Дело № 5-2(1)2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 декабря 2014 года город Энгельс
Судья Энгельсского районного суда Саратовской области Шапин С.А., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи»,
установил:
на основании поступившей информации от главного врача МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» и с целью проверки соблюдения требований законодательства, регулирующего оборот наркотических, психотропных средств и их прекурсоров, сотрудником Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности указанного медицинского учреждения, связанной с использованием и хранением наркотических, психотропных средств по адресу: <адрес>.
Поводом для проведения проверки послужил выявленный ДД.ММ.ГГГГ факт передачи медицинской укладки № при смене выездной бригады с поврежденными ампулами морфина (1 ампула) и сибазона (1ампула).
В результате указанной проверки на обследуемом объекте было установлено нарушение юридическим лицом требований Федерального Закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1148, Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, для амбулаторных и стационарных больных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года № 644, а также приказа Минздравсоцразвития РФ от 16 мая 2011 года № 397н об утверждении Специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно материалам дела, в нарушение требований указанных нормативных актов, в проверяемом учреждении на момент проверки выявлен факт ненадлежащего хранения наркотических средств «Сибазон» в количестве одной ампулы и «Морфин» в количестве одной ампулы в медицинской укладке врача бригады скорой помощи, что привело к разрушению целостности указанных ампул и разливу их содержимого в марлевую подстилку укладки. Кроме того, в журнале регистрации наркотических средств и психотропных веществ графы не соответствуют форме, установленной приложением № 1 и № 2. В журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров отсутствуют инициалы лица, ответственного за ведение данного журнала. Указанные недостатки, как следует из протокола об административном правонарушении, свидетельствуют о нарушении юридическим лицом положений статей 20 и 39 Федерального Закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
В судебном заседании руководитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица Романов А.Ю., а также представитель учреждения по доверенности Гольцева Н.В. с выводом должностного лица контрольно-надзорного органа не согласились. Не оспаривая факта разрушения целостности ампул «Сибазона» и «Морфина» в медицинской укладке врача бригады скорой медицинской помощи, Романов А.Ю. вместе с тем указал, что данное обстоятельство безосновательно было расценено проверяющим лицом как ненадлежащее соблюдение юридическим лицом правил хранения наркотических средств. Такой вывод не соответствует действительности, поскольку руководитель (главный врач) медицинского учреждения своевременно был проинформирован о факте порчи двух ампул в медицинской укладке при передаче ее последующей смене бригад, незамедлительно принял меры к фиксированию данного события и направления соответствующих сведений в контрольно-надзорный орган для проведения проверочных мероприятий. Все требования относительно обеспечения сохранности и учета наркотических средств в помещении Станции скорой медицинской помощи и при выдаче их выездным бригадам, юридическим лицом были предприняты. Получая медицинскую укладку при выходе на дежурство, врач несет ответственность за ее сохранность и правильное использование. В указанном случае обеспечение сохранности медицинской укладки находится вне рамок непосредственного контроля со стороны учреждения. Повреждение двух ампул с наркотическими веществами произошло в результате случайного внешнего воздействия на медицинскую укладку, что нельзя рассматривать как противоправное действие лица, использующего ее в своей деятельности. Выявленные недостатки в ведении журналов не повлекли за собой нарушений в порядке хранения, учета и использования наркотических средств.
Заслушав представителей привлекаемого к административной ответственности юридического лица, рассмотрев материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 681 от 30 июня 1998 года «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», морфин является наркотическим средством, внесенным в список II, а сибазон (диазепам) – психотропным веществом, внесенным в список III.
В судебном заседании установлено, что работник МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» ФИО4 (фельдшер выездной бригады) ДД.ММ.ГГГГ заступила на дежурство и приняла по смене бригад медицинскую укладку № с наркотическими средствами (4 ампулы морфина) и лекарственным средством сибазон, содержащим психотропное вещество диазепам (2 ампулы). Данная укладка была помещена в сумку-холодильник. Доступ иных лиц к сумке-холодильнику был исключен, в процессе исполнения должностных обязанностей указанные лекарственные средства не использовались.
По окончанию дежурства ДД.ММ.ГГГГ при передаче медицинской укладки № по смене заступающей бригаде был выявлен факт разрушения целостности одной ампулы с морфином и одной ампулы с сибазоном.
Согласно справке об исследовании, проведенном ЭКЦ УФСКН по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в смывах с марлевых тампонов (находящихся в медицинской укладке) обнаружены следы наркотического средства – морфина и сильнодействующего вещества – диазепама. Фрагменты ампул сибазона и морфина (без горлышка) составляют единое целое с находящимися в укладке горлышками и были отделены друг от друга вследствие физического воздействия на них. На остальных, представленных на исследование объектах, каких-либо повреждений не обнаружено.
С учетом изложенного и объяснений представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, данных в судебном заседании и при возбуждении настоящего дела, нахожу, что выданные фельдшеру ФИО4 ампулы с лекарственными средствами (морфин и сибазон) были разрушены вследствие физического воздействия на них, содержимое указанных ампул впиталось в марлевые тампоны. Данное обстоятельство возникло в период нахождения медицинской укладки в распоряжении фельдшера, обнаружено при передаче укладки по смене другой бригаде и о его возникновении незамедлительно было сообщено в контрольно-надзорный орган.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, лицом, ответственным за ненадлежащее хранение наркотических средств, выразившееся в повреждении ампул, в настоящем случае является юридическое лицо – МУЗ «Станция скорой медицинской помощи».
Возбуждая настоящее дело и составляя протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», должностное лицо контрольно-надзорного органа исходил из того, что выявленные в ходе проведенной проверки обстоятельства свидетельствуют о допущенных медицинским учреждением нарушениях, связанных с обеспечением учета, сохранности наркотических средств, а также безопасности такой деятельности.
Одной из задач производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ, является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, а целью назначения наказания – недопущение впредь лицом, привлекаемым к административной ответственности, противоправного поведения.
Таким образом, испытывая государственное принуждение в связи с назначенным наказанием, юридическому лицу должно быть понятно то, какие действия ему впредь необходимо совершать либо от совершения каких действий ему необходимо будет воздержаться в целях исключения повторного привлечения к ответственности.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов:
- у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом;
- данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 ноября 2004 года № 179 утвержден «Порядок оказания скорой медицинской помощи».
В соответствии с пунктами 20, 22 и 30 Порядка оказания скорой медицинской помощи, основной функциональной единицей станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада скорой медицинской помощи. Выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на фельдшерские и врачебные.
В судебном заседании установлено, что выездная бригада, в составе которой осуществлял свою деятельность фельдшер ФИО4, сформирована в соответствии с требованиями Порядка оказания скорой медицинской помощи, имела необходимый набор медицинских лекарств и изделий Названный фельдшер имеет допуск к наркотическим средствам и психотропным веществам.
Данные обстоятельства также подтверждены содержанием протокола об административном правонарушении, из которого следует, что персональную ответственность за сохранность медицинской укладки с наркотическими средствами и психотропными веществами несет фельдшер, получивший такую укладку.
Согласно должностной инструкции фельдшера скорой медицинской помощи от ДД.ММ.ГГГГ, фельдшер обязан обеспечить хранение, учет и списание лекарственных препаратов.
Сведений (доказательств), свидетельствующих о том, что медицинская организация – МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» города Энгельса наделена какими-либо полномочиями или обязанностями, связанными с дополнительным обеспечением контроля и порядка использования лекарственных средств фельдшером в период его дежурства, ставить под сомнение факт соблюдения им порядка хранения медицинской укладки, либо иным образом контролировать его действия, связанные с оказанием медицинской помощи по месту вызова, в судебном заседании не выявлено.
В соответствии со статьей 1.5, частью 2 статьи 2.1 и статьей 2.2 КоАП РФ вина является одним из основных признаков административного правонарушения. Наличие вины является обязательным условием привлечения к административной ответственности.
Понятие вины юридического лица означает: наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу, что в настоящем деле наличие правовой обязанности у МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» осуществлять дополнительный (дублирующий) контроль соблюдения выездными врачами (фельдшерами), ответственными за хранение и правильное использование медицинской укладки, указанных правил (до момента окончания дежурства), как и наличие объективной возможности предусмотреть, а также повлиять на факт возможного ненадлежащего хранения ими лекарственных средств, не установлено.
Изложенное позволяет прийти к выводу о недоказанности вины медицинского учреждения в порче ампул с наркотическим средством и психотропным веществом в медицинской укладке, выданной в установленном порядке фельдшеру, ответственному за ее сохранность.
Между с тем, в судебном заседании установлено, что в журнале регистрации наркотических средств и психотропных веществ медицинского учреждения графы не соответствуют форме, установленной приложением № 1 и № 2 к Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года № 644. В указанном журнале отсутствуют инициалы лица, ответственного за ведение данного журнала.
Указанное обстоятельство представителями медицинского учреждения в судебном заседании не отрицалось со ссылкой на то, что выявленные нарушения устранены, это не повлекло за собой нарушения правил хранения, учета и использования наркотических средств и психотропных веществ, поэтому в данном случае подлежит применению норма о малозначительности совершенного правонарушения.
Исходя из содержания пунктов 3 и 12 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года № 644, юридические лица, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны вести журналы регистрации по форме согласно приложению № 1. Запись в журналах регистрации каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.
Таким образом, обязанность юридических лиц осуществлять ведение названного журнала в соответствии с приложением к Правилам и необходимость указания инициалов лица, внесшего в него соответствующую запись, прямо предусмотрены нормативным актом.
Следовательно, факт ведения журнала с несоблюдением указанных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.16 КоАП РФ, а малозначительным данное правонарушение признать нельзя.
Событие административного правонарушения и вина медицинского учреждения в его совершении подтверждены протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и исследованными при разбирательстве настоящего дела документами.
Вместе с тем, при избрании вида и размера подлежащего применению наказания считаю необходимым исходить из следующего.
Вина медицинского учреждения в несоответствии граф журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, приложению № 1 к Правилам, и отсутствием инициалов лица, внесшего в него соответствующую запись, является неосторожной и носит характер добросовестного заблуждения относительно обязательности соблюдения указанных формальных требований.
Санкция подлежащей применению нормы КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Дополнительное наказание в виде конфискации обязательного характера не носит.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 4-П от 25 февраля 2014 года, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения. Положения статей КоАП Российской Федерации, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших административные правонарушения, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Принимая во внимание, что факт, несоответствия граф журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, приложению № 1 к Правилам, и отсутствия инициалов лица, внесшего в него соответствующую запись, хотя и является формальным нарушением, однако не привел к нарушениям порядка хранения и использования наркотических средств. Иных нарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в медицинском учреждении не выявлено. Лицом, привлекаемым к административной ответственности, является бюджетная организация.
При таких условиях прихожу к выводу об исключительности данных обстоятельств для целей применения наказания.
Руководствуясь частью 1 статьи 6.16, статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░ №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 6.16 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░: