фоновым состоянием и трансграничным переносом загрязняющих веществ.

    В соответствии с пунктами 3.2.13, 3.2.16 Устава ФГБУ «Башкирское УГМС» осуществляет материально-техническое оснащение наблюдательной сети Учреждения приборами, оборудованием и другими материальными ресурсами, в целях обеспечения установленной сферы деятельности, организацию и выполнение работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции, находящихся на праве оперативного управления зданий и сооружений, метеорологических площадок, постов наблюдения за загрязнением атмосферы.

    Как указано истцом и не оспаривается ответчиками, на территории Республики Башкортостан мониторинг атмосферного воздуха проводится ФГБУ «Башкирское УГМС» 6 лабораториями на 20 стационарных постах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, расположенных в следующих городах: в г. Уфа – 9; г. Стерлитамак – 5; г. Салават – 3; г. Благовещенск – 1; г. Туймазы - 1.

В соответствии с пунктами 1.2, 2.5, 2.6, 2.7 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест», введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 № 3395 (далее - ГОСТ 17.2.3.01-86), стационарный пост наблюдения предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа.

Число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тыс. жителей, 2 поста - 50-100 тыс. жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тыс. жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тыс. жителей, 5 - 10 постов - более 500 тыс. жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей.

В населенных пунктах устанавливают один стационарный или маршрутный пост через каждые 0,5 - 5 км с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнения.

Аналогичные требования к размещению и количеству постов наблюдений за состоянием загрязнения атмосферы предъявляются «РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы» (далее - РД 52.04.186-89).

В ходе проверки прокурор пришел к выводу, что с учетом числа населения количество постов государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха на территории Республики Башкортостан в городах Сибай, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Учалы, Туймазы не соответствует требованиям вышеназванного ГОСТ 17.2.3.01-86, а также РД 52.04.186-89.

Так, с учетом числа населения на сегодняшний день в г. Сибай необходимо 2 поста, в г.Кумертау необходимо 2 поста, в г.Нефтекамск необходимо 2-3 поста, в г.Октябрьский необходимо 2-3 поста, в г.Белебей необходимо 2 поста, в г.Ишимбай необходимо 2 поста, в г.Мелеуз необходимо 2 поста, в г.Учалы необходим 1 пост.

При этом в вышеуказанных населенных пунктах полностью отсутствуют какие-либо посты наблюдений за состоянием загрязнений атмосферного воздуха как государственного, регионального, территориального и локального уровней.

В г. Туймазы в настоящее время не хватает 1 поста наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

Указанные обстоятельства установлены актом прокурорской проверки ФГБУ «Башкирское УГМС» от 12.09.2022.

Не соглашаясь с указанными выводами, представитель Росгидромета указывает, что наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в городах Сибай, Кумертау, Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Учалы должны быть организованы исполнительными органами Республики Башкортостан исходя из численности населения данных городов менее 100 000 человек. При этом полагает, что указанные истцом ГОСТ 17.2.3.01-86 и РД 52.04.186-89 устанавливают лишь общие требования к проведению наблюдений без их конкретизации применительно к государственной, территориальной или локальными системам наблюдений.

Суд исследовал довод ответчика о том, что требования к государственной, территориальной или локальными системам наблюдений за состоянием окружающей среды дифференцированы утвержденными приказом Минприроды РФ № 524 от 30.07.2020 «Требованиями к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением».

Действительно, пунктом 158 данных Требований предусмотрено, что пункты наблюдений государственной наблюдательной сети организуются преимущественно в административных центрах субъектов РФ, городах с населением более 100 тысяч человек и крупных промышленных центрах. Пункты наблюдений территориальных систем наблюдений организуются в городских и иных поселениях с населением менее 100 тысяч человек, а также в дополнение к пунктам государственной наблюдательной сети.

Согласно п.121 Требований наблюдение за загрязнением окружающей среды осуществляется государственной системой наблюдений, формирование и функционирование которой обеспечивает Росгидромет, а также территориальные системы наблюдений, формирование и функционирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в установленном порядке.

Вместе с тем, пунктом 124 Требований предусмотрено, что организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким федеральным органом в настоящее время является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Также ответчик ссылается на то, что Росгидромет регулярно направляет предложения о выделении финансирования для выполнения работ по модернизации и развитию государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха. Однако, ФЗ «О федеральном бюджете на 2022год и на плановый период 2023 и 2024 годов» финансовые средства на открытие и эксплуатацию стационарных постов наблюдений не предусмотрены.

Аналогичные пояснения дала опрошенная 12.09.2022 в ходе проверки начальник ФГБУ «Башкирское УГМС» Горохольская В.З., которая пояснила, что в связи с отсутствием необходимого финансирования из федерального бюджета на приобретение, установку и содержание стационарных постов наблюдения соблюдение требований указанного руководящего документа в части наличия необходимого количества постов исходя из численности населения в вышеуказанных городах в настоящее время не представляется возможным.

Вопреки доводам ответчиков суд полагает, что отсутствие бюджетного финансирования не освобождает Росгидромет от обязанности принять меры, направленные на достижение финансирования оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха согласно предусмотренным нормативам.

Учитывая, что федеральным законодательством обязанность по финансированию оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха возложена на Росгидромет, а вопросы по осуществлению материально-технического оснащения наблюдательной сети, ее оборудования отнесены к ФГБУ «Башкирское УГМС», настоящий иск подлежит удовлетворению только в отношении двух ответчиков - Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ФГБУ «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

В силу статьи 6 Федерального закона № 96-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся, в частности, участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха.

Согласно п.3.77 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства РБ №200 от 17 мая 2013г., Минэкологии РБ участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в осуществлении государственного экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Башкортостан.

При этом, суд отмечает, что конкретные исковые требования в адрес Министерства природопользования и экологии РБ и Правительства РБ истцом не заявлены, обязать их к каким-либо действиям прокурор не требует, несмотря на включение данных организаций в число соответчиков. В связи с чем в отношении данных ответчиков иск подлежит отклонению.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ суд может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для организации финансирования оборудования стационарных постов наблюдения, срок в отношении обязанности Росгидромета должен быть установлен в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а ФГБУ «Башкирское УГМС» обязано принять меры по оборудованию необходимых постов наблюдения в срок в течение 9 месяцев с момента выделения соответствующего финансирования.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об обязании принять меры по финансированию и организации оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Обязать Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ИНН 7703092752, ОГРН 1037739532192) в срок в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять исчерпывающие меры, направленные на финансирование оборудования стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, а также на обеспечение проведения на них наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в городах Сибай, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Учалы, Туймазы Республики Башкортостан в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов, введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 № 3395.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ИНН 0276014882) в срок в течение 9 месяцев с момента выделения денежных средств оборудовать в городах Сибай, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Учалы, Туймазы Республики Башкортостан посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов, введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 № 3395.

В удовлетворении исковых требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Судья Ю.В.Проскурякова

Решение в окончательной офрме изготовлено 15.03.2023 г. Ю.В. Проскурякова

2-157/2023 (2-6479/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Правительство Республика Башкортостан
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан
ФГБУ "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Другие
Администрация г. Кумертау
Администрация ГО г. Октябрьский
Администрация МР г. Ишимбай
Министерство земельных и имущественных отношений Республики башкортостан
Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа
Администрация г. Учалы
Администрация г. Нефтекамск
Администрация ГО г. Мелеуз
Администрация г.Сибай
Администрация ГП г. Туймазы
Администрация МР г. Белебей
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Судья
Проскурякова Юлия Вячеславовна
Дело на странице суда
oktiabrsky.bkr.sudrf.ru
29.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2022Передача материалов судье
30.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Судебное заседание
07.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее